Эта работа Фазиля Искандера из книги «Моё сердце в горах» первого международного литературного проекта России и Абхазии при участии всемирно известного писателя-классика Фазиля Искандера, верного сына абхазского народа. Олег Бгажба – доктор исторических наук, профессор Абхазского Государственного университета; Станислав Лакоба – кандидат исторических наук, видный политический деятель, член правительства советской и современной Абхазии, писатель; Андрей Баранюк – русский поэт, песенник, представитель МИД Абхазии в Марий Эл, член Союза Русского Народа; Николай Абин – полковник ФСБ, контрразведчик, известный в России писатель. В таком авторстве вышла первая книга об истории Абхазии и её современности после жестоких событий 1992 -1993 годов. Кровь и слёзы оскорблённой Абхазии, призыв к вере в единство и справедливость – основной мотив авторских очерков, рассказов и стихов этой книги. Практически весь изданный в России тираж книги был передан абхазской стороне, что явилось своеобразным памятником жертвам грузино-абхазского конфликта.
Фазиль Искандер решил, что его личным вкладом в этот проект станет очерк под названием «Государство и совесть», в котором автор рассуждает о человеческой совести, как непременном атрибуте любой современной власти.
Главная ошибка нашего нового государства, из которого вытекают все его остальные ошибки, по-моему, состоит в том, что власти, сами того не заметив, повторяют ошибку марксизма: экономика – базис, а всё остальное надстройка. Государство, которое живёт по этому закону, обречено на гибель, личинку смерти оно несёт в себе. Советское государство именно поэтому погибло. Это могло случиться несколько раньше или несколько позже, но должно было случиться.
Нам повезло в том смысле, что гибель Советского государства обошлась без кровопролития гражданской войны. Можно сказать, что это было естественной смертью. Хотя можно сказать, что агония его всё ещё продолжается. Это смотря с какой стороны взглянуть на то, что делается у нас.
То, что экономика не является базисом человеческого общества, сравнительно легко доказать. Во-первых, человечество тысячелетия жило, когда никакой экономической науки вообще не было и никому в голову не приходило экономическую сторону жизни объявлять базисом. Во-вторых, все великие религии утверждают, и наш личный опыт подтверждает это, главное в человеке – совесть. То, что главное в человеке, то является главным и для человеческого общества, и для государства.
Парадокс состоит в том, что государство, в котором экономика – базис, прежде всего, обречено погибнуть экономически. В таком государстве экономикой управляют не профессиональные экономисты, а идеологи от экономики. И это совершенно другие люди, которые могут ничего не понимать в экономике.
Так в идеологическом государстве агронома в колхозе выбирали не по признаку его добросовестности и знания дела, а по признаку его идеологической болтовни, где экономика – базис. Так, ничего не понимая в литературе, Жданов пытался управлять литературным процессом. И так годами, десятилетиями в государстве проходит отрицательная селекция, когда тысячи и тысячи людей, слабых умственно и нравственно, оказываются на командных местах. Такое государство обречено было погибнуть. Вот к чему привело изначально непонимание природы человека: экономика – базис.
Базисом человека и человеческого общества является совесть, а экономика одна из важнейших надстроек. При этом экономика может хорошо работать при более или менее здоровом состоянии базиса – совести человека. Экономика без базиса – совести – это зверинец с открытыми клетками, что мы видим сегодня у нас.
Один культурный экономист сказал мне: экономика – полунаука – полуискусство. Мне кажется это определение верным. Экономические законы, видимо, срабатывают при благоприятных условиях соприкосновения с человеком.
Нам много говорят об экономическом чуде возрождения послевоенной Германии. Действительно чудо! Тысячи городов лежали в руинах, миллионы убитых, миллионы раненых, миллионы голодных и беспризорных детей!
Но экономическое чудо расцвета Германии вторично. Главное, разбуженная совесть нации стала могучим фундаментом экономического и духовного возрождения. При виде чудовищного краха нацистский идей, при наглядности всеобщей разрухи у немца очистилась душа от злобной пропаганды, которой он раньше верил. И он сказал себе: «Так это мы собирались создать в Европе и во всём мире новый порядок? Безумцы! Нам надо восстановить страну и мирно жить в семье народов».
И германия расцвела, но порыв совести был первичным.
Наша катастрофа имела гораздо менее наглядный, гораздо более размазанный характер. Верить в коммунизм те, кто верил, перестали задолго до его падения. Однако все, хотя и вяло, делали вид, что верят. В этих условиях после падения коммунизма всенародного искания не было и не могло быть. Совесть за семьдесят лет советской власти не только планомерно истреблялась сверху, но и сам наш человек, чтобы выжить, истреблял её в себе.
Сейчас мы ждём великого экономиста, как в своё время народ ждал доброго царя. Экономическая наука на наших глазах превращается в некую мистику, которая якобы спасёт страну. Всё спасает и всё никак не может спасти. Разумеется, нам нужны культурные, талантливые экономисты. Но такие люди нужны и в любых областях нашей жизни.
Однако нас ждут трагические неудачи, пока мы осознаем, что базисом, фундаментом человеческой жизни и целого государства является совесть.
Разбуженная совесть – самый грандиозный источник человеческой энергии. Но как её разбудить?
Как говорил знаменитый физик, надо поставить перед собой достаточно безумную задачу, чтобы она оказалась достаточно реалистической. На вопрос, что мы строим, мы должны иметь мужество ответить: мы строим совестливое государство, мы строим государство совести. А демократия и рыночная экономика только рычаги этого неслыханного в мире государства. Совестливое государство сегодня звучит несколько смешно, как слон, плачущий при звуках музыки Моцарта. Но завтра это может стать естественным и радостным началом новой жизни, и слон заплачет.
Самые людоедские государства, душившие совесть, никогда её теоретически не отрицали, а просто искажали в свою пользу. Даже они мистически боялись прямо и громко её отрицать.
Интересный диалог в этом отношении был у нашего знаменитого священника-хирурга Войно-Ясеневского со Сталиным. Передаю суть.
– Что это вы говорите – душа, душа. Нет её. Её никто не видел, сказал ему Сталин.
– Совесть тоже никто не видел, отпарировал знаменитый священник-хирург, но ведь вы не станете отрицать, что она есть.
И Сталин промолчал. Не осмелился сказать, что совести нет. В этом великая, непобедимая тайна совести.
Как это, воскликнут скептики, строить государство совести в стране, где одних трясёт золотая лихорадка, других трясёт лихорадка недоедания, где каждый второй – вор?! Утопия!
Но именно потому, что мы дошли до самого дна и окончательно убедились, что нет и не может быть другой опоры, чтобы подняться, совесть нас подымет.
Такие чудеса в России уже бывали. За семьдесят лет, с 1820 года – начало зрелости Пушкина до 1890 года – зрелость Чехова, наши предки создали поистине великую литературу, на создание которой европейские народы потратили не менее пятисот лет. И наша классическая литература признана всем миром как совестливая. «Война и мир» Толстого или «Братья Карамазовы» Достоевского – это не только грандиозные художественные образы, это суть тысячелетней человеческой цивилизации.
Кроме всего этого, два Государства Совести внутри одного, достаточно бессовестного государства, как впрочем, и все государства мира.
Сегодня Россия оказалась в центре кризиса мировой совести. Весь двадцатый век – это кризис мировой совести, вызванный утопией прогресса. Но это отдельная тема. Мы первые начинаем, и за нами последуют так называемые благополучные государства, благополучие которых достаточно относительно.
Чтобы выжить в двадцать первом веке, человечество должно сменить классическую политику хитрости на политику совестливости, то есть политику отсутствия политики. Все государства должны усвоить одну черту истинного гения – простодушие. В этом смысле я бы посоветовал нашему президенту выступить перед мировым сообществом с предложением запрета шпионажа, одновременно, конечно, если предложение будет принято, тщательно укрепить контрразведку. И лучшие люди мира оглянутся на нашу страну с уважительным удивлением.
Но с чего всё это надо начинать? Начинать надо с правительства. Нам нужно правительство алмазной чистоты и прозрачности, и чтобы народ поверил в эту чистоту, и тогда он воспрянет духом. Но что надо сделать, чтобы народ поверил в это поверил? Надо быть такими и никакими другими. Сто абсолютно чистых, толковых людей – и есть правительство. Но где их взять, когда столько жуликов проникает во власть? Они есть кругом. Достаточно найти десять таких людей, и эти десять приведут с собой остальных честных. На это понадобится не более двух-трёх месяцев. Кристалл алмазной честности на вершине власти обязательно вызовет постепенную кристаллизацию всей пирамиды. На эту пирамиду снизу будет давить воспрянувший духом народ, а он воспрянет духом, видя, что вершина власти чиста, а сверху будет давить вершина в силу своего нового состояния.
Надо помнить, что конечной причиной падения царского и Временного правительства было накопившееся в народе брезгливое чувство, что они не чисты. Так оно и было на самом деле. И надо помнить, что бешенее всех взрываются необычайно терпеливые народы.
Надо немедленно привлекать в правительство высокоталантливых представителей гуманитарной интеллигенции. Они утончат психический слух правительства, а это сейчас самое главное для мирного, некровавого движения в будущее. Таких людей у нас достаточно много, несмотря на катастрофическую утечку мозгов. У нас достаточно сильных умов. Сильный ум – плод страдания человека, не потерявшего надежду. Спросят: кто, где и как искать их будет? Даю точный адрес человека, который указал на высокообразованных, умных, совестливых людей. Это – академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Никто лучше него не мог знать об истинной цене тех или иных наших гуманитариев, они все известны.
… Будучи президентом, Борис Николаевич Ельцин сказал по телевидению, что миллиарды рублей, посланные в Чечню, неизвестно куда делись. Президент не следователь, не прокурор, он может не знать кто их украл. Но он обязан знать, кто именно в правительстве за это отвечает, и привлечь его к ответственности.
Это признание – явилось психологической ошибкой. У многих честных людей, услышав такое, руки опускаются, а у жуликов, наоборот, руки начинают чесаться. Если бы за спиной президента стоял настоящий помощник-гуманитарий, он бы посоветовал ему воздержаться от этого печального откровения.
А разве не стыдно нам всем, что такие блестящие умы, как Сергей Аверинцев и Вячеслав Иванов, обучают за границей тамошних университетских недорослей, хотя у нас в наших министерствах, уверен, можно найти достаточно недорослей с высшим образованием, с которыми они могли бы провести семинары по истории человеческой совести, начиная с Вавилова и до наших дней, учитывая, что Вячеслав Иванов знает около ста языков.
И почему у нашего правительства до сих пор нет опубликованной для народа программ своих действий на ближайшие годы? Эта программа должна быть написана ясным, мощным, правдивым русским языком и должна внушить народу несокрушимую надежду на лучшее будущее. Такую программу обработать до степени общенародной съедобности могут только гуманитарии высшего класса! Всё, что мы время от времени слышим от высокопоставленных чиновников, вяло и неаппетитно. Слыша их речи, не только человек, котёнок не спрыгнет с табуретки! Силу настоящего слова никто не отменял и отменить не может. Вспоминаются строчки из стихов Николая Гумилёва:
И в Евангелие от Иоанна
- Сказано, что слово – это Бог.
Но он же в этом стихотворении, опускаясь от мечты к реальности, добавляет:
- И, как пчёлы в улье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.
Вдохновенная воля к добру заставляет слова заново сверкать, этой вдохновенной воли к добру хочется пожелать нашим правителям. И ещё раз напомнить им о том, что «дурно пахнут мёртвые слова ». Критикуя правительство, я ни на минуту не забываю о многом хорошем, что оно делает. Так оно тщательно оберегает нас от мировой скорби. И прекрасно с этим справляется.
Что сказать об интеллигенции? Настоящий интеллигент – это человек, для которого духовные ценности обладают убедительностью, а материальные ценности достаточны призрачны. Всё остальное – образованщина.
Интеллигент – миссионер совести и знаний, которые позволяют человеку жить по совести.
Часть интеллигенции, в особенности врачи и учителя, в труднейших условиях продолжают своё героическое дело.
Большая часть интеллигенции, к сожалению, при виде всего, что творится дома, впала в пессимизм. И это не самое худшее. Я бы сказал так: если при выходе из пессимизма нас ожидает цинизм, то лучше незаметно поворачивать обратно.
Беда стране, где слишком многие люди думают о политике. Честные люди, слишком много думая о политике, невольно отстраняются от созидания, а так как они при этом страдают, думая о политике, они не чувствуют свою вину перед отсутствием созидания. Получается горький парадокс: страдать проще, чем созидать. Вся Россия – пьющий Гамлет. Выход только один. Хочешь вырваться из страданий – созидай! Другого лекарства нет и не будет. Даже сизифов труд освобождает нас от бесполезных рассуждений о полезности сизифова труда.
Никто никогда в европейской и русской истории не пробовал сделать совесть главным инструментом управления народом. Я не говорю единственным, я говорю – главным. Если бы мы имели возможность спросить у бога: «Можно ли управлять людьми при помощи совести?», Он бы ответил: «Я именно это предложил людям через своего сына, но никто из властей не попытался».
Так давайте попробуем? Если мы достигнем абсолютной чистоты, хотя бы на вершине власти, а она видна со всех сторон, это будет первый шаг к нормальной, достаточно гармоничной жизни.
И в один прекрасный день наш человек скажет своему напарнику по выпивке: «Вань, погляди, что делается! У государства совесть появилась! Пора браться за ум! Баста! Не пьём до воскресенья!».
Когда это скажет простой русский человек, тогда начнётся настоящее возрождение России.
Рабочий визит в Абхазию по поводу презентации книги
1. Правительственная дача в Абхазии. Рабочая группа по подготовке презентации литературного проекта встретилась с Павлом Шеремет, снимавшего в это время фильм об Абхазии. |
2. Приём в правительстве Абхазии. |
3. Монтаж телепередачи о новой книге об Абхазии “Моё сердце в горах”. |
4. Презентация книги в культурном центре “Апсны” (“Абхазия”). |
5. Гость из России певец Игорь Корнелюк поздравил абхазцев с выходом первой российско-абхазской книги. |
6. А в это время немецкие и российские военнослужащие спасали раненых миротворцев, обстрелянных грузинской стороной. |