Аналогов Государственного академического русского концертного оркестра «Боян» в мире не существует. Создатель и художественный руководитель этого уникального оркестра народный артист СССР Анатолий Полетаев десятки лет совершенствовал музыкальный коллектив, обогащая звучание самобытных народных инструментов звучанием гобоя, флейты, трубы, валторны, скрипки, чтобы обращаться к народу с высшими достижениями в области искусства.
А.И. Полетаев, выпускник Академии музыки им. Гнесиных, был первым, кто поступил в аспирантуру по классу «баян». Музыкант-виртуоз бросил личную карьеру для того, чтобы служить народу и воспитывать его на классических произведениях именно через оркестр. Ибо концертность, по словам маэстро, — это предельная энергетика, предельная виртуозность, предельный профессионализм. Доктор биологических наук С.В. Зенин в результате исследований выявил, что музыка, исполняемая оркестром «Боян», благотворно влияет на здоровье людей. Однако в канун своего полувекового юбилея музыкальный коллектив, который собрал репертуар славянской музыки и исполнял её на высочайшем уровне, был расформирован по указу министра культуры В. Мединского. Мы беседуем с создателем оркестра «Боян», профессором Анатолием Полетаевым.
— Анатолий Иванович, все мы, кому дорога русская культура, возмущены незаконной «реорганизацией» оркестра «Боян», когда коллектив воспитанных Вами исполнителей расформирован, а Вы как руководитель уволены. Знаем о том, какой унизительной экзаменовке подвергла Вас «экспертная комиссия ведущих деятелей русской культуры», в числе которой выступили худрук и главный дирижёр оркестра «Новая Россия» и Камерного ансамбля «Солисты Москвы» Ю. Башмет, худруки хора им. Пятницкого и народного ансамбля «Россия» им. Зыкиной А. Пермякова и Д. Дмитриенко.
— Я благодарен В.В. Путину за то, что 12 лет назад он подписал документ о том, что оркестр «Боян» надо сохранить. Мы радовались, что наконец-то русская музыка получила поддержку самого президента. Но, увы, формат оркестра сохранили, а фактически его угробили. Оркестр всегда был на самой низкой оплате. У оркестра всегда отнимали то, чего мы достигали. Мы полностью реставрировали храм святого Власия — у нас его отобрали и ничего не дали взамен, нарушив 53 статью закона «О культуре». Наконец, мне удалось добиться, чтобы нам разрешили арендовать кинотеатр «Зенит», но вскоре и его отобрало «Москомимущество». И нас никто не защитил: ни Министерство культуры, ни Администрация президента. Мы защищались, напоминая указание президента сохранить оркестр. Но оказалось, что президент не самый сильный человек в стране. Есть силы покруче. Они могут не выполнять его распоряжение и добиться своего результата окольным путём.
— Каков был состав Вашего оркестра?
— У меня в оркестре были в основном студенты консерватории и выпускники, которые не могли найти себе достойную работу. Я воспитывал их, давал то, что даже аспирантура не может дать.
Прежде чем начать строить оркестр, я был лауреатом двух золотых медалей международных и отечественных конкурсов. Я знаю, что такое виртуозность, что такое техника, что такое концертная форма, концертная архитектура. Мне было, что сказать студентам, которые ко мне приходили. Я видел, что они, даже окончив консерваторию, знают недостаточно, чтобы выполнять задачи, которые стоят перед нашим оркестром. Но после того как они два года проходили у меня школу, мы добились того, чтобы оркестр стал государственным, академическим. Мы представляли Советский Союз по всему миру: в Европе, Англии, Японии, Скандинавии… Министры культуры — и союзные, и зарубежные — слушали оркестр, видели, как его воспринимает публика, и могли оценить значимость оркестра. Только поэтому оркестр «Боян» получил престижную премию Ленинского комсомола, а его руководитель стал народным артистом Советского Союза, это высшая награда. Мы выступали на самых ответственных площадках мира, когда проходили Дни культуры Российской Федерации.
Через мою школу прошли более пятисот человек. После того как они получили образование и стали более квалифицированными, их забирали те коллективы, где платят значительно больше.
— Многие деятели культуры не раз высказывались в том плане, что оркестр — это наше национальное достояние. Его фактическая ликвидация разрушает культурный код русского народа. Возможно ли сегодня что-то сделать для воссоздания расформированного оркестра «Боян»?
— Два адвоката, которые рассмотрели, что было сделано с оркестром, заключили, что это незаконные действия, что там несколько статей, по которым нужно отвечать, как за уголовное преступление. Адвокаты собрали все документы, отправили в прокуратуру, следственный комитет, а те не отказывают, но и не решают дело. Их гоняли из одной организации в другую. Наконец, адвокат – доктор юридических наук, ректор юридического университета — отправил все документы в ФСБ, чтобы через них возможно было донести до президента.
Все эти структуры, и следственный комитет, и ФСБ, отправляют документы в Министерство культуры, а оттуда нам приходит уже заготовленная отписка, что была соответствующая комиссия уважаемых людей, которые приняли решение расформировать оркестр. К счастью, нашлись люди, которые записали это «показательное выступление» на видео и передали мне. Я отдал запись другим, поистине достойным людям – со званиями, народным артистам, членам Союза композиторов, режиссёрам. Их оказалось больше, чем та комиссия, все они возмущены и назвали это «заключение» клеветой и несправедливостью. Написали коллективное письмо, которое тоже есть у адвокатов. Но на него никто не реагирует.
— Оркестр «Боян» — это символ величия духа и единения славян. Почему сегодня это как никогда актуально?
— Боян — древнеславянский певец-сказитель, реально живший в IV веке н.э. на Руси. За шесть веков до принятия христианства он написал «Боянов гимн» на славянских рунах. И суть этого гимна: «Славяне, объединяйтесь от внешних врагов!». Сегодня это важнейший вопрос – объединение славянских народов. Без культуры нельзя объединить людей. Без песни не может жить даже один род. Репертуар оркестра «Боян» – лучшая международная, славянская и русская музыка – это достижение XX века. Поэтому мы и не нужны современным гайдаровцам, которые совершают революции в стране, чтобы не было защитников Отечества, чтобы не было русских, не было тех людей, которые способны побеждать Гитлера, Наполеона, всех, кто посягнёт на нашу страну.
Почему русские песни самые популярные в мире, хотя их никто не рекламирует? Потому что они несут в себе зашифрованное, закодированное добролюбие, добромыслие, доброчувствие. Они благородны. Так вот это добро и нужно уничтожить. Оно мешает строителям нового мирового порядка.
Оркестр «Боян» выступает во всех жанрах: народна песня, эстрадная музыка, симфоническая. Меня упрекали, что мы не работаем в одном жанре – народном, с которого начинали. Но я занимаюсь не жанрами, я занимаюсь воспитанием национального духа и самосознания, национального иммунитета в музыке.
Мне сегодня говорят, что это — экстремизм, что я сею вражду в многонациональном государстве. Но я считаю, что нам нужны все народы и национальности, у всех есть право на национальное развитие, есть язык и народная песня. Все народные песни – целебны: и кавказская песня, и азиатская, и северная. Такой же целебностью и здоровой звуковой средой обладает и славянская музыка. И её надо защищать, чтобы сохранить национальный иммунитет. А национальный иммунитет нам необходим, чтобы защищать свою территорию. Наша экономика отстаёт только потому, что нам всё время приходится защищаться. Мы – лучшие в мире воины, но это стоит денег. Все силы, все деньги уходят на то, чтобы сегодня сохранить страну после предательства Горбачёва и прочих деятелей.
– Анатолий Иванович, с чем бы Вы хотели сегодня обратиться к своим соотечественникам?
– У меня отняли мою суть. Я посвятил этой сути шестьдесят лет жизни. У меня отобрали сцену, право говорить и право воспитывать. В настоящее время Министерством культуры создан при Московской государственной филармонии Большой симфонический оркестр. Они взяли моё название «государственный академический» – то, что я заслужил десятилетиями работы. А «русский концертный» – убрали. И в репертуаре у них в основном западная музыка.
У меня есть только выход на Интернет, где я показываю записи наших концертов. Сейчас вышла моя оратория «Русь Святая», она посвящена православно-патриотической теме. Я считаю, что Россию сегодня должны защищать не только армия, флот, но и православие. Потому что без православия мы потеряем ту основу, которая строилась тысячелетие в России. Если нам сегодня навяжут другую религию, как это делается сейчас на Украине, то мы потеряем Россию, и никакое оружие её не спасёт.
Беседовала Ирина Ушакова
Источник – Слово
Подписать Петицию против уничтожения оркестра “Боян” можно на сайте change.org
Записи концертов оркестра “Боян” в интернете: www.youtube.com