Впервые за все время «жилищной реформы» взглянули друг в другу те, кто разрабатывает законы о «жилищно-коммунальной реформе» и те, кто ощущает ее последствия на собственной шкуре
«Жилищная реформа» идет и катится по стране, принося разрушения и беды. Может быть, кому-то эти слова покажутся преувеличением – но на самом деле мы еще просто в полной мере не ощутили всех последствий вступления в жизнь нового Жилищного кодекса, а еще более – практики его применения на местах, в конкретных житейских ситуациях. Когда «счастливый собственник собственного жилья» оказывается один на один со всем миром и своими «квадратными метрами», которые не имеют никакого смысла перед сложной и дорогостоящей системой жилищно-коммунального хозяйства, оплачивать которую отныне предстоит ему, собственнику, в полном объеме. Оплачивать, причем, не только саму систему ЖКХ, ее работу, ремонт и содержание – но и амбиции и произвол тех, кто сумел эту систему взять под свой контроль. По некоторым оценкам, сегодня в РФ полностью оплачивать услуги ЖКХ, с учетом прогрессирующего износа подавляющей части теплотрасс и водопроводов, самих многоквартирных домов, уже к 2010-му году будет по карману не более, чем четверти нынешних жильцов.
К сожалению, большинство этих самых жильцов многоквартирных жилых домов – а в Иркутске, например, это три четверти населения – об этой близкой перспективе пока что даже не задумываются. Как не задумывается большинство тех, кто живет в благоустроенных квартирах – а сколько на самом деле стоит создать и содержать уникальную, например, систему отопления квартир в условиях Сибири. Постоянный рост квартплаты многие продолжают воспринимать как «стихийное», почти природное явление. Но «многие» это еще не все, и в прошлом году в Астрахани прошел конгресс представителей инициативных групп граждан, обеспокоенных «грозной поступью» роста коммунальных тарифов, угрожающей неизбежным – и массовым – выселением «злостных неплательщиков», в число которых, как уже сказано, попадет большинство обитателей благоустроенного жилья. 30 сентября 2007 года было решено создать Межрегиональное общественное движение «Союз жителей».
27 мая нынешнего, 2008 года по инициативе «Союза жителей» в Москве был проведен «круглый стол» на тему «Управление многоквартирными домами: что нужно изменить в законодательстве?». От Иркутска в его работе принял участие председатель Координационного совета Евгений Еремеев. Мы попросили его рассказать о событии подробнее.
Евгений, о проведении этого «круглого стола» массовая пресса ничего не писала. Кто вообще в нем принимал участие, и кто вообще выступил «куратором» его проведения – ведь организовать и провести такое мероприятие не так-то просто?
Участвовали лидеры товариществ собственников жилья (ТСЖ), активисты домовых комитетов из 35 регионов Российской Федерации – от Иркутска до Калининграда. А организатором выступил Олег Шеин, председатель Совета партии «Справедливая Россия» по жилищной политике и сопредседатель «Союза жителей».
Из активистов «жилищного движения» участвовали Валентина Воронина (Союз жителей Астрахани, объединяющий 1200 домов в непосредственном управлении), Ирина Каверина («Школа Управляющих ТСЖ» Санкт-Петербурга), Евгений Козлов («Надежный Дом», С-Пб), Игорь Вихорев (председатель правления ТСЖ «Краснополянская 3», выигравший суды по возврату общего имущества дому), Андрей Коновал (движение домкомов Ижевска, которое вынудило местные власти разработать порядок передачи домов в управление), Татьяна Комарова (Совет домовых комитетов Тулы), Наталья Ермолина (координатор движения «Союз ТСЖ Новосибирска»), Татьяна Буркова («Ассоциация владельцев жилья» из Самары), Радмир Янгиров (Общественное движение в защиту жилищных прав из Уфы), Константин Рогозин (Алтайская краевая ассоциация собственников жилья, известная своей борьбой с коммунальными монополистами), Игорь Быстрицкий (председатель ТСЖ «Согласие-2» в Калининграде), я, то есть Евгений Еремеев (ТСЖ «Галактика», Координационный совет инициативных групп Иркутска), Марк Грудский (уполномоченный дома в непосредственном управлении города Железнодорожного Московской области) и московские активисты, в том числе от Института «Коллективное Действие». Также выступила со стороны жителей депутат Госдумы Галина Хованская.
С «другой стороны» круглого стола располагались: Сергей Сиваев (Фонд «Институт Экономики города», который известен в народе тем, что он считается автором нового Жилищного кодекса), Александр Дронов (директор Департамента жилищной политики Минрегиона России), Андрей Чибисов (представитель Фонда содействия реформированию ЖКХ) и ряд других чиновников.
О, то есть получился полноценный диалог, а не «игра в одни ворота»? То есть ваши вопросы не повисли в воздухе, а были в лицо высказаны тем, кто имел и имеет отношение к нормотворчеству в области «жилищной реформы»?
Да, разговор получился интересным, и сказано было много чего.
Сначала выступили единым фронтом жилищные активисты. Суть проблем, которые они подняли – раз государство себя избавляет от ответственности по управлению многоквартирными домами (да и управляло оно не так уж эффективно), люди готовы взять свои дома в самоуправление. Но государство, на словах заявляя о поддержке жилищной реформы (чтобы потребители сами выбирали обслуживающие фирмы и прочее), на деле ставит все новые и новые барьеры. Пожалуй, впервые за всю историю реформы ее идеологи в виде администраторов из правительства и правительственных экспертов встретились с правоприменителями в лице жилищных активистов, представляющих десятки тысяч домов.
Активисты затронули основные проблемы: необходимость дать жителям возможность заключить договора напрямую с коммунальными службами, какая бы ни была форма управления, обязать монополистов заключать индивидуальные договора, упорядочить вопрос о бесплатной передаче придомовой территории в общую собственность жителей дома, остановить распродажу общей собственности жителей (подвалы, чердаки – на самом деле, по Жилищному кодексу в перечень общего имущества дома входит много чего), упорядочить процедуру передачи домов в управление (с обязательным актом технического состояния дома), признать на деле непосредственное управление как равную с другими форму управления (включить эту форму в федеральную программу по капремонту). И главное – законодательно установить ответственность чиновников за нарушение норм Жилищного кодекса.
Ну и что, получился «конструктивный диалог» с властями?
Если бы… Чиновники и эксперты от правительства слушали, слушали, и потом высказались сами. И стало очевидно, что они не услышали.
Сергей Сиваев (Фонд экономики города), после того, как назвал себя «независимым» экспертом (а не экспертом правительства, как его «по ошибке» назвал Олег Шеин, который вел круглый стол), стал объяснить жилищным активистам, что основная его позиция (и идеальная схема реформирования ЖКХ) состоит в том, чтобы весь жилищный фонд передать управляющим компаниям. Даже ТСЖ – это хорошо, если будет только посредником между жителями и УК. Почему? Потому что управлять должны «профессионалы». А жители, понятное дело, безответственные любители (этого он не говорил, но и так понятно было). Хотелось спросить: а ЖЭКи, которые брали деньги на ремонт домов и ничего не делали – ответственные профессионалы? А частные конторы с уставным капиталом в 10 000 рублей – ответственные профессионалы? А чем жители, которые болеют за свой дом и заботятся о том, сколько и за что платить, не «профессионалы»? И что вообще такое в данном случае – «профессионалы»: в чем, в какой области? Одни – «профессиональные жильцы»: им деваться некуда, у подавляющего большинства их квартира – единственное жилище, единственная крыша над головой. А с другой стороны – профессиональные «сборщики квартплаты», которые ни за что не отвечают?
Да уж… Это, кажется, в нашей стране сейчас самая модная профессия стала, называется «эффективный менеджер»: собрать с людей деньги и ни за что не отвечать…
Превзошел всех своей «деликатностью» молодой представитель Фонда содействия реформированию ЖКХ Андрей Чибисов, который сразу, в начале своего выступления, начал высмеивать самоуправленцев, спрашивая их, как они решают вопрос с вывозом мусора. Не отвечайте, тут же продолжил он, я знаю – вываливаете мусор в конце улицы! Ясно, что представители из регионов – то есть люди, которые с этой проблемой сталкивались напрямую и непосредственно, и решали ее, конечно же, совсем не так, как пытался представить столичный «реформатор», возмутились.
Вот таким образом и происходит «диалог» между чиновниками и общественниками.
Не побили хоть? Смех смехом, а ведь это и в самом деле оскорбительно…
Ну, побить не побили – все же собрались на встречу люди культурные и не случайные… Но, конечно, это было очень показательно. После этот представителю Минрегиона было уже нечего сказать, и он только призвал всех наладить диалог без взаимный оскорблений. И отметил, что раз государство выбрало такой путь в жилищной политике, то надо с этим мириться и пытаться приспосабливаться…
Так что – получается, все мероприятия, «круглый стол», оказалось впустую?
Нет, если в целом оценить мероприятие, то оно было небесполезно. Во-первых, впервые чиновники увидели в лицо тех, кому они усложняют жизнь, и с кем им придется еще часто сталкиваться, будь то в кабинетах или на улицах.
Во-вторых, жилищные активисты получили опыт общения с авторами и исполнителями нынешней жилищной политики. Смогли убедиться в том, что борьба за жилищное самоуправление будет еще очень и очень долгой.
В-третьих, стало понятно (особенно в ходе утреннего собрания активистов), что уже сложилось сообщество жилищных активистов из разных регионов, которые установили горизонтальные связи между собой, набирают колоссальный опыт противостояния, судебной практики и ведения переговоров. Позиция общая – дома и придомовые территории должны контролировать самоорганизованные жители. Не готовы пока чиновники пойти на встречу, и это понятно – они идут противоположным путем, путем приватизации жилищного фонда и оттеснения жителей от управления денежными потоками и общей собственности на землю. Однако они забывают о том, что все больше и больше людей понимают суть этой политики и начинают бороться. Они не учитывают процесс формирования движения жилищного самоуправления, не учитывают, что, ставя препятствия на пути к самоуправлению, они могут этим еще больше разозлить людей. Наконец, они не думают о том, что насаждение безответственных управляющих компаний однозначно приведет к обострению проблем: впереди все больше и больше случаев отключения от электричества и тепла, как бы добросовестно не платили сами жители за ЖКУ, впереди волна выселений.
Значит, в будущем общество ждет волна протестных движений. И тогда посмотрим, как чиновники будут вести «диалог» с жилищными активистами.
Вопросы задавал Михаил Кулехов
«Союз жителей» принял рекомендации для всех, кто столкнулся с проблемами «жилищной реформы» и пытается наладить свою жизнь в ее условиях.
В соответствии с Жилищным Кодексом, собственники многоквартирных домов имеют право выбрать форму управления своим домом, позволяющую самостоятельно контролировать расходование средств на техобслуживание и иметь договорные отношения с коммунальными организациями. По состоянию на 1 января 2008 года этим правом воспользовалось около половины жителей многоквартирных домов, причем форму договора с управляющей организацией выбрало 20 процентов из них, непосредственного Управления – 18 процентов, ТСЖ-2,6 процента.
В сентябре 2007 года председатели ТСЖ, уполномоченные домов с НУ на конгрессе в Астрахани создали общероссийское общественное движение «Союз жителей», добивающееся ряда поправок в Жилищный Кодекс и смежные с ним законы. Эти поправки поддержаны фракцией «Справедливая Россия» Государственной Думы.
Они во многом совпадают с поправками, подготовленными группой депутатов во главе с Галиной Хованской, Олегом Шеиным и внесенными в Государственную Думу еще два года назад. Прошло первое чтение, а второго чтения все нет и нет…
Рекомендации «Союза Жителей»:
-
Предоставление жителям многоквартирных домов вне зависимости от формы управления домами права прямых расчетов с ресурсоснабжающими организациями.
-
Изменение норм закона 185-ФЗ в части распространения его на дома с непосредственным управлением, ограничения доли собственных платежей жителей при проведении капитального ремонта 5 процентов от сметной стоимости, обеспечение гласности при составлении списков капремонта, обязательной приемки работ уполномоченными от жителей домов (в случае, если дом управляется управляющей компанией).
-
Изменение норм Земельного Кодекса РФ с тем, чтобы придомовая территория определялась в соответствии с Постановлением Правительства №1223 без расширительного толкования территорий общего пользования, а также предварительное межевание земли в случаях т.н. «уплотнительной застройки».
-
Отмена постановления №3020-1 Верховного Совета СССР как противоречащего нормам ст. 36 Жилищного кодекса РФ, а именно, препятствующего оформлению в общую долевую собственность собственников многоквартирных жилых домов подвалов, чердаков и т.д.
-
Определение порядка передачи документации при смене формы управления домами или смене управляющей компании, обязательное хранение документации по домам в муниципальном архиве.
-
Определение порядка реализации норм Жилищного кодекса РФ в новых домах.
-
Формирование единой терминологической базы, исключающей множественное толкование норм жилищного законодательства.
-
Установление особенной ответственности чиновников при нарушении права жителей на выбор формы управления, распоряжение общим имуществом и т.д.
-
Возврат приватизированных общежитий в государственную, муниципальную собственность с тем, чтобы исключить выселение добросовестных плательщиков жителей общежитий при смене собственников зданий.
***
8-10 августа 2008 года, в соответствии с решениями мартовской конференции «Союза жителей», проходившей в Саратове, в Иркутске пройдет Всесибирская конференция, посвященная проблемам «жилищной реформы». Учитывая уникальное географическое положение Иркутска, столицы Сибири, ожидается прибытие делегатов и представителей от 35-40 регионов – Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Приглашаются все заинтересованные граждане, представители власти и предпринимательских структур.
Контактные телефоны:
620-155
56-00-94 (факс).