«Забытые» оценки решающей роли СССР в Великой Победе
Историческая Победа Советского Союза над германским фашизмом и японским милитаризмом по достоинству высоко оценивалась не только главами государств и правительств стран-союзников СССР в военные годы. Смысл и тяжесть советской победы понимали не только У. Черчилль, Ф. Рузвельт, генерал де Голль, но и генералиссимус Чан Кайши, шахиншах Ирана М. Реза-Пехлеви и император Эфиопии Хайле Селассие I, премьер-министры Австралии, Канады, Южноафриканского союза, Новой Зеландии. Руководители многих стран, объявивших в те годы нейтралитет, не только отдавали дань уважения героическим усилиям советского народа, но и оказывали посильную гуманитарную помощь нашей стране и/или участвовали в ленд-лизовских поставках в СССР.
К сожалению, в силу политической конъюнктуры, особенно в 60-х годах прошлого века и позже, высокие оценки почти не «тиражировались» в печати. Не в последнюю очередь потому, что в них упоминались выдающаяся роль генералиссимуса И.В. Сталина в организации Великой Победы, значение Сталинградской битвы для всех фронтов Второй мировой войны. Нелишне хотя бы вкратце напомнить о тех оценках. Это тем более актуально на фоне всё более кощунственной фальсификации истории Великой Отечественной, как и решающего вклада СССР в победу антифашистской коалиции над нацизмом и японским милитаризмом.
Вы только вдумайтесь! Если каждого из 27 миллионов погибших в Великой Отечественной войне почтить минутой молчания — мир замолчит более чем на 50 лет… Если все погибшие пройдут парадом памяти — эта колонна будет идти почти 19 суток… Такое нельзя забывать!
Имон де Валера, премьер-министр Ирландии в 1932—1948 гг., основатель независимой Ирландской республики и её президент в 1920—1970-х (с краткими перерывами): «Западные границы СССР были уязвимы с точки зрения безопасности с 1920-х. Потому в Москве опасались выхода германской армии к ним, вблизи которых Минск и ряд других советских городов. Поэтому между Берлином и Москвой был подписан пакт о ненападении. До этого Польша своей политикой попала в капкан Германии, а обещавшие ей военную помощь Англия и Франция бросили Польшу на произвол судьбы, поощряя Германию к расширению войны на Востоке.
Но Германия проигнорировала военный и промышленный потенциал СССР и стабильность сталинского руководства, потому её поражение в войне с СССР было неизбежным» (из выступления в парламенте в мае 1955 г.).
Мохаммед Захир-шах, король Афганистана (в 1933—1973 гг.): «Великая победа СССР над фашизмом, достигнутая благодаря беспримерному героизму советского народа и его армии, предрешила судьбу колониализма и подняла авторитет Вашей страны на недосягаемую высоту. А Сталинград — это символ великой победы Света над Тьмой, это город-герой для всего человечества» (из выступления в Волгограде, август 1962 г.).
В военные годы Афганистан объявил о своём нейтралитете, но оказывал посильную гуманитарную помощь СССР.
Уильям Табмен, президент Либерии (в 1944—1971 гг.): «…Битвы под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, Курском, в Восточной Европе, взятие Берлина — символы доблести и героизма миллионов граждан СССР и его вооружённых сил, руководимых Сталиным. Устройство СССР, благодаря грамотной политике его руководства и достигнутой сплочённости советских наций, показало уникальную устойчивость в годы войны. СССР внёс решающий вклад в разгром основных военных сил фашизма: это будут помнить в Либерии. Мы вправе гордиться, что наша страна — среди союзников СССР и других держав антифашистской коалиции» (из телеграммы руководству СССР, май 1955 г.).
Западноафриканская Либерия вступила в войну против стран «оси» в середине января 1944 г.; участвовала с осени 1942-го в ленд-лизовских сырьевых поставках в СССР.
Махендра Бир Бикрам Шах Дева, король Непала (в 1955—1972 гг.): «…Наша страна всегда будет помнить о героической победе Красной Армии и советских народов над нацистами в Сталинграде. Этой победе трудно найти аналоги в мировой истории. Красная Армия и Сталинград — это единое целое для мировой истории и всего человечества» (из выступления в Сталинграде, июнь 1958 г.).
Непал был нейтральным в войне, но оказывал посильную гуманитарную помощь СССР. Непальские войска участвовали в обороне британской Восточной Индии от японской агрессии в 1942—1944 гг.
Нородом Сианук, король Камбоджи (в 1950-х — начале 1970-х; в 1993—2004 гг.): «…Сталинград учит, как нужно отстаивать национальную независимость, бороться с агрессорами. Усиление мировой антиколониальной борьбы и её новые победы были бы невозможны без великой Сталинградской победы Красной Армии и исключительной роли этой армии в разгроме фашистского блока. Помнить об этом — моральный долг всех народов» (из выступления на приеме в Кремле, июль 1956 г.)
Камбоджа, французский протекторат в 1890-х — середине 1950-х, была оккупирована войсками Японии и Таиланда в 1940—1945 гг.
Нури Саид, премьер-министр Ирака (в 1920-х — середине 50-х): «…Исход Сталинградского сражения предрешён тщательно спланированными действиями русских войск и их самоотверженностью. Сталинградская победа способна радикально ухудшить позиции войск «оси» на всех фронтах мировой войны» (из выступления в национальном парламенте. Январь 1943 г.).
«…Трансиранский коридор союзнических поставок, в котором участвовал наш порт Басра, был уникальным проектом. Сыгравшим неоценимую роль во взаимодействии между ними, как и в сдерживании военных планов Германии и Турции в регионе и в отношении СССР. А советские военные победы сделали неуязвимым этот коридор для германо-турецких планов по его оккупации и вторжению в Левант (французский протекторат в составе Сирии и Ливана в 1920—1943 гг. – Прим. Ред.), Ирак, Иран, на Аравийский полуостров» (из беседы с главой британского МИДа Э. Бевиным, март 1948 г.).
Ирак объявил войну Германии, Италии и Японии в середине января 1943 г.; был среди главных поставщиков нефтяного топлива союзным войскам на Ближнем, Среднем Востоке, в Северной и Северо-Восточной Африке в 1940—1945 гг.
Алексей Чичкин
Газета – Слово