Господин Чубайс как всегда на острие прогресса. Оставив на время заботы о нанотехнологиях, он стал ратовать за внедрение ветровой энергии. Как образцовый эффективный менеджер, начал с денег, выступив с нетривиальным предложением – деньги пенсионных фондов пустить не то чтобы прямо на ветер, а сначала на ветрогенераторы. По его мнению, надо бы построить 15-20 парков в продуваемых регионах и электрифицировать быт проживающих там бедолаг.
Конечно, предложение хорошее и, главное, в русле мировых экологических тенденций. Людям в ХХI веке без электричества жить неудобно. А у нас есть еще места, куда ЛЭП не дотянулись. Вот и работают небольшие дизельные электростанции, пожирая топливо (1 миллион тонн в год) и загрязняя окружающую среду. Ветряки в такой ситуации как нельзя кстати. И 4 триллиона денег будущих пенсионеров на этом благородном поприще были бы более чем уместны.
Беда в одном – не окупаются эти ветряки. А одно из главных правил вложения пенсионных денег – безусловная ликвидность, исключительная надежность и приемлемая доходность, чтобы фонды росли, обеспечивая достойный отдых финансово грамотных людей. Ветропарки не обеспечивают ни того, ни другого, ни третьего.
По расчетам специалистов (специально посмотрел в интернете), выходит, что индивидуальные ветряки не окупаются никогда. Так прямо и написано – никогда! За время службы энергоустановка не успевает выработать столько электричества, чтобы хотя бы возместить потраченные деньги – на оборудование, доставку, установку, наладку и, увы, текущий ремонт и обслуживание. Таков вердикт в отношении знакомых всем лопастных турбин.
А есть еще и вертикальные. По отношению к ним оценки более ободряющие: «…Дают основания разговаривать об их окупаемости…», если их в кучку собрать. Но только «основания» и только «разговаривать». Оптимизма тоже мало.
Но это теория. А практика? У нас построено несколько ветровых станций. Кое-какие сведения удалось собрать. Куликовская ВЭС в Калининградской области – из 21 установки 6 безнадежно вышли из строя, а остальным требуется капитальный ремонт, на Анадырской ВЭС из 10 ветряков 7 требуют капитального ремонта, строительство Элистинской станции приостановлено на неопределенный срок, башкирская станция с романтическим названием Тюкпильды в плачевном состоянии, а Заполярная в республике Коми не работает и готовится к продаже (очереди покупателей пока нет).
Конечно, ветряки нам нужны. У нас 65 % потенциальных потребителей электричества off-grid, то есть вне сетей. И провода издалека тянуть туда совершенно нерентабельно. Мировой опыт подсказывает, что в странах с похожими проблемами выход из положения как раз в использовании альтернативных источников – ветра, солнца, геотермальных, морских приливов. И у нас это не только возможно, но и необходимо. Правда, «обоснованные тарифы» альтернативного киловатт-часа находятся в диапазоне от 15 до 150 рублей, а не 3-4, как «традиционного». И вот аккурат в этом месте возникает главный вопрос: «Кто будет покрывать разницу?». Потребитель, естественно, не в состоянии.
Поэтому проект этот – такой необходимый и актуальный – должен стать государственным. А вовсе не полагаться на деньги пенсионеров.
Михаил Беляев, кандидат экономических наук, ведущий аналитик Агентства СЗК
Источник текста: Агентство СЗК
Фото: dobroman.ru