Последние дни 2019 года для Дагестана ознаменовались визитами высокопоставленных федеральных чиновников. С разницей в несколько дней республику посетили глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин, глава Минкавказа Сергей Чеботарев, замглавы Минобороны Тимур Иванов и председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин.
Появление высоких гостей из Москвы сопровождалось заверениями в поддержке федеральным центром любых инициатив, заявлениями о высоком уровне темпов социально-экономического развития региона, а также высокими оценками деятельности команды действующего руководителя субъекта.
И можно вроде разделить с гостями восторг от увиденного, поскольку львиная часть выросшего существенно республиканского бюджета расходуется на нужные людям социальные проекты. Их количество, начиная от ремонта и строительства школ и заканчивая дорогами, мостами и газо- и водопроводами, значительно увеличилось, и они улучшают жизнь многим дагестанцам. Объемы таких работ связаны с авторитетом и усилиями Главы Дагестана Владимира Васильева и производят определенное позитивное впечатление.
Васильев подтянул все-таки дисциплину, повысил планку ответственности чиновников и вкупе с тем, что значительные средства власти направили на повышение зарплат, улучшение лекарственного обеспечения и водоснабжение, предопределил положительные оценки работы.
Кроме того, по сообщению Дагстата, индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности за январь-ноябрь 2019 года по сравнению с соответствующим периодом 2018 года составил 100,8%, тогда как за январь – ноябрь 2018 года – 96,8%, означавшего спад в экономике. Рост же индекса обусловлен увеличением объемов в строительстве, сельском хозяйстве и транспорте.
Вместе с тем, рост индекса незначительный и из-за снижения объёмов оборонзаказа продолжается спад в промышленности, не растёт торговля, наблюдается медленный рост в сельском хозяйстве. Также не в полном объёме, судя по опубликованной информации, будут освоены федеральные средства на национальные проекты, что тоже не красит органы исполнительной власти Дагестана.
Но как федеральные, так и региональные руководящие чиновники не рискуют говорить о проблемах и собственных недостатках своей работы. Дело в том, что Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев периодически упрекают членов Правительства РФ за слабое взаимодействие с региональными властями, недостаточную помощь и координацию их работы. По причине того, что курируемые федеральными чиновниками госпрограммы находятся в зоне их ответственности, они воздерживаются от публичной критики руководства регионов, поскольку тогда и они сами тоже виноваты, т. к. недоглядели, не помогли, вовремя не согласовали.
С другой стороны, высшее начальство обеспокоилось реализацией нацпроектов и госпрограмм на местах, и оно посылает нижестоящих руководителей проконтролировать как там идёт работа. Поскольку много информации на федеральном уровне о том, будто в регионах реализация проектов идёт либо медленно, либо «тяп-ляп», либо по криминальным схемам. Поэтому федеральным чиновникам, по-видимому, нужно было лично убедиться в том, что хотя бы значимые объекты реализуются относительно качественно и в полном объеме. Что им и показали.
Но в то же время некоторые эксперты и СМИ акцентируют внимание лишь на ошибках и недоработках властей республики, привлекая читателей громкими заголовками.
Но стоит ли преувеличивать значимость негативных моментов, связанных, например, с неосвоением бюджетных средств в годовой срок, поскольку это все равно лучше, чем бы их разворовали или тяп-ляп сделали? Тем более, что большая часть этих денег перейдет на следующий год, и в 2020 году будут реализованы проекты, оставшиеся с текущего года.
Надо также принять во внимание, что был ряд объективных обстоятельств, которые действительно мешали реализации этих проектов. В частности, тот факт, что федеральные нормативы на размеры земельных участков при строительстве школ и больниц не могут быть соблюдены в горной местности.
В то же время субъективные причины неосвоения денег связаны с тем, что в руководстве и аппаратах министерств и ведомств сохранились прежние команды и те же кадры, которые устроились на государственную службу «по блату» и которые не могут обеспечить квалифицированную подготовку и сопровождение проектов и госпрограмм. Мало кого коснулась чистка, а подтягивание новых специалистов было фрагментарным. Поэтому многие проекты в республике начали реализовываться с опозданием, и в этом доля ответственности лежит на руководстве Дагестана.
Не отрицая имеющиеся недостатки и ошибки властей Дагестана, надо всё же признать, что трудяги и квалифицированные специалисты из числа дагестанских чиновников сделали всё, что могли для подготовки и реализации проектов и госпрограмм. При том, что недостатки и ошибки в системе управления нацпроектами отмечены руководством страны и экспертами на всех уровнях, начиная с федерального и кончая республиканским и муниципальным. Поэтому не стоит ждать в Дагестане громких отставок из-за неосвоения бюджетных средств в уходящем году.
Визит Бастрыкина же, как мне кажется, показывает, что линия на антикоррупционную чистку продолжается, это отчасти подтверждается недавними новыми арестами, возбуждением уголовных дел и т.д. Это значит, что начавшая в начале 2018 года кампания не сворачивается, а её масштабы остаются значительными.
В условиях, когда остаётся ряд системных факторов, способствующих коррупции, а также из-за нежелания многих дагестанских чиновников перестроиться, продолжение антикоррупционной кампании остаётся простым и надёжным средством улучшать финансовую дисциплину. Что важно как для Васильева, так и для федеральных властей.
Визит Бастрыкина укладывается в эту логику. Но и в этом случае ни восторг, ни чрезмерная критика вряд ли уместны.
Эдуард Уразаев, политический обозреватель – специально для РИА «Дербент»
Источник: РИА “Дербент”