Начало конца (педагогического образования в России)

  • Post category:Статьи

Под фанфары великих побед и дикие вопли болельщиков, торжественные приемы у президента великих хоккеистов, футболистов, солнцеподобного Димы Билана в СМИ как-то приумолкли песнопения в адрес национальных проектов «Образование» и «Здравоохранение». Загремели новые фанфары, олимпийские. Тем временем с карты России стирается все больше сёл и деревень, все больше незасеваемых полей и некошеных лугов, подростков, не видавших букваря. Полным ходом идет планомерное уничтожение российской деревни, которая на протяжении всей истории была основой своего государства и кормила еще пол-Европы. Со времён «гения» Хрущева, оставившего Россию без хлеба, мы ежегодно закупаем сельскохозяйственную продукцию за кордоном. Россия перестала быть самодостаточным государством. Что у нас в перспективе?

Образование — один из самых консервативных институтов. Развалить его сиюминутно невозможно. Здесь очень сильны традиции, передающиеся учителями из поколения в поколение. Поэтому разваливают образование планомерно и постепенно. Вводятся инновации. Часто таковыми называют тестирование и метод проектов. Возраст этих «инноваций»— около века. Широко применялись они и в практике отечественной школы, но своевременно были справедливо осуждены. Методы эти, конечно, хороши, но в определённых ситуациях и в должных дозах. Российское образование ориентируют на американскую общедоступную среднюю школу, которая всегда была одной из самых отсталых в мире. Ликвидированы единые государственные программы. Это лишает органы образования систематически осуществлять текущий контроль знаний учащихся.

Уровень знаний выпускников школ падает катастрофически. Чтобы закамуфлировать этот факт от общественности, ввели ЕГЭ— бланковое тестирование, от которого развитые страны (Япония, например) давно отказались. В статотчетах стали давать мало кому понятные средние баллы, не переводя их в привычную для россиян пятибалльную систему. Высшее образование уже стало практически недоступным для большей части выпускников. Это значительно снижает мотивацию обучения. Ликвидирован всеобуч, завоеванный кровью и потом наших отцов и дедов. Миллионы детей школьного возраста не учатся. Введение подушевой оплаты труда учителей окончательно уничтожит сельские школы, и армия безграмотной молодежи будет неуклонно возрастать.

Почти забыты педагогическое наследие К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. Нам подавай педагогику Монтессори, Штейнера и другие теории, неприемлемые на российской почве. В школе все больше всевозможных шоу: «учитель года», «открытый урок для президента», школьные парламенты и т. п. Они отнимают у учителей и школьников очень много времени и сил, а ничего, кроме вреда. не дают.

Цены на книжную продукцию в России давно превысили мировые. Канули в Лету серии для школьников «Мир знаний», «Горизонты познания», «Знай и умей», «Эврика». В Советском Союзе такие серии издавались миллионными тиражами, цены на такие издания были сравнимы с ценой порции мороженого, и книги находили своего читателя. Заменой им стали дневники от Ксении Собчак, заговоры и заклинания колдунов и знахарей, руководства по магии, астрологии, хиромантии. Пособия для школьников и студентов нередко пишут авторы, плохо владеющие русским языком и предметом своего пособия. В издательствах такие пособия не только не рецензируются, но даже не читаются, а сразу идут в тираж и широко рекламируются (СОЛОН-ПРЕСС, БХВ-Петербург). СМИ усиленно пропагандируют сексуальную распущенность, насилие, гедонизм, легкую и роскошную жизнь. Результаты уже налицо. Ежегодно тысячи школьниц оказываются в роддомах. Может ли вырасти здоровым ребенок, зачатый в подворотне и рожденный на уроке четырнадцатилетней мамой? Самыми популярными профессиями у молодежи стали менеджер, юрист, маркетолог. Все хотят управлять. Кто же производить-то будет? Практически ликвидирована система профессионально-технического обучения. Все труднее найти высококвалифицированного рабочего, инженера. В тоже время катастрофически растет управленческий аппарат во всех сферах.

Тяжелейший удар нанесен «реформами» по учительскому корпусу. Еще в начале перестройки многие учителя (не самые плохие!) ушли из школы на базар и сегодня продолжают успешно торговать там колготками и памперсами. Назад в школу их теперь и калачом не заманишь. Руководители нацпроектов подчеркивают громадные финансовые вложения в образование. Во-первых, средства эти не такие уж громадные, а во-вторых, надо смотреть, во что они вкладываются. Приобретается компьютерная техника (о программном обеспечении учебного процесса даже речи не идет), школы подключают к сети Интернет, оборудуются столовые, буфеты, теплые туалеты. Без учителя компьютер— всего лишь железка, а Интернет— средство связи, дающее доступ к порносайтам и другим подобным развлечениям. Учит только учитель, а он продолжает оставаться нищим, даже после пресловутого ельцинского Указа №1 и последующих многочисленных, широко разрекламированных «повышений» учительской зарплаты. Зарплата молодого учителя продолжает оставаться ниже заплаты технички в офисе.

Результаты реализации школьной реформы можно проследить на примере Лебедянского педагогического колледжа Липецкой области, имеющего почти вековую историю и бывшего одним из лучших средних педагогических учебных заведений и в СССР и в России. Почти в каждой школе области работают его выпускники. Работают они во многих странах СНГ и даже в дальнем зарубежье. Среди бывших выпускников— доктора наук, профессора, руководители учебных заведений. Всего несколько лет назад никто не приходил в отдел кадров с предложением своих услуг в качестве преподавателя. Преподавателей администрация принимала только по приглашениям, выбирая их из лучших учителей школ района и области. Конкурсы на педагогические специальности иногда превышали 10 человек на место. Педагогическое образование было престижным. Сегодня даже собственных выпускников не удается удержать в колледже в качестве преподавателей дольше года. За последние 5 лет ежегодно— недоборы. Приходится принимать всех, кто приходит. Вместо педагогических появились новые специальности: туризм, архивное дело. Педагогический колледж постепенно превращается в некое подобие ПТУ. И, наконец, последний удар. В текущем учебном году около тридцати преподавателей, у которых на первое сентября 2008 года наступает пенсионный возраст, увольняют по сокращению штатов. Такого еще не было в истории заведения. Увольняется педагогическая элита, преподаватели с большим опытом, многие годы составлявшие славу и доблесть педагогического коллектива. Остаются молодые, многие из которых ни дня не работали в школе. Наверное это — начало конца, конца педагогического образования в России.

В школах картина аналогичная. Местные руководители образования предлагают снижать рейтинг школам, в которых средний возраст учителей выше 34 лет. Но 34 года— это же возраст расцвета педагогического творчества. Ведь учителями не становятся ни в семь лет, ни в 22— после окончания педагогического ВУЗа.

Реформы министра Фурсенко очень похожи на реформы другого академика, академика Лысенко. Но, если последний отбросил на столетие назад генетику и сельскохозяйственные науки, то нынешние реформы грозят уничтожением всей системы образования в России. Если их не остановить своевременно, то на восстановление этой системы потребуются столетия.

Председатель Общероссийско общественной организации “Журналисты России”, Заслуженный учитель РФ.

Ясенков В.М.