В декабре минувшего года ушёл от нас известный славист, председатель Общества русско-сербской дружбы Илья Михайлович Числов.
Всю свою недолгую жизнь он кропотливо изучал историю славянского мира, переводил сербскую классику и духовную литературу, искромётно реагировал на все попытки врагов славянства разделить триединый русский народ, маленькую, но непокорную Сербию. И.М. Числов понимал, как и враги наши понимают, что политика и духовные вопросы неотделимы.
28 октября состоялась публичная лекция Ильи Михайловича в Николо-Угрешской семинарии. Это его последнее выступление.
В 2019 г. мы отметили 800 лет автокефалии Сербской православной церкви, 630 лет битве на Косовом поле (1389), называемой Сербской Голгофой, а также 20-ю годовщину военной агрессии США и НАТО против суверенной Югославии и мужественного противостояния сербов.
Что же значит для нас Сербия? Отвечая на этот вопрос, важно сказать о значении автокефалии Сербской православной церкви.
В 1219 году святитель Савва Сербский – величайший святой братской Сербской земли получил право на административную независимость Сербской православной церкви от византийского патриарха и императора в Никее. Это и некоторые другие обстоятельства давали возможность уже в то время и до сих пор позволяют некоторым людям говорить, что настоящей автокефалии тогда не было, да и отсчёт нужно вести от даты более поздней, когда святой благоверный князь Лазарь добился автокефалии в Царьграде. Но это не верно.
Почему же здесь есть некие противоречия и разногласия до сего дня? Потому что противником святителя Саввы был могущественный архиепископ Охридский, архиепископ Юстинианы и всея Болгарии, как он сам себя именовал, Димитрий Хоматиан – человек очень умный, образованный, предтеча всех нынешних экуменистов. Он бросил такую фразу святителю Савве Сербскому в одном из посланий: «Тебя поработила любовь к Отечеству». То есть, с его точки зрения, это был большой недостаток.
Но Сербская православная церковь на этих святосаввских принципах стоит и по сей день. Один из столпов Сербской церкви наших дней, я бы дерзнул сказать, и вселенского православия – это нынешний митрополит Черногорско-Приморский господин Амфилохий. Также я не раз слышал проповеди об Отечестве земном и небесном из уст великого старца сегодняшней Сербии, архимандрита монастыря Велика Ремета на севере Сербии (его часто называют игуменом всей Фрушской горы, т.е. сербского Афона) старца Стефана. Удивительная личность! Чем-то сродни нашему старцу Кириллу Павлову – воину, который сначала с оружием в руках защищал своё земное Отечество, а потом и по сей день ведёт нелёгкую брань с врагом невидимым, но при этом не забывает и об Отечестве земном.
И здесь стоит подойти к самому главному: что для нас Сербия, в том числе и Сербская православная церковь? Как каждый отдельно взятый человек неповторим, так и отдельно взятый народ. Каждый вносит свою лепту в общую сокровищницу. Есть свои неоспоримые достоинства у греков – учителей наших, и Святая Русь – подножие престола Господня, Третий Рим – центр мирового православия тоже обладает своими достоинствами. Но есть – здесь и сейчас (!) – и свои достоинства у православной Сербии. И не раз из уст пастырей – и русских, и сербских, и эллинских – мне приходилось слышать о главном из них. Это – ревность о Господе. Сербы, говоря словами величайшего русского философа XX столетия, настоящего православного христианина Ивана Ильина, в частности, показали, как можно и должно сопротивляться злу силой. И мы это видели и в роковом и судьбоносном 1999 году, и намного ранее.
Православная Сербия вступила в бой с безбожным Западом 11 апреля 1994 года. И вот что удивительно – тому есть немало свидетелей, – именно в этот день, скорбя о сербском православном народе, заплакала новая икона святителя Саввы Сербского в Старо-Симоновом монастыре в Москве. Сейчас она перенесена в храм Святого баговерного князя Александра Невского в Кожухово. Эти слёзы видели и прихожане, и священники.
Американцы тогда бомбили сербов в Крайне и Боснии, за пять лет до агрессии США и НАТО на Косове. Сербы первыми встали на пути врагов православия. Эта сербская ревность о Господе подразумевает не только духовное, но и военное противостояние ненавистникам имени Христова, как уже не раз случалось в истории.
Почему сербы нам так близки? Действительно, нет у нас в этом мире никого ближе. Украина и Белоруссия – это мы сами, триединый русский народ. А из зарубежных братских народов – славянских и православных – нет никого ближе сербов…
В XX столетии мы знаем мудрого сербского протоиерея Димитрия Найдановича – ученика святителя Саввы Сербского. Эта благотворная преемственность продолжается. Труды ученика Димитрия Найдановича – преподобного Иустина (Поповича) – давно стали учебниками в духовных заведениях – сербских, русских, греческих, а его исследовательская работа о Ф.М. Достоевском несказанно обогатила наше литературоведение.
У святителя Николая (Велимировича) мы найдём очень много самых разных высказываний, но по большому счёту всё опять же сводится к этому символическому и органичному двуединству сербской традиции, основы которой заложил ещё святитель Савва Сербский: единство веры и крови, где нет никаких противоречий. Святитель Николай («величайший серб после святого Саввы», как именуют его наши славянские братья) говорил: «По крови мы арийцы, по фамилии славяне, по имени сербы (мы могли бы здесь сказать: русские, а другие православные народы назвали бы своё национальное имя. – И.Ч.), а по сердцу и духу христиане». Святитель Николай Сербский, как и святитель Савва, спустя много веков, тоже не отвергал эту национальную, ветхую, казалось бы, правду. Точно так же, как и ныне действующий митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович), пребывающий на троне своих великих предшественников и величайшего славянского поэта Петра Негоша, который сейчас уже почитаем сербским православным народом как святитель Пётр II, и святителя Петра Цетиньского, его дяди, на груди у которого покоится десница Иоанна Крестителя – рука, крестившая Самого Господа.
А может ли Православная церковь выступить против светской власти? Митрополит Амфилохий был главным инициатором протеста сербских епископов и православных христиан по поводу награждения президента Сербии Александра Вучича орденом Святого Саввы, потому что премьер-министр Анна Брнабич является особой, принадлежащей к сексуальным меньшинствам.
Почему же эти люди оказались во главе православной Сербии – страны, со столь сильным и ярко выраженным национальным самосознанием? Однако сербскому народу нечего стыдиться. Это произошло по тому же самому принципу, по которому в 1999 г. тогдашний президент Сербии Слободан Милошевич, надеясь всеми силами избежать этой войны с Западом, зачистил перед самым началом американо-натовской агрессии культурно-информационное пространство Сербии от сербских националистов, чтобы не дразнить «мировое сообщество и кремлёвских гусей». Так относился к режиму Ельцина Слободан Милошевич. Ещё задолго до 1999 г. о Ельцине он выражался самым непарламентским образом, но после осени 1994 г. вынужден был изменить свою политику. <…> Помогло ли это Милошевичу как политику, помогло ли отстоять сербское Косово? Видим, что нет.
Как председатель Общества русско-сербской дружбы, как славист и преподаватель, я свидетельствую, что Косово даже сейчас, под западной оккупацией, благодаря прежде всего Сербской православной церкви, призыву покойного патриарха сербского Павла – этого великого старца, который призвал сербов не покидать родные очаги, по-прежнему в большей степени остаётся славянским…
До сих пор на сербском Косове (вопреки навязываемому политизированному штампу «в Косово» — ср. «в Украине» — верным вариантом является словосочетание «на Косове» или «на Косове и в Метохии») есть партизанские районы, куда не смеют сунуться оккупанты. Это не толко северный Космет (сокращенный вариант полного наименования края Косово и Метохия), но и многие другие районы, в том числе и на крайнем юге. Я не хочу сказать, что там ситуация безоблачная и что нет никаких проблем на Косове. Косово – это поистине кровоточащая рана православной Сербии.
Возвращаясь к крепости сербского славянского духа и проводя параллели с триединым русским миром, надо сказать, что и у сербов три государства: Сербия, Черногория и Республика Сербская, которая по территории и по населению в два раза больше Черногории (полуторамиллионное государство), но на современной политической карте мира вы её не найдёте. Потому что там православие официально является государственной религией, это даже внесено в текст военного устава, там Закон Божий – обязательный предмет в средней школе. И святого царя-мученика в Сербии почитают гораздо больше, чем у нас. <…> Сербия всегда была признательна России за мужественное решение нашего государя вступиться за славянскую Сербию в 1914 году.
Республика Сербская представляет единственное в новейшей истории Европы христианское государство. Мы с вами живём в христианской православной стране, но официально Российская Федерация православным государством не является, так же, как и Украина, как и славянская Белоруссия.
Величайший святой Сербской земли Савва Сербский принял в далеком XII веке постриг именно в русском монастыре святого Пантелеимона на Афоне. Вот один из истоков автокефалии Сербской православной церкви. «Русский след», как бы сказали сейчас в бешенстве западные политологи. Они тогда ещё усматривали его. Западные политологи порой чаще друзей замечают какие-то вещи. «На Косове – это конфликт вовсе не сербов и албанцев. Это – столкновение Уолл-стрита с Византией», – говорит глубоко враждебный православию, но умный американский профессор.
Подытоживая свое выступление, отмечу главное: сербы, сохраняющие органично присущее им деятельное, волевое начало, по-прежнему являют нам пример славянского мужества и национального достоинства, что здесь и сейчас жизненно необходимо русскому человеку (вопреки утверждениям некоторых даже православных изданий о том, что сербы якобы сдались, сидят-де на двух стульях и т.п.). Как человек, профессионально занимающийся сербской историей и национальной традицией на протяжении уже нескольких десятилетий, могу со всей определенностью засвидетельствовать, что, несмотря на внешнюю «надстройку» в лице президента Сербии и тем более ее премьер-министра (которые сербами не являются и потому никак не могут представлять братскую славянскую страну), общество сербское и в самой Сербии, и в Черногории, не говоря уже о героической Республике Сербской, в тысячу раз здоровее современного российского общества. В первую очередь благодаря своим духовным пастырям и архипастырям, многие из которых являются подлинными столпами не только сербского святосаввского, но и вселенского православия.
Печатается в сокращении
Источник: Слово