Памяти ушедшего друга
Вот и ушел еще один давний и близкий друг – Эдуард Лимонов. Я его звал просто – Эд…
Познакомились мы с ним в Париже, где он жил тогда, окруженный друзьями, женщинами, соратниками по борьбе… Всегда погруженный в непрерывные схватки, дискуссии, творивший новые планы, писавший новые книги, создававший новые партии. Я ему говорил: “Эд, ты прежде всего – писатель. Пиши, люди хотят тебя читать!”. Он спорил: “Какой я писатель, я – организатор, боец, политик…”. Он несколько лет пробовал ничего не писать, занимался Югославией, где воевал за сербов, Приднестровьем, Чечней, рвался во все горячие точки планеты. Но в результате этих войн, поездок возникали новые книги. Сначала он проживал свою книгу в жизни, затем уже писал ее.
Как-то, приехав в Париж, мы с женой остановились у него дома. Жили на мансарде. То есть, на чердаке, других домов у него ни в Америке, ни в Париже, ни в России никогда и не бывало. Бытом он никогда не был обременен. Никогда не было ни машины, ни дома, ни денег…
В России началась перестройка, Эд уже откровенно томился в своем Париже. Первое время, приезжая в Москву, он останавливался у нас на улице Кедрова. Приехал один раз, второй, третий… Затем понял, что он уже нужен здесь, в России, бросил все и вернулся в привычную ему боевую жизнь. Печатался Эд у нас в “Дне”, в “Завтра”, потом создал свою “Лимонку”, свою национал-большевистскую партию. Планы у него были грандиозные; жаль, до большого дела, до большой политики его так и не допустили, хотя сил и умения у него хватало. Мог стать крупным государственником, большим командиром…
Думаю, жизнь у Эда удалась. Он ее сам и писал, от начала до конца… Его жизнь в России неотделима от его книг о России. Как писал, так и жил. Книги останутся навсегда в русской литературе, от знаменитого “Эдички…” до последней “Старик путешествует”, которая выйдет буквально на днях. У него осталось двое детей от актрисы Екатерины Волковой: дочь Александра и сын Богдан. Он вписан в историю России крупными буквами. Кто-то его ненавидит, многие обожают, он прошел и войны, и тюрьмы. Думаю, об Эдуарде будут сниматься кинофильмы, Очень уж яркую жизнь он прожил. Своей воинственной любовью к России он заразил сотни тысяч своих молодых последователей.
Все-таки для меня он так и остался прежде всего – писателем. Большим русским писателем. В кругу близких ему и по жизни, и по литературе Александра Проханова, Юрия Мамлеева, Захара Прилепина…
Не знаю, поставят ли ему памятник в родном Харькове, но в России, в Москве или Поволжье, – поставят обязательно. Это же целая эпоха!
Прощай, Эд!..
Владимир Бондаренко
Источник: День Литературы