В 2003-2007 годах на содержание военного контингента в Ираке Польша истратила 830 млн. злотых. Это, главным образом, закупки боевой техники и военного снаряжения, а также зарплата военнослужащих. Рядовой в Ираке получает 2200 злотых чистыми плюс 1540 злотых за службу за границей и 110 злотых за каждый день участия в боевых действиях.
В нынешнем году расходы ожидаются больше, чем обычно, поскольку дополнительные деньги понадобятся для эвакуации контингента из Ирака, которая должна быть завершена до конца ноября. Итоговая сумма расходов на участие в американской оккупации страны составит 1,018 млрд. злотых (2,22 злотых равны одному доллару США).
Первоначальный оптимизм Варшавы основывался на том, что расходы на содержание оккупационных войск будут с лихвой перекрыты благодаря участию польского бизнеса в восстановлении страны и доступу к иракской нефти. Ожидания были немалыми. Ведь многие еще помнили конец 70-х годов, когда Ирак Саддама Хусейна еще был не «главным врагом» Израиля, а надежным оплотом против экспансионистских настроений Ирана, в котором победила исламская революция.
В Багдаде и других городах Ирака работали тысячи поляков. Они строили электростанции, цементные заводы, дороги, продавали оружие. Ирак был основным торговым партнером Польши среди развивающихся стран. До 1990 года польско-иракский торговый оборот составлял $250 млн. ежегодно, что по тем временам было немало. «Война в Заливе» и последовавшие затем санкции ООН в отношении Ирака свели торговлю к минимуму – товарооборот двух стран в 2001 году составил всего лишь $380 тыс.
В Варшаве предполагалось, что в 2003 году вслед за военным контингентом на берега Тигра и Евфрата двинется польский бизнес. Намерения были серьезны, поскольку Вашингтон пообещал полякам контракты в Ираке на сумму $4 млрд.
В Варшаве считали, что коль Польша является «важнейшим союзником» США по оккупационной коалиции, дело о $4 млрд. уже «в шляпе». Однако вскоре оказалось, что обещанная американцами сумма контрактов была всего лишь приманкой, которая позволила польским властям кое-как успокоить общественное мнение, но не более того.
Министерство экономики приняло сотни заявок от фирм и предприятий на выполнение тех или иных работ в
Ираке, а особенно – на добычу нефти. Если точно, го желание подзаработать на Ираке изъявили 1,6 тыс. субъектов предпринимательской деятельности. Но получилось так, что дальше заявок дело не пошло. Каким-то «чудесным образом» все контракты с марионеточными иракскими властями оказались в руках американцев и британцев. О польских интересах в Вашингтоне и Лондоне позабыли.
В итоге, как заявил эксперт польской конфедерации работодателей «Lewiatan» Джереми Мордашевич, «от присутствия наших войск в Ираке мы не получили никакой видимой экономической или финансовой пользы». Зато получили гробы. На конец 2007 года потери поляков убитыми составили 28 человек.
Что касается торговли, за пять лет оккупации польские фирмы продали в Ираке своей продукции всего лишь на $300 млн. В 2007 году торговый оборот с Ираком упал до $72 млн. – в три с лишним раза меньше, чем при Саддаме Хусейне. В Варшаве кое-кто до сих пор удивляется: как же так, мы, мол, воевали, а в выигрыше оказались другие?! Китай, например, который войск в Ирак не направлял, но его фирмы имеют там контракты более чем на миллиард долларов.
Поляки просто не могут понять, что, во-первых, с их местечковой манерой ведения дел можно двигаться разве что в западные области Украины. Во-вторых, Китай сейчас – это едва ли не единственная страна, которая в состоянии предупредить окончательный крах доллара, с чем американцы вынуждены считаться.
Сейчас, когда Украина на Бухарестском саммите НАТО в отношении ПДЧ, благодаря взвешенной позиции «Старой Европы», получила от ворот поворот, нетрудно предположить, что президент Виктор Ющенко еще более настойчиво будет предлагать участие во всех военных авантюрах Альянса. С тем, чтобы доказать, что без Украины дряхлеющему Альянсу никак не обойтись.
Кто-то должен избивать православных сербов в Косово, кому-то надо драться за африканские нефть и редкоземельные металлы для американского капитала, кто-то должен поучаствовать на стороне албанцев в грядущем распаде Македонии и т.д.
Вот почему всем антинатовским силам Украины нельзя расслабляться. Ведь речь идет не только о том, что наши войска принимают участие в неправедных и антигуманных военных операциях. И не только о том, что гибнут наши люди, притом за чужие интересы. Такое участие, как показывает пример Польши, представляет урон и с экономической точки зрения. Кроме того, пребывание наших войск под чужим началом – это не что иное, как момент утраты Украиной суверенитета.
Можно допустить, что для компрадорской верхушки страны суверенитет – это то, что имеет значение (чисто утилитарное, заметим) лишь во время очередной избирательной кампании. Но для народа – это нечто неизмеримо большее. Только страна, обладающая суверенитетом, в состоянии проводить внутреннюю и внешнюю политику, ставящую целью улучшение жизни людей.
Владимир Нестеров, From-Ua (www.from-ua.com)
Материал по теме на нашем ресурсе:
Как обезумевшие поляки неудачно продали собственную безопасность: https://www.srn.su/vdoc.asp/2008/08/17/10/