Балканский рубеж русских добровольцев

  • Post category:Статьи

Отправляясь в Югославию, они выходили на передовую русского фронта.

19 февраля в Шолоховском зале Союза писателей России прошел вечер памяти добровольцев – воевавших на территории бывшей Югославии непосредственных участников легендарного сражения за высоту Заглавак 12 апреля 1993 года. Представители патриотических общественных организаций, писатели и журналисты, участники войны и их родственники обратились к событиям почти 30-летней давности, чтобы вместе оценить их значение в новейшей истории России. На вечере говорили о тех, кто по велению сердца отправился из идеологически дезориентированной России в полыхающую Югославию, чтобы плечом к плечу с братьями-сербами сражаться за их право на существование. Вектор обсуждения неоднократно смещался от югославских событий к уникальному явлению русского добровольчества в исторической протяженности. Выступающие выразили солидарность в том, что это образец высших нравственных качеств, какие мог явить народ в то тяжелое время. Даже на фоне политического и морального упадка 90-х русский доброволец своим подвигом и пролитой за сербов кровью искупил вину безучастного государства, продемонстрировав и друзьям, и врагам подлинное величие русского духа. По прошествии лет это стало еще заметнее, и в поисках здоровых идеологических ориентиров к их примеру следовало бы обращаться современной России.

Организаторы вечера памяти – Общероссийское общественное движение «Народный собор» при участии Союза писателей России. Во вступительном слове председатель «Народного собора» О. Ю. Кассин обратил внимание собравшихся, что в начале 90-х в мире осталась только одна сверхдержава – США. Российская Федерация под руководством Б.Н. Ельцина была безучастным наблюдателем балканской драмы, хотя Российская Империя или СССР непременно вмешались бы. Однако были граждане РФ, кто самостоятельно покидал страну, чтобы попасть на территорию Боснии и Герцеговины, где уже развернулся геноцид сербского населения, чтобы с оружием в руках сражаться за их свободу и права.

Отдельным героическим эпизодом стал бой за высоту Заглавак, когда 15 русских добровольцев в течение шести часов удерживали высоту под напором сотен исламских фанатиков, прорывавшихся к сербскому Вышеграду.

Трое русских погибли, столько же получили тяжелые ранения, но они выстояли вплоть до подхода подкрепления, при этом были уничтожены до 90 боевиков противника, включая командира бригады, а еще более сотни – ранены. Наступление босняков захлебнулось, а весть о подкреплении у русских обратила их в бегство. Так, 12 апреля 1993 года успешный бой горстки русских против многократно превосходящего числом врага показал духовную мощь добровольцев и вдохновил славянских братьев на дальнейшую борьбу с набирающим силу супостатом. Результатом борьбы стала автономная Республика Сербская, где защитники Заглавка почитаются как национальные герои. Тогда эти люди совершали свой подвиг вопреки рыночному формату собственной страны, следуя зову совести. Сегодня о них тоже почти не вспоминают, а тем временем из 15 участников боя в живых остались только восемь человек. О.Ю. Кассин подчеркнул, что память о героях жива, пока они воспеваются в художественных произведениях и искусстве, поэтому он уверен, что общественные организации должны подать импульс снизу для введения празднования Дня добровольца в России.

Вместе с руководителем «Народного собора» ведущим был заместитель главного редактора газеты «Русский Вестник», писатель и участник обороны высоты Заглавак Борис Земцов. Возвращаясь к событиям 1993 года, он сказал: «Мы отдувались за прихворавшее правительство и продажных журналистов, действовали по зову сердца – без лишних слов, хотя взвешивали последствия и все понимали. Как крещеные люди, мы помогали сербам отстаивать свою веру, землю и право оставаться сербами».

Б.Ю. Земцов вспоминал, как еще в 1992 году в составе группы журналистов вместе с А.А. Прохановым побывал на территории бывшей Югославии и готовил репортажи для «Русского Вестника». Тогда он впервые встретил русских, целенаправленно поехавших защищать единоверцев от агрессии радикальных исламистов и их западных покровителей. Это была первая волна добровольцев, поспешивших на помощь славянским братьям. По его оценке, это прямое выражение чисто русской национальной черты, которая и в прежние столетия побуждала отправляться на Балканы и сражаться против османской оккупации. Присутствовавшие на встрече, увидев погруженность журналиста в тему этой войны, предложили содействие, если он захочет вернуться на сербскую землю, чтобы поддержать братьев не пером, а на фронте. Осознавая все риски, он принял предложение и в 1993 году оказался в гуще боевых действий. Б.Ю. Земцов приветствовал своих боевых товарищей – А.А. Кравченко, С.М. Пилипенко, А.С. Филина, а также посетивших этот вечер мать К.М. Богословского и вдову и С.И. Люблинского, погибших добровольцев. Он отметил, что происходящее сегодня замещение понятия «доброволец» термином «волонтер» и отождествление с этим родом деятельности можно считать диверсией. Люди, оказывающие разно­образную помощь больным и малоподвижным, безусловно, делают полезное дело, но не следует объединять с ними людей, самостоятельно отправляющихся в горячие точки, ставя на кон собственные жизни. Впоследствии он стал описывать события тех дней в книгах, чтобы сохранить память о русских добровольцах для общества.

Участник обороны Заглавка, руководитель военно-патриотического общества А.А. Кравченко уверенно заявил, что всем, кто рискнул отправиться на ту войну, очень повезло, потому что они смогли явить лучшие человеческие качества, побеждая духом плоть и вставая на защиту правого дела. По его ощущениям, высота Заглавак – место силы, которое мистическим образом притягивает к себе, словно там еще раньше проливалась русская кровь или оно имело сакральное значение для славянских предков. В любом случае он убежден, что за такие места следует бороться до последнего. Рассуждая о «подмене понятий», А.А. Кравченко высказал суждение, что доброволец направляет свою волю на добро, а волонтерами можно назвать 12 тысяч немцев, отправившихся подавлять восстание в Намибии. Русское добровольческое движение только в XIX веке насчитывает около семи тысяч человек, и есть различные артефакты, которые могли бы стать экспонатами музея русского добровольца. Вот только у нас нет ни музея, ни памятника, а сербы установили уже не меньше шести памятников русским добровольцам.

Мать погибшего в начале боя за Заглавок 20-летнего Константина Богословского высказала мысль, что такие мальчишки своими спинами заслонили позор продажных правителей и государство должно быть им благодарно. Как председатель Общества семей погибших добровольцев, она побывала в гостеприимном Вышеграде и была потрясена тем, как благодарные сербы чтят память русских, ухаживают за их могилами и хранят вещи как реликвии.

Член Центрального совета «Народного собора» В. Хомяков, поддержавший выступавшую мать погибшего героя, напомнил присутствующим: «Русские своих не бросают». Тогда РФ устранилась и до сих пор расхлебывает проблемы, истоки которых лежат в 90-х. Только добровольцы не бросили сербов, и их поступок оказал больше положительного влияния на лицо страны, чем политики и дипломаты. Как убежден В.Е. Хомяков, добровольчество – величайший подвиг, выражающий готовность положить жизнь за други своя, а оборона Заглавка стала русскими Фермопилами, и страна обязана признать своих героев, пока новому поколению не навязали чужих.

Главный редактор газеты «Спецназ России», органа Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», П. Евдокимов поддержал предыдущего докладчика, отметив, что у современных молодых людей не развито чувство родины. Он предложил начать на общественном уровне отмечать День русского добровольца, чтобы стимулировать государство.

Главный редактор газеты «Русь Триединая» С. Моисеев призвал писать статьи и книги, снимать фильмы, делая добровольчество частью общественного сознания.

Секретарь «Русского Собрания» А. Сошенко убежден, что при нормальной и сильной России не случилось бы таких событий, как бомбардировка Белграда и суды над С. Милошевичем и Р. Караджичем, отметив, что в трудные годы добровольцы сыграли сакральную роль метафизической России, которая должна быть. Теперь общественное движение «Народный собор» награждает этих людей, выполняя функцию государства. В добровольчестве он находит преемственность с предками и генетической памятью народа.

Также своими идеями и рекомендациями поделились: председатель Межрегионального общественного движения «Народный центр» Александр Рязанов, председатель Межрегионального общественного движения «Объединение добровольцев Новороссии» И. Машков, заместитель генерального директора Международного фонда славянской письменности и культуры Л. Редкий, руководитель Литературно-общественного объединения «Изба-читальня» В. Белов, публицист И. Дьяков.

Вместе с тем Б.Ю. Земцов напомнил, что русский доброволец Владимир Сидоров привез с собой черно-желто-белый имперский флаг, который реял над бруствером, прошитый пулями и осколками. В этой детали он видит не только идеологическую или эстетическую деталь, но и глубокий символизм момента: тогда, в 1993 году, русские добровольцы с автоматами в руках отстаивали и сербскую землю, и Русскую Империю. И он по-прежнему убежден, что будущее России может быть только в Империи. Говоря о преемственности, он вспомнил, как в 2014 году приехал на Заглавак вместе с сыном, поясняя по ходу, что это вдохновило сына уехать воевать в Луганск и, что глубоко символично, по соседству с позициями сына оказались сербские добровольцы.

Затем состоялось награждение присутствующих участников обороны Заглавка медалями «Вместе заодно», учрежденными движением «Народный собор». А память погибших почтили минутой молчания.

«Русский Вестник» попросил награжденных вспомнить, какие мотивы толкали их отправиться на ту войну.

Александр Филин: «Мы шли за веру и за Отечество, что помочь нашим единоверцам-сербам. Еще мы думали: там по­воюем, а наш опыт еще пригодится. И нам ни тогда, ни сейчас не нужно, чтоб нас считали героями. Вот если б какая-то пенсия была, хоть какую-то копеечку давали бы, уже лучше было бы».

Сергей Пилипенко: «Я из семьи военных, и это моя основная профессия. В России творился демократический бардак, который мне не нравится. Как по мне – может быть только император. Ну а там хоть можно было сделать полезное – помочь православным, на которых со всех сторон полезли враги и наемники: пакистанцы, арабы – все, что теперь называется “Талибан”» (деятельность организации запрещена на территории РФ. – Прим. ред.).

Поддержку и одобрение у всех участников встречи вызвало предложение председателя «Народного собора» О.Ю. Кассина утвердить в России новый праздник – День добровольца.

Филипп Лебедь

Источник: Русский Вестник

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments