Поистине всенародный памятник

  • Post category:Статьи

В октябре 2006 года депутат Думы города Минеральные Воды Юрий Селиванов – турист и краевед, любитель и знаток истории кавказского региона, высказал предложение в отношении того, что неплохо было бы в следующем 2007 году поставить в нашем городе бюст генерала Ермолова в честь его 230-летия. Мне эта идея понравилась: Алексей Петрович Ермолов является вечным шефом Терского казачьего войска, к тому же его именем в Первую Чеченскую войну был назван 694-ый отдельный мотострелковый батальон, сформированный в основном из терцев и в котором я имел честь служить. Однако идея Юрия Селиванова показалась мне недостаточной – бюст Ермолову установлен несколько лет назад в Ставрополе, и дублировать уже существующее было бы нелепым.

Вспомнилась идея, прозвучавшая в 2002 году в недрах администрации Орловской области. Чем был движим Егор Строев, когда заявил о необходимости увековечить в бронзе память великого земляка – то ли действительно патриотизм проснулся, то ли попиариться захотелось, но факт остаётся фактом – решил объявить он конкурс на лучший проект памятника. Было представлено несколько вариантов, утверждены лучшие, и даже участок земли вроде бы как выделили. И на этом всё…

В 2005 году на пресс-конференции Строеву задали вопрос, правда ли, что свернул он этот проект под давлением чеченцев. Губернатор заявил, что проект не умер, но факт беседы с чеченцами подтвердил. А памятника там как не было, так и нет…

В ноябре 2006 года я уже смог вполне внятно сформулировать идею необходимости возведения в городе Минеральные Воды полноростной скульптуры Ермолова и вынести эту идею на утверждение Советом атаманов. Тогда же нами было принято ходатайство к городской Думе, которое депутаты рассмотрели в феврале 2007 года. Решение было единогласным: Ермоловскому памятнику быть в сквере Надежда, прилегающем к федеральной трассе «Ростов – Баку», сквер же переименовать в честь знаменитого генерала.

Найти скульптора было непросто: кое-кто в краевом отделении Союза художников, узнав о нашей идее, признал её утопичной. Я был посвящён в эти тонкости лишь несколько месяцев спустя. Оказывается, была целая дискуссия. «Казаки – заказчики? Да это – пьянь и рвань! У них гроша за душой нет. Дальше благих пожеланий дело не пойдёт».

За провальную идею не побоялся взяться член Союза художников России скульптор Георгий Мясников. И в том, что взялся именно он, прослеживается определённая логика. Огромный кусок его жизни был посвящен стратегической авиации, за плечами – 15 лет лётного стажа. Он когда-то носил погоны, служил Родине, и, наверное, поэтому интуитивно верил в нашу победу.

27 мая 2007 года мы произвели закладку камня на месте строительства памятника. Спустя 1 год и 4 месяца – 4 октября 2008 года – памятник был открыт. За это время мы смогли провести по России большую рекламную акцию, посвященную идее увековечивания памяти Ермолова. Мы изготовили 60 тысяч красочных буклетов и разослали их вместе с адресными письмами по всей стране. Результат был неожиданным: Ермолова знают и помнят не только на Юге России, но и в центральной её части, на Урале и в Сибири. За истекший период на наше предложение поучаствовать в строительстве отозвалось более трёхсот предприятий, организаций и частных лиц от Калининграда до Камчатки, благодаря чему мы смогли собрать 4 млн. рублей, необходимых для реализации нашего проекта.

Памятник Ермолову стал поистине всенародным памятником, в котором нет ни копейки бюджетных средств. Вот пример того, как идея из узкогородской превратилась в общероссийскую.

Олег Губенко