Леонид Ивашов: Паралич накроет экономику к марту

О том, как развивается международный финансово-экономический кризис, о ситуации на ближних рубежах России и новых военных столкновениях на пространстве бывшего СССР рассказал президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов.

ШОС – как вариант второго полюса мира

– Леонид Григорьевич, глобальный кризис усиливается. Каковы прогнозы на будущий год? Какие потрясения и конфликты стоит ожидать России?

– В 2009 году кризис будет развиваться и внесет серьезные коррективы в структуру мировой экономики, финансовой системы и геополитическую структуру мира. Будут наблюдаться следующие процессы: утрата степени влияния Запада в целом и США в частности, и выход на мировую арену в качестве государств, формирующих мировые процессы, новых субъектов – Китая и в целом стран Юго-Восточной Азии и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Этот регион станет неким балансом разрушающей системы и регионом более быстрого и эффективного развития, влияющим на мировую политику. Главный же субъект мировых процессов – мировая система и олигархия в ходе кризиса, безусловно, потеряет ряд позиций, но попытается сохранить влияние денежной массы. Можем наблюдать уравнивание доллара с другими региональными валютами, которые будут выступать с другими в качестве мировой резервной валюты, например, евро, экю, исламский динар и чего-то еще. Некая геополитическая переструктуризация будет очевидна.

Может ли появиться некая коалиция государств или цивилизаций, которая возьмет на себя ответственность за геополитическую перестройку мира. Мы надеемся, что ей могла бы стать Шанхайская Организация Сотрудничества, как коалиция культурных цивилизаций, где будет образован второй полюс мира и заложена геополитическая система с иной философией жизни, иной основой межгосударственных и межцивилизационных отношений, со своим рынком экономики и, возможно, структурой валюты. Нужно внимательно изучать китайский опыт, их курс на гармонию с природой.

– Каков прогноз в отношении России?

– Не думаю, что при нынешних подходах к мировой политике Россия повысит свой геополитический статус. Она работает вообще без статуса, не имеет целью повышения статуса и не знает стратегии, как это сделать. В результате Россия будет болтаться где-то в безстатусном состоянии, потому что российское руководство сделало ставку на превращение страны в один из мировых финансовых центров. Но этого не получится, потому что доля российской экономики в общемировом экономическом процессе мизерна, как и торговый оборот. И, конечно, неконвертируемый рубль не может превратиться в мощную сильную валюту. Поэтому России нужно принимать активное участие в ШОС, если она будет развиваться как новая альтернатива системы международной безопасности и западному экономическому рынку.

Тенденции таковы, что если экономика не имеет 200-300 млн. своих потребителей, то не будет самостоятельной, окажется поглощенной другими экономическим системами. Поэтому России нужно искать потребителей своей продукции – инноваций, нанотехнологий и чисто материального продукта. Нужно иметь свою потребительскую базу.

– Пока поиск потребителей не увенчался успехом?

– Пространство СНГ мы не смогли собрать в единое цивилизационное целое, поставили во главу интеграционных процессов рыночные отношения, что не сближает, а, наоборот, вызывает конкуренцию государств, что мы наблюдаем даже в отношении с Белоруссией, и, тем более, с Украиной. России, конечно, нужно искать такой объемный рынок, например, как индийский. Если бы Россия смогла бы создать мощный сегмент в индийском рынке, это было выгодно обеим странам, но России более всего – она бы расширила контингент своих потребителей.

Это переходное состояние геополитической структуры мира от одного к другому при условии, что мировой финансовый олигархат и площадки, где он находится – прежде всего, США – ни при каких условиях не захотят уступать лидерство и предпримут все возможное, и прежде всего, военную силу для того, чтобы удержаться на первых позициях. Для этого нужно любым способом подорвать позиции конкурентов. С будущего года и в последующие годы Китай ожидают масштабные катаклизмы и эпидемии. В Индии уже пошла волна террористических актов, а возможна и внутренняя гражданская война. В исламском мире – раздор.

«Газомор» и конфликты с Грузией и Украиной

– А что ждет нас – Россию, постсоветское пространство?

– «Петля анаконды», предопределяющая окружение России с помощью военной силы и сужения ее военно-стратегического, духовного, информационного, экономического и географического пространства, будет затягиваться. В 2009 году мы предполагаем, что будут спровоцированы вооруженные конфликты не только с Грузией, но и с Украиной.

– Видимо, не случайно в Грузии активно реанимируют армию, а на Украине зреет взрыв, грозящий гражданской войной?

– Задача состоит в том, чтобы дугу нестабильности от Балкан до Пакистана расширить на юг и север, продолжив ее дальше. Хотят сделать кавказско-каспийско-причерноморский регион сплошной зоной нестабильности и поджать Россию не только военными базами, но и пламенем конфликтов, которые перекинутся и на Северный Кавказ. Главное – столкнуть Россию и Украину. Этот сценарий сегодня уже заработал. Не такой глупый Ющенко, чтобы не понимать, что в ответ на голодомор, запрет русского языка и русского телевидения Россия ответит, чем может, и, прежде всего, с помощью инструментария «Газпрома». Если с 1-го января на Украину не пойдет газ, значит, будет раскручиваться новая кампания «голодомор№2» – «газомор», в центре которого опять окажутся Россия, Москва, москали. В ответ украинские националисты спровоцируют проплаченные и организованные атаки на наш Черноморский Флот. Естественно, завяжется драка – наши моряки с целью защиты семей и ветеранов, безусловно, вмешаются. Может дойти до вооруженного противостояния, и тогда специальные украинские силы могут быть брошены против нашего флота. В Крыму может закипеть серьезная заварушка, к которой подключат татарский фактор. И тогда Ющенко пригласит натовских «миротворцев», которые придут с удовольствием. Дальше в Крыму возникнет ситуация как в Косово, с назначенной «временной администрацией», которая сформирует свою независимую от Киева, Москвы и Анкары власть. Крым может уйти в «свободное плавание» по типу Косова – быть независимым, но подконтрольным Западу.

– Когда это обострение может проявиться?

– Все завертится, когда мы перестанем поставлять газ в ближайшее время.

– США заявили о предоставлении Украине боевых кораблей со своими экипажами, что выглядит явным провоцированием России.

– Это шаг в рамках возможного сценария вооруженного противостояния России и Украины и создания хаоса в регионе. По-другому разрешить ситуацию во многих регионах американцы уже не могут. Только – хаос, вооруженные конфликты и т.д. Как они сегодня контролируют Ирак. Чтобы сегодня не говорилось, какими бы ботинками не запускали в Буша, американскому бизнесу и населению он подарил иракскую нефть. И только за это американцам его можно носить на руках, а там пусть и ботинки швыряют, и стреляют друг в друга. Тоже самое попытаются сделать и здесь – в черноморско-каспийско-кавказской зоне.

– Так и до прямых боестолкновений между русскими и американцами недалеко.

– Вполне возможно. Какую бы национальную принадлежность американские корабли не являли собой, пусть даже под украинским флагом, но с американскими экипажами, но это сила, довольно серьезная.

В резерве США – кладовая Афганистана

– Леонид Григорьевич, каких шагов ждать от Обамы в будущем году?

– Обама – общенациональный консенсус, фигура, выдвинутая и демократами, и республиканцами, которая востребована для внутреннего потребления – не все в Америке гладко с латиноамериканским и афроамериканским населением. Цель появления новой фигуры – приглушить, и в какой-то мере даже перевести всю последующую ответственность с затягиванием поясов на афроамериканцев.

Буш принес американцам не только иракскую нефть, но и самый богатейший ресурс планеты – Афганистан с неразработанными запасами нефти, газа, урана и всей таблицей Менделеева. Обама должен закрепить успехи Буша мирной дипломатией и сделает это. Он должен вернуть имидж Америке, как великой державе, и американской демократии. Само избрание на пост президента США афроамериканца уже поднимает имидж Америки как великой и демократической страны.

– Это спасет Америку от катастрофы?

– Скорее всего, нет, потому что это естественный процесс при тех тенденциях, которые развивались. Базельский финансовый расчетный центр приводит такие данные: стоимость реальной мировой экономики (мирового экономического продукта – товаров и услуг) составляет $55 трлн. А мыльный пузырь в виде виртуальных расчетов, не участвующих в экономике, прогрессируя за счет деривативов, сделок, составляет $600 трлн., которые ежегодно увеличиваются на более чем 25%!

Этот пузырь когда-то лопнет. Нынешний кризис, безусловно, искусственный. Пузырь чуть прокалывают в виде ипотечного кризиса, чтобы выпустить «излишки воздуха». Но структурной перестройки, о которой говорят ведущие американские экономисты Джозеф Стиглиц и Линдон Ларуш, нет. Они говорят, что сегодня нужно банкротить американскую, а значит, всю мировую финансовую систему, основанную на долларе, и создавать новую систему, привязанную к реальной экономике. По мнению экономистов, сегодня вливать деньги и поддерживать виртуальный банковский капитал, все равно, что подогревать свечкой космос. Виртуальные объемы долларовой массы и те меры, которые предпринимаются, несоизмеримы.

Кризис может обрушить Америку. Мой коллега Джон Патрик Бьюкенен в своей книге «Смерть Запада» пишет, что к 2025 году Америка расколется на три самостоятельных государства – афроамериканское, латиноамериканское и англосаксонское.

– А что же пишут о России?

– О России пишут двояко. У нее огромный геополитический потенциал, то, что за кремлевской стеной видеть не хотят. Там видят деньги, товары, на которые можно получить прибыль. А геополитический потенциал – это совсем другое. Проблема в том, что нынешняя власть по своей сущности антинародна и антинациональна. Изменить эту сущность она не может, а значит, не изменится сущность процессов, происходящих в России.

Россия дефилирует между возможность распада, раскола на несколько частей и реализацией своего потенциала и превращением ее в мощную державу.

– Какая из возможностей возобладает в будущем году?

– Если сущность этой власти не поменяется, эта безнравственность, затыкающая «тришкин кафтан» России, приведет к мощнейшему кризису в экономике, социальной и политической сферах. Пик кризиса нужно исчислять с марта. Его масштабы, безусловно, будут грандиознее и печальней дефолта 1998 года. Мы уже видим, что начинает работать принцип домино – идут сокращения рабочих мест, ряды недовольных и протестующих стремительно пополняются. Сегодня предприятия не могут расплатиться с долгами и получить новые кредиты, не работает система взаиморасчетов. Где-то банки еще могут гонять деньги друг другу, но реальная экономика будет близка к полному параличу.

Ситуация складывается таким образом, что этот кризис бьет по всем, начиная от олигархов, хотя они голодать не будут. Средний бизнес будет вообще остановлен. Разорится мелкий бизнес. Все социальные слои населения и политические группы России будут ненавидеть власть, что и формируется. Обнуляется рейтинг Путина, и возможность его рокировки с Медведевым уже исключается. Естественно, Медведев не справится с этими глобальными, общенациональными и общефедеральными явлениями. У него нет ни опыта, ни команды. Мы получаем состояние неопределенности: нет яркого политического лидера, нет политической силы, которая могла бы взять на себя ответственность. Партия власти быстро разбежится по кустам, и ни одного члена «Единой России» потом не сыщешь.

О деморализации офицерского корпуса России

– Сокращения в Вооруженных Силах РФ на слуху. Этой шаткой ситуацией в силовом блоке могут воспользоваться внешние силы? Или с эквилибристикой в Минобороны нас пронесет и на этот раз?

– Не случайно, реформа была затеяна в преддверии кризиса. Мне кажется, что высшее руководство страны, понимая неизбежность катаклизмов, пытаясь удержаться у власти, уничтожает те силы, которые помогли бы ей уйти и поддержать новую власть. Срочная реформа затеяна с тем, чтобы полностью деморализовать офицерский корпус. Говорить о саботаже реформ я бы не стал. Но представьте картину – из трех офицерских должностей две будут сокращены. Причем, персонально никто не знает, останется ли он служить в будущем году. Так кто же будет работать? В этой ситуации офицер будет формально исполнять свои обязанности, занимаясь отписками, будет пытаться найти себе применение в гражданской жизни и обустроиться в новой среде. Саботаж проявляется за счет деморализации офицерского состава. Даже если возникнет локальный конфликт, офицер может не пойти защищать государство, потому что оно его «кинуло». Скорее офицеры будут руководствоваться чувствами чести, совести, коллективизма, мести, как мы наблюдали в Южной Осетии. Но такая армия никогда не выигрывает больших сражений. Мы стоим на грани коллапса в Вооруженных Силах. И я бы не стал утверждать, что этим не воспользуется наш главный противник и противники на региональном уровне.

Наши военно-политические деятели твердят, что у России нет угроз, а в запасе еще есть 5-7 лет. Я не сказал бы этого. Конфликт может возникнуть внезапно. Грузия может устроить реванш, но будет более организованна. Американцы и не только тут же вмешаются на стороне Грузии, и мы получим уже совершенно иной эффект.

На Дальнем Востоке Россия сейчас может развернуть группировку в 60тыс человек, а китайцев там на нашей территории проживает уже более 300 тыс. человек – это приблизительные данные. Если возникнет конфликт между россиянами и китайцами по поводу торговли или работы, китайское правительство может принять решение для защиты и безопасности китайцев послать туда две дивизии. Что тогда смогут сделать наши бригады с деморализованным офицерским составом и солдатами не в лучшем положении? Что если граждане Японии в массовом порядке заполнят катера и корабли и пойдут возвращать «северные территории» – наши острова Курильской гряды? Если начнем стрелять, туда подойдут американские и японские корабли. Тихоокеанский Флот будет заперт, а сухопутных сил там практически нет. Они могут занять острова, а мы окажемся в состоянии воевать только мидовским оружием – писать ноты протеста и взывать к Совбезу ООН. Норвегия может полностью вытеснить нас со Шпицбергена, приватизировав эту гряду. Сегодня она репетирует, применяя боевые корабли против наших рыболовецких траулеров. Она считает Шпицберген своей территорией, а прибрежную зону – своей морской акваторией. Не стоит забывать о возможности возникновения конфликтов со странами Прибалтики.

Беседовал Юрий Котенок