Общероссийская общественная организация “Собор русского народа” поддерживает инициативу по увековечению памяти защитников Отечества – открытие Памятного знака участникам Первой мировой войны в Хасавюрте
Итак, барьеры преодолены… В Хасавюрте на бывшем Полковом кладбище удалось в годовщину начала Первой мировой войны открыть Памятный знак захороненным здесь в 1915 году чинам казачества и офицерам Российской армии. Как мы видим из опубликованных в местной прессе статей генерала Г.В. Кириленко и муниципального депутата Р.А. Лугового, открытие Памятного знака стало мероприятием официальным, с участием очень известных и уважаемых в республике лиц.
Напомним, что прежняя администрация города под руководством экс-мэра К.Д. Окмазова совсем по-иному воспринимала это мероприятие, предусмотренное ещё Указом Президента РФ в 2012 году. Националистическое и происламистское лобби в администрации города оказалось настолько влиятельным, что потребовалось три года для преодоления сопротивления в реализации данного проекта.
Впервые на митинге по случаю открытия Памятного знака в публичном пространстве Дагестана прозвучали слова благодарности тем, кто ценой жизни защитил южные рубежи Государства Российского. Не всем юным дагестанцам, воспитанным на идеологических штампах прошлого, сегодня легко понять, какой ценой достигнута политическая стабильность в северокавказском регионе, позволившая создать условия для цивилизованного развития региона, преодоления хаоса средневековья. Справедливости ради надо сказать: индифферентное отношение юных дагестанцев не только к ратным трудам терских казаков, но и к ратным подвигам дагестанских конных полков в Первой мировой войне. Серьёзные научные исследования местных историков и архивистов пока покоятся в научных сборниках. И причина здесь не только в новых образовательных стандартах. Дагестанский социум из года в год втягивается в исламистский глобальный проект, а там не только утрата национального лица, но и новые, навязанные извне, критерии оценок собственной истории.
Между тем историками Дагестана (и особенно профессором Х. Доного) был поднят огромный, закрытый ранее архивный массив Первой мировой войны, из которого видно, как восприняло дагестанское общество это событие.
Во-первых, поражает объём мобилизационных мероприятий в бывшей Дагестанской области. Это и сбор средств и пожертвований для Российской армии, организация ухода за ранеными, сбор теплой одежды для воинов фронта и даже призывы женщин-горянок к созданию женских батальонов. Всё это получит развитие уже в последующей советской истории.
При этом важно то, о чём умалчивала советская историография: на защиту рубежей российского государства откликнулись все социальные и этнические слои дагестанского общества с подавляющим большинством мусульманского духовенства. А ведь не прошло и 70 лет после окончания Кавказской войны. Присутствующий на открытии Памятного знака доктор военных наук, генерал Г.В. Кириленко призвал администрацию Хасавюрта и казаков “посмотреть истории в глаза”.
Ну что же, иногда это необходимо: Первая мировая война не знала случаев коллаборационизма – перехода на сторону врага, не знала национальных формирований на стороне врага. Военные действия шли за пределами государства. И, наконец, что подчеркнул генерал: народы России в этой войне проявили чудеса беспримерного в XX веке героизма.
Новая администрация Хасавюрта с мэром К.М. Корголиевым достойно провела открытие Памятного знака, на котором присутствовали представители казачьего культурного центра г. Кизляра, реестровое и общественное казачество, представители Миннаца и правительства республики.
Но у нас возникает резонный вопрос: создаёт ли этот прецедент гарантии для предотвращения дальнейшего глумления коммерсантов Хасавюрта над останками и памятью защитников южных рубежей Государства Российского, то есть того, что происходило в течение последних 25 лет на глазах учащихся двух учебных заведений, будущих призывников? Как быть с двумя незаконно возведёнными строениями на территории бывшего Полкового кладбища?
Первое построено ещё в 1993 году. Сегодня оно обозначено как квартальная мечеть (всего их в городе больше 50). Российская пресса ещё в 90-е годы обозначила это строение как “мечеть на костях”.
Православная и музейная общественность ещё тогда обратилась через республиканские СМИ с просьбой перенести это строение в другое место, не сталкивать конфессии.
Вопреки протестам православной и музейной общественности ещё в 1993 году на территории Полкового кладбища было построено коммерческое здание, позже превращенное в мечеть
Второе строение – спешно возведённый каркас жилого дома на месте снесённого в 30-е годы грандиозного Полкового собора во имя Андрея Критского – выдающегося образца православной воинской архитектуры первой половины XIX века. Храм тесно связан с героической историей Кабардинского, Ширванского и Лорийского полков, дислоцированных в разное время в гарнизонных казармах Хасавюрта и, безусловно, по мнению местных краеведов, должен быть в будущем восстановлен как памятник отечественной истории и культуры.
Исторический Курган памяти (стоит на учете) был отсыпан в начале XX века казаками местной заставы в память казаков, погибших в различных операциях Российской армии по укреплению южного порубежья России. Сам курган был использован позже командованием местного гарнизона как основа возведённого на нём памятника Ширванскому полку. Мемориальная доска этого памятника найдена в 80-е годы и хранится в местном краеведческом музее.
Оба объекта расположены в историческом ядре (форштадте) Хасавюрта, являются сакральными для памяти всех граждан, так как связаны с российской воинской славой и, конечно, нельзя согласиться с их поспешной коммерческой застройкой. Беззакония в Хасавюрте 90-х годов не ограничивались осквернением останков защитников России: это произвольная замена топонимики улиц, застройка охранной зоны Св. Знаменского храма, а также история, отозвавшаяся резонансом в российской прессе – снос памятника А.С. Пушкину, простоявшему в Хасавюрте более ста лет.
Полковой собор в Хасавюрте с памятником – курганом Ширванскому полку. За собором Полковое кладбище с захоронениями офицерского состава и чинов казачества, в том числе погибших на Кавказском фронте и в Турции в составе корпуса командующего Баратова. Кладбище уничтожалось в течение 30-50-х годов. Могилы неоднократно грабились, о чём была информация в российских СМИ
Вот так сегодня выглядит с того же ракурса место на историческом снимке. Место храма застраивается вопреки 99 ст. Земельного кодекса РФ
Не следует забывать – решения горадминистрации Хасавюрта о “раздаче” исторических и памятных территорий в центре города принимались в 90-е годы в условиях этнического терроризма, разгула местного криминалитета (тон задавала соседняя Чечня) и массового отъезда из города коренного русского и казачьего населения. По мнению известных и уважаемых дагестанцев академика Исхана Магомедова и доктора медицинских наук Магомеда Абдулхабирова, часть национальных элит республики в 90-е годы уже не связывали своё будущее в составе России.
“Зачистке” российского культурного и цивилизационного пространства в Дагестане не раз давал негативную оценку знаменитый микрохирург и писатель профессор Ибрагим Шамов. В целом же сегодня культурное и историческое наследие терцев в Хасавюрте никак не защищено.
Это при том, что имеется для этого серьёзная правовая база. Прежде всего это статья 99 Земельного кодекса РФ, где четко в п.2 указано: ” Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается”. Это по-прежнему не работающий в Хасавюрте Указ Президента РФ от 1993 года (продублирован в 1997 г.) “О возвращении религиозным организациям имущества, недвижимости и утраченных территорий”.
В связи с этим ещё раз стоит сказать о последствиях глобального исламского проекта, в который втянут Дагестан на рубеже 90-х годов и которым уже пронизаны многие сферы его общественной жизни. “Отцов – учредителей” этого проекта в странах Персидского залива мало интересуют его негативные последствия в сопредельных государствах, где имеется свой конституционный строй и своё видение гармонизации межнациональных отношений. Когда рушатся основы светского государства и появляется клерикальная прослойка, лоббирующая интересы в органах власти, трудно говорить о конституционном равенстве, отсутствии конфессиональной и национальной дискриминации.
Приходится говорить о другом: о двойных стандартах общественной жизни. В Махачкале уже третий год идёт активное сопротивление восстановлению у озера Ак-Гёль разрушенного в 30-е годы кафедрального Александро-Невского собора (одноименный храм был недавно освящён в Волгограде патриархом Кириллом). При этом в Дагестане за последние годы было построено примерно 3 тысячи мечетей. Сопоставление этих фактов характеризует общественную атмосферу республики и во многом объясняет ситуацию в Хасавюрте.
Нам же стоит задать себе ещё раз вопрос: для чего мы собирались в 1990 году, восстанавливали структуру Войска? На примере небольшого достигнутого успеха с открытием Памятного знака в Хасавюрте нам всем, нашим атаманам, как реестровым, так и общественным, необходимо уяснить: с нашим культурным и историческим наследием будут обращаться так, как мы позволяем. У нас единое конституционно-правовое пространство, Устав Войска и уже довольно солидный сборник за истекшие 30 лет нормативно-правовых документов администрации Президента РФ по казачеству. Всё ли мы используем, отстаивая свои конституционные права и противодействуя, подобно нашим предкам, цивилизационному одичанию?
Даже в судебных органах Дагестана у нас спрашивают, что мы будем делать дальше: цитировать слова Президента РФ о необходимости сохранения единого культурного пространства в стране или всё же направлять для рассмотрения свои юридически обоснованные исковые заявления?
В.С. Пархоменко, пресс-секретарь Терского казачьего Войска
Владимир Степанович! Вы сделали громадную работу. Спасибо от Совета атаманов и казаков Ставропольского края