Экспертиза документов Минрегионразвития

  • Post category:Статьи

Обсудить

Вопрос о возвращении к местам проживания беженцев и вынужденных переселенцев из северокавказских национальных образований продолжает будоражить российское общество. Показательно, что правительство озаботилось этим вопросом только на исходе 2006 г., в порядке подготовки к избирательной кампании.

Авторы проекта идут даже на то, что признают сами факты дерусификации Чечни и Ингушетии, оттока населения из прочих республик Северного Кавказа, отсутствие гарантий личной безопасности и сохранности имущества в этих субъектах РФ. В проекте делается совершенно верный вывод – лучше поздно, чем никогда, – о необходимости Федеральной целевой программы по возвращению русского населения. Вместе с тем, предусмотренные проектом меры явно грешат паллиативностью – в них не просматривается и следа мероприятий по возмещению ущерба беженцам из Чечни и вынужденным переселенцам из других кавказских республик в период первой чеченской кампании и за весь период 1991—1998 гг. ФЦП «по возвращению» явно включает в себя только часть проблемы и поэтому является паллиативной и неспособной решить проблему в целом.

Однако, если ФЦП «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики» введена и пожирает огромные средства из бюджета РФ без каких-либо признаков отдачи, пока нет никаких сведений о разработке ФЦП по возвращению русского населения. В этой связи любопытно отметить, что проект, датированный 8 декабря 2006 г., был разработан в ответ на поручение Правительства от 24 июля 2006 г.

Минрегионразвития 8 декабря параллельно с рассматриваемым проектом выслало также письмо, в котором рассматривается та же проблема, но акцент смещён на беженцев и вынужденных переселенцев титульных национальностей. Мы не имеем в своём распоряжении поручения Правительства, ответом на которые стали это письмо и проект Минрегионразвития, но из текстов ясно, что Правительство дало поручение в отношении беженцев и вынужденных переселенцев «вообще», а Минрегионразвития отдельным документом «почтительнейше осмелился обратить внимание» Правительства на положение именно русских беженцев.

То, что проект был подписан не министром, а его заместителем, по всем законам бюрократических игр свидетельствует об осознании Министерством заведомой бесплодности и безуспешности предложенного им проекта. Тем не менее, Министерство, по-видимому, вполне осознаёт тот факт, что отток русского населения из северокавказских национальных административных образований постепенно подрывает базу власти правящих кругов РФ в этом регионе. Однако даже такой робкий паллиативный вариант, который предложен в проекте, оказался неприемлемым для правящих кругов РФ, лишний раз подчёркивая их антинациональный характер и психологию временщиков.

Необходимость внедрения Федеральной целевой программы, объединяющей усилия различных министерств и ведомств РФ и невозможность решения проблемы русских беженцев и вынужденных переселенцев в порядке текущей административной деятельности чётко демонстрируется приводимым ответом Министерства экономического развития и торговли на поручение правительства от 24 июля 2006 г. Суть письма проста – пока не будут разрешены проблемы национальных отношений, Минэкономразвития не видит смысла принимать участия в решении проблемы возвращения. Мало того, Минэкономразвития вообще не видит экономических резонов в решении последней проблемы.

Так или иначе, проблемы возвращения русских беженцев и вынужденных переселенцев пока что действуют – точнее сказать, существуют – только на региональном уровне, в Дагестане, Чечне и Ингушетии. Сам факт их возникновения свидетельствует о подсознательном чувстве вины местных правящих кругов за возникновение данной проблемы, но, по законам бюрократии, они пытается снять это чувство за счёт составления соответствующих документов, представляющих собой классическую отписку – неважно, перед правительством РФ или перед собственным комплексом вины. Стоит ознакомиться с проектом Плана мероприятий по созданию условий для возвращения и обустройства в Республике Дагестан русского населения, чтобы понять это. Из 24-х пунктов проекта Плана – только один, предусматривающий какое-то реальное действие – «проводить чествование педагогов, врачей у памятника русской интеллигенции» — да и тот слишком причудлив, чтобы быть приведённым в действительность.

Что касается Чечни и Ингушетии, то ответы их правительств Министерству регионального развития – яркая демонстрация их паразитической психологии. Они сводятся к типично кавказским примитивным утверждениям, что русские и так возвращаются и никакой такой проблемы не существует (это, кстати, типично и для Дагестана), а вообще, если хочешь, чтоб тебе что-нибудь сделали – «дэнги давай»!

Следует учитывать, что все три республики – мало сказать, что являются дотационными. Их бюджет формируется федеральными дотациями в размерах от 80 (Дагестан) до 95 % (Чечня). Поэтому вопрос о выделении средств на возвращение русских беженцев и переселенцев из республиканских бюджетов республиками не может быть решён. Он может быть решён только правительством РФ за счёт перевода части дотаций на связанный режим – целевое направление определённого процента дотационных средств на решение программы возвращения. Иного решения в рамках современной политики правящих кругов РФ (отказ от принятия ФЦП по возвращению) мы не видим.

Морозов Е.Ф. – председатель Русского Кавказского комитета

**************************************************************

ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА

РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

127994, Российская Федерация, город Москва, ГСП-4, Садовая-Самотечная улица, дом 10/23, строение 1.

08.12.2006 №13374-ВД/04I

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 24 июля 2006 г. №СН-П11-3463 Министерство регионального развития Российской Федерации совместно с МВД России и Минэкономразвития России рассмотрело вопрос о создании условий для возвращения в национальные республики Северного Кавказа русскоязычного населения и его обустройства.

Анализ данных Всесоюзных переписей населения 1979, 1989 годов и Всероссийской переписи населения 2002 г. по республикам Северного Кавказа (Приложение № 1) показывает, что по состоянию на 2002 г. произошло резкое снижение доли русскоязычного населения в Северокавказском регионе. Только в 1998-2001 гг. регион покинуло более 310 тыс. человек. Мониторинг ситуации, проводимый Минрегионом России в том числе — с выездами на места, подтверждает данные выводы.-

Такие субъекты Федерации как Чеченская Республика и Республика Ингушетия стали фактически мононациональными. Их территорию покинуло подавляющее большинство граждан коренной, но не титульной национальности. Основной причиной этого стал распад в 1992 году Чечено-Ингушской АССР? приход к власти в Чечне в сепаратистского националистического режима и последовавшие за этим боевые действия, а также осетино-ингушский конфликт осени 1992 года. Именно для этих республик остро стоит вопрос создания условий для возвращения и обустройства выехавших граждан, связанный, в том числе с острой нехваткой квалифицированных специалистов во всех областях экономики. Вместе с тем, существует ряд факторов, препятствующих возвращению людей. В том числе:

а) отсутствие гарантий личной безопасности и сохранности имущества всвязи с регулярными актами терроризма и религиозно-политического экстремизма в Республике Ингушетия и Чеченской Республике. Так, только в 2006 г. совершен ряд нападений на дома русских проживающих в Ингушетии;

б) отсутствие в республиках гарантированного обеспечения рабочими местами, в том числе в органах представительной и исполнительной власти во всех отраслях экономики, культуры и науки республик, включая правоохранительные органы, торговлю, здравоохранение. В Чеченской Республике и Республике Ингушетии сохраняется высокий уровень безработицы. В органах государственной службы занятости Чеченской Республики на 01.07.2006 г, зарегистрировано – 322,3 тыс. безработных граждан. По данным обследований населения по проблемам занятости в 1-м полугодии 2006 г. количество безработных граждан а Республике Ингушетия -111 тыс, чел. (в 1-м полугодии 2005 г. – 83 тыс. чел.). Зарегистрировано безработных в органах государственной службы занятости Республики Ингушетия на 01.07.2006г. – 32,6 тыс. чел. (на 01.07.2005г. – 48,8 тыс. чел.;

в) отсутствие на территории республик готового жилья, объектов инфраструктуры, условий для социального и культурного развития граждан нетитульных национальностей, пожелавших бы вернуться;

г) наличие на территории республик большого количества внутриперемещенных лиц чеченской национальности, нуждающихся в обустройстве. По состоянию на 29.11.2006 г. их численность составила 63,5 тыс, человек. Из них в Ингушетии — 7,4 тыс. человек (в местах компактного проживания (МКП) – 3,8 тыс. чел, в частном секторе – 3,6 тыс. чел.). На территории Чеченской Республики – 56,1 тыс. человек (из них в пунктах временного размещения (ПВР) — 29,8 тыс. чел, в МКП – 19,6 тыс. чел, в частном секторе — 6,7 тыс. человек – 2,7 тыс. чел,). Необходимость их обустройства не дает экономических возможностей решения вопросов возвращающегося населения;

д) наличие значительного количества вынужденных переселенцев ингушской национальности на территории Ингушетии, нуждающихся в обустройстве. В МРУ ФМС России на 01.12.2006 г. числится не менее 4500 граждан ингушской национальности пострадавших в ходе осетино-ингушского конфликта, которые не имеют правоустанавливающих документов на жилье на территории Республики Северная Осетия-Алания и проживающих на территории Ингушетии в бараках и вагончиках.

Остальные Северо-Кавказские республики остаются

многонациональными. Наработанный в Дагестане, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Адыгее большой опыт по гармонизации межнациональных отношений, позволил минимизировать отток населения по причине межнациональных конфликтов. Частичное сокращение в них численности граждан нетитульных, но коренных национальностей, связано в первую очередь с последствиями социально-экономического кризиса девяностых годов, сопровождавшегося массовой безработицей, усилением социальной и криминогенной напряженности. Последствия социально-экономического кризиса повлекли за собой отток за пределы региона в поисках работы социально-активных граждан трудоспособного возраста, в первую очередь квалифицированных кадров, повлияли на снижение рождаемости у социально не защищенного русского населения и привели к социальной деградации (наркомания, алкоголизм и т.д.) части трудоспособного, но безработного населения. Вышеуказанные проблемы характерны для многих регионов Российской Федерации, в том числе и в Центральной России. Вместе с тем, предотвращение оттока и создание условий для возвращения на Северный Кавказ части населения, цементирующей общероссийскую идентичность и правосознание в регионе, наиболее образованной и квалифицированной, для которой русский язык и российская культура первичны, необходимо не в последнюю очередь в связи с настойчивыми попытками внешних сил внедрить на территории Северного Кавказа радикальную религиозно-политическую идеологию, призванную выдавить Россию из региона.

Республиканская целевая программа «Возвращение и обустройство русскоязычного населения, ранее проживавшего в Республике Ингушетия, на 2004-2010 годы» заслуживает в целом положительной оценки, однако ее реализация не будет эффективной без разрешения упомянутых факторов, препятствующих возвращению русскоязычного населения.

В целях комплексного решения рассматриваемой проблемы на территории Северного Кавказа считаем целесообразным:

а) решать вопросы преодоления последствий социально-экономического кризиса и предотвращения оттока граждан из национальных республик Северного Кавказа в рамках деятельности Комиссии по вопросам улучшения социально-экономического положения в Южном федеральном округе созданной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2006 г. № 999;

б) включить мероприятия по обеспечению экономических условии для возвращения русскоязычного населения в республики Северного Кавказа (социальная инфраструктура, жилой фонд, увеличение рынка труда) в разрабатываемую концепцию новой ФЦП «Юг России» и в действующую ФЦП «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 г. и последующие годы)»; а также включить мероприятия по обеспечению социально-культурных условий для возвращения населения, гармонизации межнациональных отношений и противодействию религиозно- политическому и этническому экстремизму в разрабатываемые целевые программы этнокультурного развития регионов;

в) привлечь к финансовому обеспечению мероприятий по возвращению средства бюджетов субъектов Российской Федерации;

г) разработать меры по обеспечению личной безопасности и сохранности
имущества возвращающихся граждан;

д) способствовать проведению сбалансированной кадровой политики, обеспечивающей участие возвращающегося русскоязычного населения в органах представительной и законодательной власти, во всех отраслях экономики, культуры и науки республик, включая правоохранительные органы, торговлю, здравоохранение.

Приложения.