Девальвация. Шанс на выздоровление или приговор?

  • Post category:Статьи

Обсудить

…или ещё раз о необходимости ориентации на внутренний рынок

В последние дни в нашей стране ведутся дебаты по поводу неизбежной девальвации национальной валюты. Понятно, что поддержание стабильного курса рубля требует проведения постоянных интервенций со стороны Центрального банка России, что приводит к стремительному сокращению золото-валютных резервов страны и это в тех условиях, когда их пополнение ограничено ввиду падения нефтяных цен на мировом рынке. Поэтому девальвация нашей национальной валюты неизбежна. И в этом вопросе не стоит всерьез относиться к недавним словам экономического советника нашего Президента А.Дворковича о том, что процесс девальвации в принципе завершен (как и ко многим другим его экономическим высказываниям).

Вопрос в другом, является ли девальвация «благом» или, напротив, «злом» для нашей экономики. Было бы большой удачей, если бы сбылись слова главы ВТБ А.Костина о том, что девальвация является несомненным «благом» для экономики России, поскольку создает благоприятные условиях для развития производства, прежде всего ориентированного на экспорт. В теории это действительно так. Увеличение валютной выручки, пересчитанной в рубли, следовательно, рост рублевой доходности, действительно способен оживить экспорт. Но только в том случае, если есть что вывозить, если существует «торгуемый» эффективный товар, к которому нефть, газ и металлы низкой степени обработки не относятся. «Девальвационное» оживление сырьевого экспорта создает серьезные проблемы для перспектив развития экономики страны. А другого товара у нас не существует. Значит плавная девальвация, которая требует столь же плавной адаптации нашей экономики к новым условиям функционирования, должна сопровождаться разработкой и реализацией политики по развитию реального сектора экономики (проведения промышленной политики).

В отсутствие такой политики девальвация рубля является неизбежным злом для нашей страны и вызывает стремительный рост инфляции, поскольку цены на импортные товары (в том числе продовольствие) в пересчете на рубли растут пропорционально темпам падения национальной валюты, а замещение дорого импорта в нашей стране практически отсутствует.

Без реального сектора умеренный рост инфляции в момент способен перерасти в галопирующую инфляцию, а это уже становится не столько вопросом экономическим и социальным, сколько политическим. Следовательно, политика по развитию реального сектора экономики должна выстраиваться в направлении минимизации инфляционного давления на экономику и, таким образом, должна на первом этапе быть импортозамещающего типа.

Иначе говоря, правительству необходимо выделить те отрасли, которые способны минимизировать ущерб от роста инфляции, спровоцированной девальвацией, и наряду с такими объективными рыночными факторами, как понижение курса нашей валюты, оказать им поддержку в виде льготных кредитов, снижения налогов, переподготовки кадров, продвижения на рынок (даже кратковременного государственного заказа на некоторые виды продукции). Если будут приняты эффективные решения, то, как показывает опыт стратегически успешных стран, таких как Япония, импортозамещающее производство способно на определенном этапе стать экспортным локомотивом.

Важно понимать и то, что девальвация требует глубокого изменения модели функционирования национальной экономики. Эпоха «высокого» рубля – это значительные возможности для импорта разнообразных потребительских и инвестиционных благ. От импортных шнурков до мощных строительных агрегатов. На торговлю импортными товарами в нашей стране в свое время переориентировалась финансовая, торговая, банковская система. Именно в торгово-финансовом сегменте нашей экономики накручивалась прибыль, создавались рабочие места, что создавало ошибочное ощущение потребительского рая.

Эпоха «низкого» рубля – это совсем другая история. Это экономика производителя, экономика предпочтения сбережений в ущерб потребительскому ажиотажу, это экономика относительного дешевого долговременного кредита, способствующего модернизации производства и его стратегическому прорыву на новые рынки, это «экономика мозга» в отличие от «экономики желудка».

Существует ли у правительства такой «девальвационный» план по переходу от «экономики желудка» к «экономике мозга»?

Девальвация является одним из факторов оживления экономики, если она «прикладывается» к плану прорыва в реальном секторе экономики. Если этого плана не существует, то экономику страны ожидает катастрофа.

Директор Центра Региональной и Инновационной политики (Санкт-Петербург), Эксперт Президиума,

Ирина Бойко