Генерал Микоян ”правдив” как маршал!

  • Post category:Статьи

От редакции: 23 февраля 2009 года донскому казаку, урожденному хутора Харьковка Каменского юрта Донецкого округа Области Войска Донского Герою Советского Союза, полковнику в отставке Ивану Евграфовичу Федорову исполняется 95 лет.

В течение ряда лет несколько человек всячески пытаются принизить заслуги фронтовика, провоевавшего с 1942 по 1945 год. Особое усердие в этом проявили «бывшие кремлевские детки» летчики: Степан Микоян, сын небезызвестного Анастаса, и Александр Щербаков, сын секретаря ЦК ВКП (б) Александра Щербакова сталинских времен. Эти неуемные летчики-большевики разбросали по многим средствам массовой информации и в Интернете подметные письма, направленные на дискредитацию заслуженного летчика-фронтовика, хотя и давали слово в газете «Труд» больше этим не заниматься.

Мы публикуем моаргументированный ответ генерал-лейтенанту в отставке Степану Микояну, полковнику в отставке Александру Щербакову, как «написантам» и «рассылантам» «Открытого письма читателям «АВИАМАСТЕРА» и других российских средств массовой информации» по дискредитации летчика-фронтовика, полковника в отставке И.Е.Фёдорова, написанного кандидатом исторических наук, членом Союза писателей России Вячеславом Родионовым (сокращенный вариант, с полным -под названием «Всё гаже, и гаже, и гаже…», – можно познакомиться на сайте «Зимовая Донская станица).

Ссылка: http://www.zimovaya.ru/statji/vse-gazhe-i-gazhe-i-gazhe.html

* * *

Иосиф Виссарионович Сталин однажды при свидетелях пообещал Анастасу Микояну разобраться в причинах, по которым тот оказался единственным уцелевшим из наркомов Бакинской Коммуны.

Жаль, не успел!

Сын Анастаса Степан сделал правильные выводы из опасности, однажды нависшей над папенькой.

И всего себя посвятил «наездам» на действительно боевых летчиков.

Чтобы только никто не успел заметить, что генерал-лейтенант авиации и Герой Советского Союза за всю войну не сбил ни одного вражеского самолета. И даже ухитрился быть сбитым своими же.

Бросившего своего напарника и ушедшего от боя «кремлевского дитяти» приняли за вражеского пилота.

Он так перепугался, что остаток войны загорал на «придворном» аэродроме в Люберцах в компании Васи Сталины и других «плейбоев».

Под словесный обстрел Микояна недавно в очередной раз попал уже 95-летний Герой Советского Союза полковник Иван Евграфович Фёдоров, человек независимый и прямой, не боявшийся ни врага, ни начальников, которым привык всегда говорить суровую правду.

Микоян (или тот, кто пишет за него!) ведет себя так, будто он следователь или даже судья.

Не зря его папа в Докладе на торжественном собрании, посвященном юбилею НКВД произнес бессмертную фразу «Каждый советский человек – сотрудник НКВД!»

«Паркетный летчик» спорит даже с неоспоримыми архивами.

В архивном деле № 8803 значится, что за год пребывания на испанском фронте И.Е. Фёдоров «совершил 286 боевых вылетов, провёл 36 воздушных боёв, в которых показал исключительные образцы ведения воздушного боя. Сбил лично 11 самолётов противника и 13 в группе…», в том числе два Me-109, считавшихся неуязвимыми, дважды таранил вражеские машины (18 июля и 21 августа 1937 г. — оба тарана документального подтверждения не имеют). За проявленную храбрость начальник авиации Испанской Республики Игнасо Идальго де Сиснерос вручил И. Фёдорову орден «Лавры Мадрида». Такую награду в СССР получили всего 5 человек».

Но Микояну ведь лучше знать кто герой, а кто нет.

Ведь он же – МИКОЯН!

Ему все можно!

Ну, написал он в газету «Труд»,что в Великую Отечественную не было штрафных эскадрилий, а потому Федоров врет беспардонно, будто командовал штрафниками.

Завравшемуся Степе сунули плод нос приказ Сталина о создании штрафных эскадрилий,который Степа обязан был знать.

Генерал засмущался, сказал, что хотел «как лучше…», и добавил: «Вероятно, Сталину просто объяснили, что в случае чего предотвратить перелет к противнику проштрафившегося и, по логике вещей, обреченного почти на верную гибель летчика попросту невозможно». И свою инсинуацию из статьи не снял.

И тараны, исполненные Федоровым, тоже ставятся Степой под сомнение.

Ведь сам он в жизни на таран не отважился бы!

.«Таранов самолётов противника он (Федоров – В.Г.) не совершал, тем более шести, о которых он говорит. Метод тарана выпущенными колёсами шасси может вызвать только ироническую улыбку»

Федоров не ради удовольствия командовал штрафниками и таранил вражеские самолеты.

Должен же это кто-то делать, чтобы всякие там Микояны могли бы загорать на папиной даче без отрыва от воинской службы.

Об отношении начальства к настоящим боевым офицерам очень выразительно поведал поведал Лев Вяткин в статье «Засекреченная слава»

«— Удачный таран был в 1942 году, — вспоминал Федоров, — в конце августа, недалеко от деревни Федотово. Летели вдоль железной дороги в паре со штрафником. Смотрю, противоположным курсом строй «юнкерсов». Насчитал 31 бомбардировщик. Их сопровождают и прикрывают 18 «мессеров».

Я начал строить маневр для атаки. На душе скверно. Передаю по рации: «Следите за моей последней работой!» — и бросился в самую гущу строя бомбардировщиков. С близкой дистанции подряд сбил пять «юнкерсов» и одного таранил…

Точную дату этого боя Иван Евграфович не помнил, но мне удалось отыскать документ от 17 августа 1943 года, подписанный начальником штаба 6-го истребительного авиационного корпуса полковником Н. П. Жильцовым, подтверждающий описание этого боя (выделено мной – В.Р.).

—Вернулся живой, — сказал Иван Евграфович- Я хоть и не был штрафником, а только их командиром, но некоторое время спустя обнаружил, что начальник штаба Волков мне эти победы не записал (выделено мной – В.Р.)».

Лютая неприязнь Степана Микояна к И.Е.Федорову на мой взгляд связана с драматическим столкновением между всемогущим генеральным конструктором и референтом Сталина по проблемам авиации и обычным летчиком-испытателем завода № 21 в Горьком

. Не может простить ему «аристократишка» Степан, некоторое время работавший у Яковлева, «поругания» чести своего благодетеля в далеком марте 1942 года.

Вот, что тогда состоялось: «…В Горький приехал ответственный представитель Яковлева. Он сообщил, что в Новосибирске прекрасно идут их самолеты, но весьма плохо ЛаГГи. Поэтому необходимо и горьковский завод переводить на выпуск истребителей Як. Так считал сам Яковлев — заместитель наркома! Постановлением ГКО от 4 марта 1942 года на заводе № 21 самолет ЛаГГ-3 сняли с производства и вместо него запустили Як-7. .

Яковлев стал полноправным хозяином горьковского завода.

Лавочкину перестали отпускать бензин для заправки самолета, все помещения переоборудовали для нового хозяина).

Конструкторов Лавочкина включили в штат яковлевского КБ, и они приступили к выпуску чертежей для Яков… Чертежи экспериментального ЛаГГ-3 они делали тайно, прикрывая их, как только появлялся кто-то из яковлевцев, или оставаясь после работы, когда те уходили отдыхать.

Новый самолет рождался в весьма сложной обстановке, но он появился и стал летать. Соперник Лавочкина Яковлев был уверен, что на летных испытаниях его Як докажет свое преимущество, тем более что управлять им будет такой прославленный виртуоз, как летчик-испытатель И.Е. Федоров. Усовершенствованный ЛаГГ-3 поручили испытывать пилоту Г.А. Мищенко.

В назначенный день на аэродром приехало все горьковское руководство во главе с секретарем обкома М.И. Родионовым. Мищенко на ЛаГГе летал очень осторожно, “блинчиком”, по кругу, а Федоров на Яке вытворял в небе просто чудеса.

Приземлившись, летчики доложили о своих впечатлениях. “Спасибо! — поблагодарил Родионов и добавил: — А все-таки, какие разные самолеты”. “Не такие уж разные, – возразил Федоров, истребитель Лавочкина может летать не хуже! Не верите? Могу доказать! В некотором отношении ЛаГГ еще лучше Яка”.

Федоров сел в ЛаГГ и взлетел. Невозможно описать, что он делал в воздухе! А когда приземлился, сказал: “Я вам показал, на что способен ЛаГГ Он нисколько не хуже Яка, а по скороподъемности и дальности превосходит его. У Яка ведь нет 1000 километров”.

Родионову пришлось признать, что у Лавочкина появился качественно новый самолет. О своем мнении он доложил Сталину. Это произошло в начале марта 1942 года. Но сколько предстояло сделать, чтобы этот первый образец превратился в серийную машину!”.

Мог ли всесильный и мстительный Яковлев, забыть самовольства честного летчика?

Вряд ли.

Мог ли авиаконструктор А.С.Яковлев организовать обструкцию летчику-испытателю И.Е Федорову, уведшему из под выпуска Яков целый завод № 21 в Горьком?

Да запросто! Через своих дружбанов-генералов.

Вот что написал такой авторитетный в мировой авиации человек,как генерал Николай Каманин о командующем 16 воздушной армии Руденко и его «подпевалах», портивших кровь комдиву Федорову

Приведу характеристику, данную в 1964 году известным всей стране Героем Советского Союза, участником ВОВ и Курской битвы, летчиком и командиром первого отряда космонавтов Н. Каманиным (кстати тоже воевавшим на Калининском фронте и лично знавшим бесталанных генералов Руденко и Папивина): «Большинство офицеров и генералов ВВС, не любит Руденко, Брайко и Пономарева — эта троица приносит мало пользы авиации».

Выслужившись с годами в маршалы авиации, Руденко хамил космонавтам точно так же, как когда-то офицерам, имевшим неосторожность всерьез воевать. И не щадивших непрофессионала-командарма.

«Птенцы кремлевского аэродрома» засорили страницы многих СМИ опусом «Открытое письмо читателям «Авиамастера» и других российских средств массовой информации».

Ну, не дает маразматика спать боевая слава летчика Федорова.

И они стреляют словами. Это безопасней, чем реальный воздушный бой. «И.Е.Фёдоров говорит, что он два раза сбивал самого результативного немецкого летчика Э.Хартманна, но оба раза “он уходил к своим”. Если он уходил, то как Фёдоров узнал, что он сбивал именно Хартманна? Тем более, что Хартманн воевал не на Калининском фронте, где был Фёдоров, а на Южном».

И Иван Федоров, и Эрих Хартманн одновременно воевали на Курской дуге: на фазе обороны наших войск и на фазе их наступления. Хартманн в составе 52 истребительной эскадры JG-52. Федоров в составе 6-го иак 16–й воздушной армии командовал 273 иад. 16-я воздушная армия (командующий генерал Руденко) входила в состав Центрального фронта.

Существует широко распространенное мнение, что Хартманна сбивали всего два раза: один раз на Кубани, второй 19 августа на Курской дуге. Значит, Федоров, все-таки, врет, ведь где-где, а на Южном фронте он не воевал. Однако… «… если в победах Хартманна сомневаются все, то в его шестнадцатикратном поражении (выделено мной – В.Р.) не усомнился, пожалуй, никто. … В соответствии с системой зачета потерь, если пилот оставался невредимым, а самолет получал повреждения в пределах 10-40 процентов, то в статистику заносился только процент повреждения самолёта, а имя пилота не указывалось. Следовательно сам Хартманн не получал ранений, а незначительно поврежденные самолёты, скорее всего, восстанавливались».

Значит 16 поражений лучшего аса Второй мировой все-таки были.

Могли ли в этой цифре оказаться две победы Федорова? Могли, ведь даже его непримиримые оппоненты пишут со слов Федорова, закавычивая, что Хартманн «оба раза уходил к своим». Не прыгал с парашютом, не оказывался на земле, а «уходил к своим». Вот конкретный пример: «Эрих взлетел на рассвете и буквально через пару минут натолкнулся на группу советских ГАГГ-9. Выходя из атаки, он пошел с набором высоты на солнце, и, наполовину ослепший, столкнулся в воздухе ещё с одним ЛаГГ-9.Умелое пилотирование и старые навыки планериста помогли ему дотащить повреждённый Ме-109 до занятой немцами территории. Там он совершил свою пятую аварийную посадку»

.

У Хартманна на фюзеляже был «характерный рисунок, что-то вроде лепестков тюльпана. Поэтому Эриха было легко отличить в бою, и советские пилоты быстро поняли, что пилотирует этот самолет пилот, с которым лучше не встречаться».

Но не все же наши летчики трусы, если нанесли ему 16 поражений.

Могут возразить, что командирам дивизий было запрещено летать на боевые задания. Это так. Но для некоторых, особо талантливых и подготовленных асов делались исключения. Летал же на свободную охоту командир авиадивизии Покрышкин. Командующий советской авиацией Новиков издал приказ, разрешающий для асов «свободную охоту» на немецкие самолеты.

И комдив Федоров очень результативно «охотился» в воздухе.

Тем не менее Новиков внял липовой характеристике генерал-лейтенанта С.И.Руденко «…неудовлетворительную работу как командира дивизии…» и снял Федорова с должности командира дивизии, и понизил до подполковника.

Но вот что любопытно. В личном деле полковника И.Е.Федорова, хранящимся в Кунцевском военкомате есть записи о награждениях:

январь 1943 года. Орден Отечественной войны I-й степени «За формирование и командование полка асов».

декабрь 1943 года. Орден Александра Невского. «За отличное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленную при этом доблесть и мужество».

И «неудовлетворительно работал как командир дивизии»? Почему тогда награждали?

Была она огненным адом

Из книги В. Горбача мы довольно много узнаём о действиях на Курской дуге 273-й истребительной авиадивизии (командир полковник И.Е. Фёдоров). Дивизия входила в состав 6-го иак (с 10.07.43 г. командир генерал-майор Е. Е. Ерлыкин) 16-й воздушной армии, которой была поставлена задача – завоевать господство в воздухе на Центральном фронте (командующий К.К. Рокоссовский).

И надо же, едва прибыв в 16-ю ВА, .Федоров снова, как и в случае с 21-м заводом в Горьком, прямо сталкивается с всесильным А.С.Яковлевым. Об этом случае поведал маршал Руденко в своих воспоминаниях: «Неожиданно случилась неприятность: при тщательном осмотре «яков» 273-й истребительной дивизии (командир полковник И.Е.Федоров – В.Р.) специалисты обнаружили отслаивание фанерной обшивки на плоскостях и некоторых других частях машин. Самолеты нельзя было выпускать в воздух. Почему отслоилась обшивка, и как обстоят дела в других дивизиях? Появилось немало «почему?» и «как?».

Главный инженер воздушной армии инженер-полковник В. И. Ребров пришел к выводу, что обшивку на плоскостях необходимо переклеить. Срочно доложили о своем решении в штаб ВВС, вызвали представителей авиапромышленности, главного авиаконструктора. Совместными усилиями дефект на самолетах удалось устранить за несколько суток».

Если было доложено в штаб ВВС, то главный конструктор А.С.Яковлев безусловно знал в какой дивизии случилось это позорное ЧП и кто там командир. Опять булыжником на гладкой дороге авиаконструктора оказался И.Е.Федоров. В очередной раз ударил по авторитету. «К ногтю его, товарищ Руденко!» И прижали.

Что же стояло за бракованными самолетами, поступившими на вооружение 273 иад? А то, что накануне решающего сражения ВОВ молодые летчики так и не смогли набраться мастерства для ведения воздушного боя, так как летать на отслаивающейся фанере было невозможно. Не отсюда ли самые большие потери летчиков в 273 иад? И не потому ли этими потерями заинтересовался Сталин? Но Руденко, как мы знаем, спасли К.К.Рокоссовский и Новиков. Но никто не собирался спасать И.Е.Федорова, его только топили. Вот вам, и ещё одна зарытая «собака» или «скелет в шкафу» у Микояна.

Ивану Евграфовичу, в отличие от Степана Микояна, видимо, была судьба участвовать в самых трагических и тяжёлых периодах войны. В июле 1942 года сбежав из ОКБ Лавочкина на Калининский фронт, он стал участником проигранной Красной Армией битвы, оказавшейся масштабней и кровопролитней Сталинградской. Очень нехотя рассекречиваются в последний десяток лет архивные материалы и появляются немногочисленные работы, показывающие неудачи 1942 году под Ржевом, Сычёвкой, Калининым, Белым, Духовщиной, Холмом и др. Объективных исследований по результатам действий авиации обеих сторон до сих пор нет. По опубликованным работам наших и немецких авторов можно убедиться, что от пехоты, которая слоями устилала поля боёв, требовать подтверждения сбитых лётчиками Фёдорова самолётов, зачастую было и невозможно и неуместно.

Ранним утром 5-го июля 1943 года дивизии Ивана Евграфовича Фёдорова пришлось первой встретить многочисленные группы истребителей и бомбардировщиков на северном фасе Курской дуги, на одном из основных направлении наземного удара гитлеровцев.

Лётчики. Фёдорова.замечательно воевали. Но им пошло уполовинили сбитые самолеты.

Комдив писал в отчетах Руденко правду, указывая на природу приписок побед, поощряемую лично командующим 16-й воздушной армией. «Кроме хорошо отлаженного взаимодействия и управления в бою, действия немецкой авиации характеризовались применением различной военной хитрости. Так, согласно отчету командира 273 иад полковника И.Е. Федорова о боевой работе дивизии за период с 5 по 8 июля, для выхода из неудачно складывающегося боя пилотами «фокке-вульфов» часто практиковалось имитирование беспорядочного падения и срыва в штопор Зачастую это создавало у молодых и неопытных советских пилотов иллюзию уничтожения вражеской машины, способствуя безудержному росту заявок на победы.» ( выделено мною – В.Р.)

Виталий Горбач отмечает – «..Рассматривая этот весьма щепетильный и болезненный вопрос об эффективности действий истребительной авиации, необходимо отметить, что, признавая многие недостатки в ее работе, документы 16-й воздушной в то же время практически не содержат материалов, критически оценивающих число заявок на воздушные победы. … в результате недели боевой работы с 5 по 11 июля, согласно тому же отчету, в воздушных боях удалось сбить 425 истребителей, 88 бомбардировщиков и 5 разведчиков противника. Таким образом, число, уничтоженных «фокке-вульфов» и «мессершмиттов» даже по сравнению с завышенными разведданными начала месяца составило 140%». То есть сбили больше, чем немцы имели на этом участке Курской дуги.

Почему бы вам, борцы за исправления Отечественной истории, не раскрутить «дело генерала авиации Руденко» по факту его вопиющего обмана высшего военного руководства. А ведь за приписками стоят незаслуженные звания Героев Советского Союза, орденоносцев, продвижение по службе, деньги и т.п.

В 1953 году Федоров испытывал конструкцию очередного опытного истребителя на прочностные нормы, что на языке пилотов звучит «максимум-максимора», а на обывательском языке это полёт с 15-16 тысяч метров вниз на полном форсаже. Богатырский организм Ивана Евграфрвича выдержал, но без последствий не обошлось. ВВК постановила: «Федоров И.Е. не годен к лётной работе, не годен к службе в мирное время. В 1954 году Иван Евгрвфович Федоров поэтому врачебному предписанию вышел на пенсию».

Но сплетнику Микояну хочется верить, что ненавистного ему аса «выгнали».

Вот хочется – и все тут!

Генералу Микояну, похоже, хотелось бы, чтоб кроме него самого не осталось бы героев-летчиков – ни на земле, ни в памяти народной.

Он очень любил смотреть на горящие советские самолеты

«…машина горела очень красиво: зеленый самолет, красное пламя на фоне белого снега и фейерверк рвущихся снарядов, которыми он был заряжен».

А он, вообще-то, на чьей стороне фронта воевал?!.

Вячеслав Родионов, кандидат исторических наук,

член Союза писателей России