Казаки: народ или сословие?

Из Дагестана поступила информация об отклонении депутатами Народного собрания Федерального Закона “О казачестве”. Этому предшествовало в республиканских СМИ очень подробное выступление депутата Якуба Умаханова. Общий смысл выступления сводился к незатейливым выводам о том, что в Дагестане нет необходимости вводить этот закон.

Заметим, что представители терского казачества в республике проживают в местах своего компактного исторического расселения – Кизляр и его район, а также город Хасавюрт. То есть те части Дагестана, которые никогда не входили в его состав, были переданы из Ставропольского края, а также ранее из состава Терской области.

Слияние с Дагестаном произошло в середине 50-х годов, благодаря волюнтаристской политике Н.С. Хрущева – достойного наследника троцкистских идей, согласно которым государствообразующий народ России рассматривался как расходный материал истории.

Но является ли на самом деле актуальным принятие данного закона? Безусловно, да.

Минувшие 65 лет со всей очевидностью показали: невозможно в условиях этнократического Дагестана с его феодальной клановой структурой сохранить элементарно культуру и все формы национального бытия. Находясь в этой жесткой структуре, где федеральные законы работают номинально, а исполнение федеральных программ по предотвращению оттока славянского населения абсолютно декларативно, заставляют это население “голосовать ногами”.

Посетивший Дагестан руководитель ФАДН Игорь Баринов, по словам экс-министра по национальной политике республики Татьяны Гамалей, вынужден был признать: национальная политика в регионе мало имеет отношения к фундаментальной науке – этнологии, истории, элементарной статистике. Всё это приводит в северных регионах республики к замене коренного населения на мигрирующее. Есть в республике определенные группы населения, которые это обстоятельство вполне устраивает.

Но вернемся к аргументам выступления депутата Умаханова. Главный аргумент звучит просто: “Казаки в республике живут хорошо и не нуждаются в принятии этого Федерального закона”. Данный аргумент упомянутого депутата требует особого внимания. В аналитической справке, составленной замом атамана Нижнетерской казачьей общины В.И. Ильиным, объективно и очень серьёзно раскрыто, как за последние годы в Дагестане работали различные программы по предотвращению оттока славянского населения.

Видимо, в качестве альтернативы и в противовес проекту “Закона о казачестве” анонимным автором в Народное собрание РД внесён проект “Закона об узденстве”, что уже составляет элемент юмора. Уздени – это сословие свободных крестьян в дореволюционном Дагестане.

То есть одно из архаических его сословий, но с одной важной разницей. Уздени в контексте исторического Дагестана были причастны к рабовладению и работорговле. Просматривая криминальные сводки МВД Дагестана за последние годы, а конкретнее использование подневольного труда на частных кирпичных заводах, нетрудно догадаться, каким конкретным содержанием может быть наполнено принятие такого закона.

Уздени как архаическое сословие не защищали границ России, не способствовали её безопасности. Сравнение двух проектов, их сопоставление явно имеет цель спутать важные акценты: казаки никогда не были сословием в чистом виде, но всегда народом. Довольно аргументировано это различие объяснил в своём интервью историк, доцент Ростовского университета В.Н. Королёв.

Владимир Пархоменко, координатор СРН по Югу России

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments