К 75-летию писателя Анатолия Буйлова.
В чем секрет таланта писателя Анатолия Буйлова? Во-первых, он от рождения был талантлив, а в жизни набирался мудрости и от разумных, добрых людей, и от природы. С юного возраста вместе с оленеводами-эвенками он семь лет пас оленей на побережье Охотского моря. Привычное дело для эвенка, но для русака?.. А какой русский, в полном смысле этого слова, не сможет сделать то, что могут представители других народов? И Анатолий доказал на практике. Бегал неутомимо по тундровым ягельникам, крутым косогорам, тайге, когда нужно было заворачивать стадо оленей в нужном направлении, и освоил мастерство ловли оленей маутом. Быстро научился ставить чумы по всем правилам. И плотницким топором рубил жилые избушки.
После службы в армии его русская душа и широкая натура просила, требовала изведать неизведанное и рискованное дело. Кто ищет, тот найдет! И Анатолий нашел бригаду тигроловов и упросил их взять его к ним. Уже закаленный тундровым и таежным бытом новый тигролов пришелся бригаде кстати. Зимой сутками выслеживали сильного, хитрого и умного зверя и ловили его. Вот где нужна и физическая сила, и выдержка: стоит чуть ошибиться, и будешь поранен, а то и разорван острыми когтями и клыками огромного хищника. И за десять лет ошибок просто не было! Все заранее продумывалось до мелочей. К тому же в бригаде он был незаменим как плотник – рубил жилые избушки в тайге. Мастерству зверолова он научился у знаменитого на весь мир тигролова-дальневосточника Игната Трофимовича Трофимова. Великий мастер ушел на пенсию в 63-летнем возрасте, поймав к этому времени 63 тигра. Кому передать руководство бригадой? И передал своему ученику Анатолию Буйлову. Ученик оправдал доверие мастера – за десять лет отловил 18 тигров. А одного тигра он с бригадой отлавливал и отпускал на волю шесть раз, это нужно было для съемок фильма «Дерсу Узала» кинорежиссера Акиры Куросавы.
А вот неизвестная и интересная для читателя страничка из жизни тигролова Буйлова. В 1977 году его бригада отловила молодого тигра, и бригадир сопровождал таежного красавца самолетом в Москву для передачи в Московский зооцентр. И там вдруг узнает, что этого тигра отправляют во Владивосток, т.е. почти туда, откуда и был доставлен. «Зачем? Почему?» – недоумевал Анатолий. И, к своему изумлению, узнал, что отловленного им тигра тогдашний генсек Брежнев подарил тогдашнему американскому президенту Форду, когда встречался с ним во Владивостоке. Через коллег-писателей Анатолий Ларионович справлялся о том тигре и узнавал, что он вырос в огромного красавца и в Нью-Йоркском зоопарке более двух десятилетий привлекал массу зрителей.
В детстве Анатолий немало путешествовал. Его мать, Зоя Степановна, уроженка Поволжья, в поисках лучшей доли в 37-м с подругами завербовалась на Дальний Восток на строительство Комсомольска-на-Амуре. Строили город и зеки, и согнанные нуждой вербованные. Жизнь принудила побыть Анатолию два года в детдоме в городе Ворошилове (Уссурийск). О самом детдоме у писателя воспоминания были весьма сложные и противоречивые, ибо много он там повидал и плохого, и хорошего. Когда появился отчим, Анатолия из детдома забрали. В поисках заработков за пять лет они объездили весь Дальний Восток и на целине побывали в Казахстане, и в Киргизии. Потом мотались по Якутии. Там с отчимом Анатолий работал старателем на промывке золота. И за своим трудом намытое золото он купил себе двуствольное ружье, фотоаппарат, велосипед и костюм. Потом с матерью и отчимом переехали в Магаданскую область, в поселок Снежная долина. И вот там 11-летний парнишка устроился работать в топографическую партию, где и шурфы бил, и ходил за топографом с топографической рейкой. В одиннадцать-то лет? Да, ему хватило к этому возрасту повзрослеть, и даже на фильмы для взрослых пропускали беспрепятственно. И зарплата была у него не детская – 180–200 рублей в месяц, даже больше, чем у матери, и столько, сколько приносил отчим.
Всю зарплату он отдавал матери, но часть все-таки тратил на покупку книг, которые читал запоем. Любил геологию, научно-популярную литературу, а особенно классическую художественную литературу и книги о знаменитых путешественниках. И грезились ему разные путешествия, в которых видел себя то удачливым геологом, открывающим земные клады, то воображал себя великим следопытом, как Дерсу Узала и Улукиткан, или героем Фенимора Купера – Кожаным Чулком, или знаменитым охотником на тигров-людоедов – Хантером.
Должно быть под влиянием подобных книг, заработав в экспедиции годовой трудовой стаж, отправился юный мечтатель в первое свое самостоятельное путешествие. На самолете Ан-2 прилетел на побережье Охотского моря в поселок Ямск, основанный 300 лет назад казаками-землепроходцами, где и надеялся осуществить свою мечту – стать оленеводом и охотником-следопытом. Желание было велико, и мечта материализовалась. За семь лет кочевья по бескрайним просторам Приохотской тайги и тундры юноша отлично освоил оленеводческое ремесло и образ жизни оленевода, вопреки бытовавшему мнению, что русак вряд ли сможет освоить оленеводческое ремесло, что это дело только коренных народов Севера. И обстоятельные камчадалы убеждали его со знанием дела: «Мало-то коцевье, на полгодика, на годик, мозьет, паря, и одолеись как-нибудь, а больсо-то коцевье… У-у-у, паря! Больсо-то – оно, понимас, сыбко дело не просто! Тут и нам, камчадалам, тако дело непривыцно, а тебе и подавно коцевать да за олесками, как субаська, бегать не способно будет. Убезыс, однака, домой!»
Конечно же, не просто было освоить такую профессию, но удалось не по малому годовому кочевью пройти, а быть участником большого кочевья – длиною в семь лет и как минимум 80 тысяч километров намотать (если считать в среднем по 30 километров, а приходилось и гораздо больше проходить в день).
После службы в армии вернулся в Магаданскую область, где, работая в бригаде строителей, приобрел несколько строительных профессий. И в свободное время писал стихи, рассказы, фельетоны, заметки в газету «Рассвет Севера». Потом переехал в Уссурийск и работал грузчиком на железной дороге. Грузили цемент вручную, а платили как за механизированную работу. Через год, уже со своей семьей, переехал в таежное село Вострецово, устроился в Коопзверопромхозе охотником-промысловиком, добывал пушнину, заготавливал лекарственные растения, ягоду, кедровый орех и искал легендарный женьшень.
В это село Анатолий переехал, чтобы осуществить еще одну заветную мечту – стать тигроловом, потому что там жил знаменитый тигролов Игнат Трофимов. Непросто было пробиться в династию знаменитого тигролова, но, в конце концов, и оленеводческая следопытская школа, и собственная настойчивость, да и благоприятное стечение обстоятельств позволили оказаться ему в учениках Трофимова. За десять лет отловил 18 тигров. Потом в Дальневосточном зоокомбинате, работая профессиональным егерем, отлавливал, кроме тигров, для отечественных и зарубежных зоопарков белых и бурых медвежат, косуль, кабанов, других животных. И вот однажды увидел омерзительно-антисанитарные и преступно-антигуманные отечественные зоопарки, и особенно выездные, напоминающие пыточные камеры для зверей, и желание к этой работе пропало. И вернулся к профессии охотника-промысловика.
В 1979 году два рассказа Анатолия Буйлова были опубликованы на страницах «Литературной России». Через два года первая книга «Большое Кочевье» в сокращенном варианте была опубликована в журнале «Дальний Восток», за что на краевом литературном конкурсе автор был отмечен первой премией. В 1982-м «Большое Кочевье» было издано отдельной книгой в издательстве «Современник».
На Всесоюзном литературном конкурсе имени М. Горького на лучшую книгу молодому автору была присуждена первая премия. А в следующем году «Большое Кочевье» было отмечено премией Союза писателей СССР имени Константина Федина. В том же году в журнале «Дальний Восток» публикуется новая книга писателя Буйлова «Тигроловы», затем она была издана в издательстве «Современник».
В 1987 году из Хабаровска переехал с семьей в Сибирь, в город Дивногорск.
Остро волновала писателя проблема – возврат земли хозяину. Он на собственном опыте знал труд земледельца, обустраивая дачу и возделывая земельный участок, был убежден, что главное значение человека – добывать хлеб в поте лица своего и украшать землю добрыми деяниями. Вырастили с женой Дарьей троих сыновей и дочь. Писатель Буйлов был убежден, что главное богатство и могущество любой страны – не золото, не алмазы, а плодородная земля и здоровые высоконравственные и свободные люди. «Горько признавать, – печалился писатель, – что самые плодородные земли в нашей стране по воле “темных сил” расчетливо и безжалостно затопляются гниющей водой никому не нужных искусственных морей, а народ наш давно уже не здоров и телесно, и духовно».
Писатель Буйлов был убежден: земля – народ – художник – вот и взаимосвязь, и триединство, которое не разрушить художнику, иначе искусство его, подобное раскидистой кроне дерева, станет мертво и трупным разлагающимся запахом своим отравит корни и ствол дерева, питающие крону живительными соками земли.
Так дальше продолжаться не может! Надо срочно отвергнуть культ политиков, культ насилия и культ золотого тельца и создать общечеловеческие на все времена культы: культ Культуры, культ Хозяина и культ Советов, которых у вас никогда не было. Вот почему писатель Анатолий Буйлов всю свою жизнь стремился быть хозяином и тянулся к культуре.
Он был мечтателем, созерцателем, художником, великолепным фотохудожником, таежником, охотником, путешественником, писателем, поэтом! Его душа жаждала справедливости во взаимоотношениях с людьми, процветания державы. А державу-то залихорадило особенно в 80-х, и писатель Буйлов, с болью в сердце воспринимая развал большой страны и разгул грабежей, убийств, одурманивания народа, стал публиковать в газетах острые обличительные статьи: опубликовал открытое письмо Горбачеву, выступал в Союзах писателей СССР и РСФСР, в которых открыто говорил о надвигающейся катастрофе – величайшем в истории ограблении новыми правителями собственного народа.
Анатолий всегда был на переднем плане в борьбе за добро. Стоял у истоков возрождения Дивногорского казачества – товарищ атамана, казачий полковник, был первым атаманом Дивногорской казачьей станицы и много лет был идеологом краевого казачества.
Он писал статьи против заброшенной из Америки системы ювенальных судов, которые уничтожают основы государства: семью, церковь, армию.
В планах писателя Анатолия Буйлова было завершить рукопись трилогии «Тигроловы» и приступить к своей главной книге жизни – трилогии «Большое Кочевье».
Познакомился я с Анатолием в уже далеком 91-м. И наше знакомство переросло в дружбу, и я всегда с радостью ездил к нему в гости. За чаем вели длинные разговоры о литературе, о прошлом и с болью в душе о настоящем и тревогой о будущем.
25 мая 2022 года Анатолию Ларионовичу Буйлову исполнилось бы 75 лет. В память о нем, сильным духом, мудром человеке ко дню его рождения и написана эта статья.
Фёдор Кочан, журналист
Источник: Русский Вестник