«Новое дело» №26, июля 1 июля 1994 г.
Получив приглашение на Большой Круг Терского казачьего войска, который состоялся в Кизляре 28 мая этого года, и побывав на нем, я написал этот очерк, так как широкий круг дагестанских читателей имеет смутное представление о современном казачьем движении и о кизлярском казачестве, в частности. По сути, объективной информации об этом нет. Журналистов в Кизляре и в этот раз не было. Я же представлял здесь “Русскую общину”. Между тем, в ближайшие полгода – год территории, населенные казачеством, могут стать своего рода “горячими точками” России. Попробуем ответить -почему.
КАЗАЧЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
В ОТНОШЕНИЯХ казачьего движения и государства произошло событие, значение которого трудно переоценить, так как состоялась легализация первого возрожденного снизу российского сословия. Принято правительственное Постановление (№355 от 22.4.94) “О концепции государственной политики по отношению к казачеству”, в соответствии с которым казачьи территориальные объединения по всей России, в том числе и Терское казачье войско, переводятся из статуса общественных организаций в статус государственных структур с занесением их с 1 июля в госрегистр. В готовящемся пакете законодательных актов предусматривается введение казачьего территориального атаманского самоуправления по всем вопросам, отнесенным к его юрисдикции: допризывной подготовки, службы в казачьих воинских частях, общинного землевладения и землепользования, функционирования внутренней традиционной структуры казачества (войско, округ, отдел), реализации предоставляемых казачеству льгот и госпомощи по расселению казаков в приграничных районах и т. д.
Характерно, что все пять принятых до этого документов по проблемам казачества не работали. До того момента, пока казачьи объединения носили статус общественных организаций. Но за период своего “общественного” развития казачество усилилось настолько, что с ним стало уже невозможно не считаться, хотя и поныне далеко не всем этого хочется. А в том, что казаки стали силой, можно было в Кизляре убедиться, так сказать, визуально. Достаточно было увидеть, как колонна из пятисот казаков – делегатов Круга из округов и отделов Северного Кавказа промаршировала по Советской улице от Кургана Памяти к залу заседаний в районном Доме культуры. В черной полевой форме Терского войска, в погонах и при знаках отличия русской императорской армии, сплоченные сознательной дисциплиной, со строевой песней. Для расхпюстанных молодцев, джигитующих на иномарках, сравнение явно было не выгодное.
Можно заранее сказать, что реализация правительственного постановления в части восстановления казачьего традиционного общинного землепользования и землевладения будет сопровождаться конфликтами. На Северном Кавказе – в особенности. Об этом говорит и уточнение в терминологии, сделанное на Круге походным атаманом Союза казаков -гостем из Москвы полковником В. Наумовым относительно перехода от термина “места компактного проживания казачества” к термину “земли традиционного проживания казачества”. В нем выражен взгляд усиливающегося казачества на территориально-этнические и административно-территориальные изменения, которые произошли в Советский период истории на Северном Кавказе в ареале расселения казаков Юга России. В том числе – изменения самых последних пет.
Круг обсудил основные положения постановления №355 о концепции государственной политики по отношению к казачеству и сформулировал свои замечания и предложения, которые должны будут учитываться при подготовке закона о казачестве. Суть замечаний – в изъятии или изменении статей, ограничивающих традиционное казачье самоуправление президентским администрированием. Президент явно стремится контролировать казачество более жестко, чем даже последний российский император. Кроме того, казачество настаивает на обозначении себя как “репрессированного народа” (с начала “расказачивания” в 1918 году было физически уничтожено 1,3 миллиона казаков) и продолжает требовать территориальной реабилитации в соответствии с известным законом. Относительно воинской службы казачество предпочитает территориальный принцип и отказывается служить в оперативных частях МВД, так как не желает “защищать власть имущих” от народа (по выражению делегатов Круга).
Красной нитью через весь Круг шло столкновение мнений: законопослушание или силовые акции в борьбе за свои права? У каждой из сторон своя логика. Войсковой атаман А. Стародубцев: “Мы должны перейти к организованной деятельности, чтобы правительство перестало в нас видеть неорганизованную массу”. Сотник Дудкин (Горячеводский отдел): “Путь к нашей реабилитации – напористость казачества, а не законопослушание. До тех пор пока мы будем послушными – нас слушать не будут. Предки брались за оружие -это и есть наш путь”.. Среди делегатов победила первая точка зрения.
КАЗАЧЕСТВО И ДАГЕСТАН
В отношениях казачества с официальным Дагестаном на первый план вышел территориально-этнический конфликт, связанный с административно-территориальной принадлежностью Северной зоны. В ответ на обращение Кизлярского отдела Терского казачьего войска и ногайского движения “Бирлик” (его председатель Б. Кельдасов присутствовал и выступал на Круге с позиций союза с казачеством) получено письмо от министерства Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике (Ns 03-773 от 16.5.94), в котором вопрос об отмене хрущевского акта 57-го года “О передаче Дагестану Кизлярского, Тарумовского и Ногайского районов” связывается с созданием специальной комиссии на уровне РФ для его изучения с учетом мнения всех заинтересованных сторон. Поскольку заранее очевидно, что все “заинтересованные стороны” будут придерживаться сегодняшних позиций, то конфликт останется тупиковым до той поры, пока не изменится лицо государства или одна из сторон не усилится настолько, что разрешение конфликта перейдет в чисто процедурную фазу. В этом смысле в пользу казачества работает только что принятое Постановление и неизбежность территориальной реабилитации казачества как репрессированного народа.
В качестве иллюстрации последнего тезиса небезынтересно процитировать ответ Комитета по безопасности Госдумы РФ (№ 314-В6 от 23.4. 94) на письмо Кизлярского отдела Терского казачьего войска с просьбой учесть мнение казачества при рассмотрении механизма реализации закона “О реабилитации репрессированных народов”. Комитет Госдумы сообщил, что уже обратился к президенту Ельцину относительно срочной необходимости издания указа о назначении “ответственных лиц за немедленную реализацию уже принятых законов и Указов с обозначением конкретных сроков исполнения” (этот текст – лишнее доказательство, что все акты по казачеству не работали). Особенно любопытна концовка: “Одновременно предлагается рассмотреть вопрос об уголовной ответственности должностных лиц за неисполнение тех или иных положений Закона “О реабилитации репрессированных народов”. По существу, это неисполнение – саботаж чиновников…” (надо полагать, что это относится и к дагестанским чиновникам).
На вопрос о том, могло пи дагестанское руководство каким-то образом предотвратить ставший фактом территориально-этнический конфликт, можно ответить так: и да, и нет. Да, потому что проигнорировано мнение казаков и ногайцев при проведении переселенческой политики в Северной зоне. Да, потому что должностные лица всех уровней целой серией отказов по вопросам, вполне решаемым, довели депо до открытой конфронтации. Да, потому что не разоружались этнические бандформирования, не пресекались вооруженные налеты и угоны скота, что рассматривается казаками и ногайцами как попустительство. И нет, потому что у дагестанской преступности здесь ясно виден общий антирусский настрой. Как и в Чечне. Никакой из народов горного Дагестана не слышал и никогда не услышит в свой адрес такую фразу: “Мы вас скоро из Дагестана выгоним, а ваше имущество, дома и квартиры нам даром достанутся”. Русское (славянское) население республики слышало эту фразу слишком часто. Попытка отрицать этот антирусский настрой утверждением, что рэкету подвергаются все, совершенно несостоятельна и воспринимается как скрытая поддержка “своей” преступности. Поэтому казачеству оставалась жесткая альтернатива: уезжать в никуда или организоваться и добиваться выхода из состава РД. Оно выбрало последнее.
И действует весьма активно, как добиваясь этого выхода, так и одновременно усиливая свои позиции на местах, о частности, энергично участвуя в выборах в Городское собрание Кизляра. Занялись там и вопросом самоусиления и “самовоспроизводства”. Просматриваю папку с откликами на приглашение Кизлярского отдела Терского казачьего войска к славянским беженцам и переселенцам, опубликованное 8 газете “Крестьянская Россия”. Касается оно переезда на местожительство в Северный Дагестан под защиту Терского войска в связи с более низкими ценами на жилье. Откликнулись переселенцы из Эстонии, Чечни, Киргизии, Казахстана, Молдавии и других регионов. Готовы жить в сельской местности и заниматься сельским хозяйством. Часть из них бежала от русофобии из бывших союзных республик, часть спасалась из зоны Чернобыля и других районов экологического бедствия. По-видимому, не все из откликнувшихся переедут в Дагестан и пополнят ряды казачества, но начало положено.
Как следствие усиления казачества в Кизляре намечается и другая тенденция. Отмечены первые случаи не продажи, а покупки в округе местными русскими домов и квартир, и наоборот, – продажи домов недавними переселенцами из Горного Дагестана. Статистика ведется правлением Кизпярского отдела Терского казачьего войска.
В ходе Круга всплыла еще одна претензия казачества к дагестанскому руководству. Месяц назад получено указание о переводе места выплат российских пенсий пенсионерам Чечни из Кизляра в Хасавюрт. В Чечню пенсии из России не переводят уже больше года, так как там пенсионный фонд начисто разворовывался, и русские пенсионеры ничего не получали. Казачество не доверяет хасавюртовской администрации так же, как и чеченской, и считает, что этот перевод – попытка открыть новый канал для перекачки российских денег в карманы мафиозных структур. Приглашенный для объяснений зам. главы администрации Кизляра Шевцов ничего вразумительного сказать не смог. Поэтому дагестанскому правительству Круг направил требование оставить пенсионный фонд Чечни в Кизляре.
КАЗАЧЕСТВО И ЧЕЧНЯ
Все, что я видел и слышал в ходе Круга, позволило сделать однозначный вывод: отношения терских казаков с чеченцами обострились до того предела, который не позволяет им в будущем сосуществовать мирно в пределах одной административно-территориальной единицы. Собственно, обсуждение линии казачества в отношениях с чеченцами то и дело сбивало в сторону повестку дня Круга. С самого начала. Поскольку сразу часть делегатов потребовала немедленного смещения войскового атамана А. Стародубцева. Основание -приписанная ему средствами массовой информации Чечни фраза: “Чеченцы и казаки – братья”, которую он якобы произнес во время недавней встречи с Д. Дудаевым. На фоне многочисленных и безнаказанных убийств русских и казаков в Чечне эта фраза была расценена как кощунство. Атаман эти слова отрицал. Требование о его смещении недобрало необходимого числа голосов.
Другой яркий штрих – выступление делегата Пятигорского отдела, состоявшее из одной фразы: “Казаки! У меня вопрос к Кругу – сколько еще нужно изнасиловать наших жен и убить наших атаманов, чтобы мы поднялись?” На что зал дружно грянул: “Любо!”
Из своих беглых записей выступлений делегатов о положении в Чечне привожу здесь лишь два факта, достаточно красноречивых. Из этих выступлений следует, что, наряду с восстановлением средневековой системы родовых отношений – тейпов, в Чечне воспроизводится де-факто традиция рабства и рабовладения. Было приведено свидетельство русского мальчика-подростка, захваченного в пригородной электричке, которому удалось сбежать от своих “хозяев” и добраться до казаков. Еще одно свидетельство, подтвержденное атаманом А. Стародубцевым, касалось факта тайного захоронения вблизи станицы Наурской засыпанных бульдозером во рву семидесяти пяти трупов.
В ходе Круга чувствовалось, что атаманы с трудом удерживают казаков от ответных действий. Многие из Чечни уезжают: уехало 150 тысяч казаков, осталось 50 тысяч. Многие же делегаты призывали: “Не уезжать – это наша земля, и она останется нашей”.
Круг принял решение – создать в каждом территориальном отделе Терского войска, в том числе и в Дагестане, Книги Памяти, куда заносить имена всех безнаказанно убитых на Северном Кавказе Для будущего, когда оно придет.
Другое требование. В качестве предварительного условия на любых переговорах правительства РФ с Чечней казачество требует безусловного аннулирования всех актов вынужденной “продажи” русскими и казаками домов и квартир и полной денежной компенсации. Актуально это и для Дагестана.
Гнойный нарыв в отношениях казаков с чеченцами не мог не прорваться. И он прорвался в конце апреля – начале мая этого года в Георгиевске. Об этом есть смысл рассказать подробнее. Так как широкий круг дагестанских читателей здесь вообще не осведомлен, а это была первая силовая акция казачества. Со слов участников Круга, дело выглядит так. На улице Георгиевска группа молодых чеченцев, стоявшая у своих автомашин, по ничтожному поводу начала грубо оскорблять русского старика и завязала драку с вступившимися за него прохожими. Вскоре драка перешла в массовую. Ее результат: один чеченец был убит, еще один получил тяжкие телесные повреждения, и несколько домов, принадлежавших чеченцам, были подожжены. Ставропольская милиция задержала нескольких казаков – участников массовой драки. Этот арест – при полной безнаказанности чеченцев в Чечне в аналогичных ситуациях – взорвал казачество. Из всех отделов Терского войска в Георгиевск приехали большие группы казаков. Прибыли многочисленные отряды с Дона и Кубани. Море казаков заполнило площадь в центре Георгиевска. Требование было одно: немедленно освободить арестованных. Неделю казаки стояли на площади. Население выражало им поддержку. Видя это, ставропольские власти предпочли переложить ответственность на Москву. И при посредничестве Союза казаков на уровне зам. министра МВД РФ было принято решение об освобождении задержанных. Это решение относится к разряду не правовых, а так называемых “политических”. В отношении нерусских народов за последние годы они принимались множество раз, в отношении казаков – впервые. Будут ли повторять казаки силовые акции? Это, надо полагать, зависит не только от них.
КАЗАЧЕСТВО И РОССИЯ
Наблюдая за ходом Круга, можно было убедиться: казачество и Россия неразделимы. Более того, складывается впечатление, что борьба за Историческую Россию начинается сейчас с казачьего движения, ибо только в рамках ее концепции казачество может воссоздать своя в полной мере: и как субэтнос России, и как воинское сословие. Наглядный пример общих устремлений казачества -телеграмма о поддержке, посланная с Кизпярского Круга Союзу казаков Крыма и президенту Крыма Ю. Мешкову. Учитывая, что численность потомственных казаков Юга России составляет на сегодняшний день 5 миллионов человек, в том числе терских – 1 миллион, с организовавшимся и вводимым в ранг государственной структуры казачеством придется считаться всем политическим силам России.
Чисто эмоционально патриотизм делегатов Круга я лучше всего почувствовал во время исполнения песни “Думай, атаман”. Песню написал и исполнил гость с Дона – подъесаул Мелехов (однофамилец героя “Тихого Дона”). Мелодия вызывает ощущение музыкальной литургии, которая в русском восприятии способна затронуть глубинную основу личности. Я записал слова. Учитывая то, как песня была принята залом (а ее текст носит явно выраженный и предельно ясный политический смысл), не лишним будет привести здесь хотя бы припев.
“Кровь по жилам стынет, глядя на Россию,
И на тот обман – думай, атаман.
Нас линчует время, но осталось племя
Молодых сынов, славных казаков.
Вспомним Дон и Терек, их кровавый берег,
Думайте, братки, братья-казаки.
Собирайся снова, воинство Христово,
Подымайтесь враз, ждет Россия вас”.
По требованию делегатов Круга песню повторили дважды. В мертвой тишине. Зал слушал ее стоя. Под команду войскового атамана: “Казаки, встать, папахи допой!”
ОТ РЕДАКЦИИ. Настолько ли ситуация в Северной зоне республики драматична, какой ее увидел автор? Но представление о ней, во всяком случае, будет более полезно читателю, чем отсутствие какой-либо информации.
Андрей БОЙКОВ