Сегодня этническое самосознание народов подвергается воздействию множества факторов. При этом особое место занимают малые этносы, живущие в едином географическом пространстве и соединенные общей исторической судьбой. В данной статье сделана попытка проанализировать ментальность и психолого-нравственное поведение дагестанцев в чужеродной среде. Преследовалась цель раскрыть процесс социализации личности в иноэтнической среде и процесс ее адаптации через специфический набор традиционных институтов (семейные отношения, этикет и т.д.).
Данный вопрос является, безусловно, актуальным именно для российской аудитории. При существующей в современной России общественно-политической модели масштабные миграционные процессы затрагивают многие слои общества, и есть все основания утверждать, что в ближайшем будущем они не прекратятся. Однако при заметном росте межнациональной напряжённости, причём, не только на Северном Кавказе, но и в других регионах страны, в том числе и в Москве, понимание сути происходящих процессов от внимания общественности зачастую ускользает. К сожалению, в отношении выходцев с Северного Кавказа в русской среде сложился ряд устойчивых стереотипов, далеко не всегда верных. Разумеется, разбирать их все в рамках одной статьи не представляется возможным. Однако мы попытаемся осветить определенные аспекты этнопсихологии дагестанцев и проследить их изменения в иноэтничекой среде, то есть в условиях диаспор. Понимание подобных вещей тем более важно, что численность дагестанской диаспоры в Москве и некоторых других регионах страны стремительно растёт, и межнациональные контакты, в том числе и в виде возникающих конфликтов, становятся всё шире и глубже.
Северный Кавказ, в частности Дагестан – наиболее сложный в этническом, религиозном и языковом отношении регион России, включающий в себя большое количество национально-территориальных образований и населенный многими народами. Недаром в свое время арабские географы называли Кавказ «Джабель-аль-Суни», что дословно означает «Гора языков». Многочисленные народы Дагестана (аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, табасаранцы, ногайцы, рутульцы, агулы и др.) имеют свою самобытную культуру и общие психологические особенности, что позволяет выделить Дагестан в особый регион.
Вот как характеризует горцев Дагестана еще в 1904 году историк В.А.Величко: «…в них много истинного благородства: мужество, верность слову, редкая прямота. Самый поверхностный взгляд на дагестанцев убеждает в том, что они – люди с достоинством… Все эти горцы покорены природою, находятся в тесной от нее зависимости».
Воспитание таких важнейших человеческих качеств, как уважение к старшим, почитание родителей, скромность, честность, чувство долга, верность в дружбе, готовность всегда прийти на помощь осуществлялось через морально-этический кодекс горцев «Намус», что переводится как «честь», «достоинство». Каждая сфера жизни регламентируется конкретным адатом, обычаем, входящим в кодекс «Намус», который формировался в течение длительного исторического периода.
Традиция особого почитания старших, мужчин особенно, может, объясняется также тем, что полученные навыки единожды предками, в дальних окрестностях Дагестана или вообще за его пределами передавались из поколения в поколения без каких-либо существенных изменений, в силу сложности выхода желающего в дальние края за приобретением новых знаний и умений. Поэтому шли за советом к старшим по любому поводу, а вскоре подобная традиция распространилась на все стороны частной и общественной жизни. Так, каждое новое поколение строго следовало заветам предков. В конце-концов любые новшества рассматривались скептически старшим поколением, от части из-за того, что старшее поколение всегда является более реакционным и консервативным. В итоге образовался некий «институт», состоящий в основном из старцев того или иного аула, во главе с еще более старшими – аксакалами, что в переводе означает «белобородые». Собрание подобного типа на Кавказе называется – джамаат . Джамаат мог разрешать правовые, нравственные, культурные, хозяйственные, общественные и иные проблемы. Свод правил, при помощи которых это осуществлялось назывались адаты, которые стали тесно переплетены с законами шариата после принятия Дагестаном ислама.
Этим особенностям способствует специфика традиционного воспитания детей в Дагестане. Дети в Дагестане (мальчики в особенности) почти не подвергаются наказаниям, растут самостоятельными в условиях минимума запретов. У всех народов Кавказа популярны национальные виды борьбы, бокс. Занятия этими видами спорта, а также своеобразная народная педагогика с ранних лет формирует сильную волю, постоянную готовность к отпору, активность. Такие качества представителей разных народов Дагестана позволяют им довольно быстро адаптироваться к разнообразным условиям жизни и деятельности.
Представители дагестанских народов очень самобытны, впечатлительны, смелы, обладают хорошими организаторскими способностями. По свидетельству социологов и социальных психологов, они с лучшей стороны зарекомендовали себя в деятельности в экстремальных условиях (М.Манаров, М.Толбоев, М.Гаджиев и т.д.). Трудовую деятельность они любят; им нравятся практические действия с техникой. В многонациональных коллективах держатся независимо. В их среде очень сильны родоплеменные связи. В условиях повседневной трудовой деятельности и общения с представителями других национальностей у жителей Северного Кавказа заметна тенденция к образованию микрогрупп не только по национальному признаку, но и по принадлежности к коренным народам Кавказа вообще.
В российских условиях у членов диаспор наблюдаются три основных альтернативных направления ее реализации в сфере культуры: ориентированность на «материнскую» этническую культуру; стремление к частично собственной, являющейся специфической для данной общины, идентичности, которая, по сути, остается близкой культуре «материнской» группы; движение по ассимиляционному пути, или отождествление себя с доминирующей культурой федеративного субъекта, на территории которого они обосновались, или же с общероссийской (русской) культурой. В политике альтернативы в принципе схожи с теми, что отмечались при рассмотрении предшествующей сферы.
Нами было проведено специальное исследование морального самосознания дагестанцев в иноэтнической среде (Ростов-на-Дону, Мегион (Тюменская область), Москва в 2008 году.)
В исследовании был использован когнитивно-эмотивный тест Н.Д.Твороговой и Ю.М.Орлова некоторые вопросы которого были переформулированы и дополнены автором.
Тест направлен на выявление эмоциональных реакций в различных жизненных ситуациях.
Нами было опрошено 100 респондентов, живущих за пределами Дагестана и 100, – живущих в Дагестане. Респондентам предлагалось ответить на вопросы, соответствующие цели исследования, названной выше. В проведенном нами исследовании психолого-нравственного поведения дагестанцев мы будем оперировать вопросами, отвечающими целям и содержанию настоящей статье.
С целью выявления морально-нравственного поведения личности был поставлен вопрос: «Испытывали ли Вы в жизни реальную неудачу?». По «Большому толковому психологическому словарю» Ребера Артура, «реальный – существующий, фактический, не воображаемый, также эмпирический, противоположный теории, физический, объективный против субъективный». Определение «реальный, реальная» было нами выбрано как акцентирующие для понятие неудача. Оно подразумевает необратимый результат в каждом отдельном случае испытуемых, наиболее ёмкое определение тотальной неудачи. 90 % (от N= 100%) испытуемых ответили на вопрос утвердительно. Затем этим молодым людям было предложено несколько вариантов решений моральных дилемм, в этой ситуации реальной неудачи.
Варианты ответов для респондентов, испытывавших в жизни реальную неудачу
Таблица № 1
|
Из таблицы №1 видно, что степень фрустрации или боязнь неудачи более превалирует у лиц, живущих в Дагестане, чем у респондентов в иноэтнической среде. Это объясняется тем, что испытуемые, живущие в иноэтнической среде, больше настроены на успех, невзирая на морально-этические стереотипы внутриэтнического плана. Чаще всего (30% – в России, 22% – в Дагестане) респонденты обеих групп выбирали четвертый вариант на этот вопрос: «будут еще раз пытаться достичь успеха». Дальше по нисходящей: часть испытуемых (15%/ 26%) выразили переживание и тревогу: «Что я скажу отцу или матери?»
Дальше ответы испытуемых в России и в Дагестане заметно разнились в процентном соотношении. Для 5% и 6% было важно скрыть неудачу , 3% и 5% опасались, что кто-то из знакомых будет злорадствовать. Предпочли заняться другим делом – 6% и 5% соответственно.
Существенная разница наблюдается в девятом варианта ответа: «Сам виноват, надо больше работать» – 20%/2%. Этот ответ чётко демонстрирует внутренний (Россия) и внешний (Дагестан) локус контроля.
Здесь ярко выражен интернальный (Россия) и экстернальный (Дагестан) тип контроля над своим поведением, как являющимся результатом внутренних или внешних факторов. Это объясняется в смене ценностных ориентаций в обществе, в котором оказался индивид – то, что раньше было обыденным и даже значимым – теперь не так важно и существенно. Респондент рассчитывает только на себя, невзирая на посторонних.
Следующие вопросы касаются психолого-нравственной стороны личности и раскрывают определенные трудности морально-этического плана, с которыми сталкивается индивид в повседневной жизни и при решении различных проблем.
Предлагается утверждение: «Нередко каждый из нас испытывает чувство вины». В нижеприведенном списке предлагалось указать мысли, которые наиболее часто возникают у людей в этом состоянии.
Варианты ответов для респондентов, испытывавших чувство вины
Таблица№ 2
1 |
Если бы это повторилось, то я поступил бы иначе |
Россия |
19% |
Дагестан |
26% |
2 |
Сделал бы все, что ни скажут, чтобы загладить вину |
Россия |
3% |
Дагестан |
5% |
3 |
Пусть мне будет плохо за это |
Россия |
2% |
Дагестан |
5% |
4 |
Пусть бы они сделали со мной то же, что я сделал им |
Россия |
3% |
Дагестан |
0% |
5 |
Сделаю что угодно, чтобы загладить вину |
Россия |
12% |
Дагестан |
22% |
6 |
Они сами в этом виноваты |
Россия |
17% |
Дагестан |
5% |
7 |
Что же делать, если они не принимают меня таким, каков я есть |
Россия |
10% |
Дагестан |
5% |
8 |
Меня так воспитали |
Россия |
26% |
Дагестан |
6% |
9 |
Я хороший, но вынужден подчиняться обстоятельствам |
Россия |
5% |
Дагестан |
3% |
10 |
Любой другой поступил бы так же в моей ситуации |
Россия |
7% |
Дагестан |
3% |
11 |
Да, я такой, ну и что |
Россия |
13% |
Дагестан |
3% |
12 |
Но они же меня тоже обижали и, наверняка, обидят еще |
Россия |
4% |
Дагестан |
12% |
13 |
Я прошу прощения, я стану лучше |
Россия |
9% |
Дагестан |
5% |
14 |
Другое |
Россия |
0 |
Дагестан |
0 |
Ответы показывают, что чувство вины в большей степени испытывают респонденты, живущие в Дагестане, нежели в иноэтнической среде. Это объясняется подчинением перед общественным мнением, тогда как попав в иноэтническую среду, это чувство нивелируется вследствие отсутствия привычного окружения. Наглядно это можно увидеть по ответу: « Если бы это повторилось, то я поступил бы иначе» – 19% и 30% соответственно.
В следующих ответах есть разница в степени акцента на поставленный вопрос: «Сделал бы все, что ни скажут, чтобы загладить вину» – 3/5%, «Пусть мне будет плохо за это» – 2/5%, «Пусть они сделают со мной то же, что я сделал им» – 3/0%, «Сделаю что угодно, чтобы загладить вину» – 12/22%, «Они сами в этом виноваты» – 17/5%, «Они не принимают меня таким, каков я есть» – 10/5%, «Меня так воспитали» – 6/6%, «Я хороший, но вынужден подчиняться обстоятельствам» – 5/3%, «Другой поступил бы так же» – 7/3%, «Да я такой, ну и что» – 13/3%, «Они же меня тоже обижали и, наверное, обидят еще» – 4/12%, «Я прошу прощения, я стану лучше» – 9/5%.
Так же была представлена ситуация, когда индивид испытывал стыд, и респонденты должны отметить наиболее часто возникающие у них при этом мысли.
Варианты ответов для респондентов, испытывавших испытывать стыд
Таблица №3
1 |
Если бы это был бы сон |
Россия |
5% |
Дагестан |
11% |
2 |
Хотел бы исчезнуть, провалиться |
Россия |
12% |
Дагестан |
20% |
3 |
Не хочу об этом думать |
Россия |
18% |
Дагестан |
9% |
4 |
Но что делать, если так получилось |
Россия |
6% |
Дагестан |
23% |
5 |
Я только козел отпущения |
Россия |
3% |
Дагестан |
4% |
6 |
Любой другой мог оказаться в таком положении |
Россия |
23% |
Дагестан |
17% |
7 |
Я в другом заставлю себя уважать |
Россия |
13% |
Дагестан |
4% |
8 |
Я вам это припомню, раз вы видели меня в стыде |
Россия |
5% |
Дагестан |
7% |
9 |
Хочу стать лучше, это мне напоминание |
Россия |
15% |
Дагестан |
5% |
10 |
другое |
Россия |
0 |
Дагестан |
0 |
Как видно из ответов, наиболее значимым, по количеству процентов в обеих группах, является ответ второй («Хотел бы провалиться, исчезнуть»). Другие ответы имеют существенную разницу между опрашиваемыми группами. Для 5%/11% было бы желательно, что бы это был сон. Не пожелали об этом думать – 18%/9%. Довольно индеферентно отнеслись 6%/23%: «Но что делать, если так получилось». «Я только, «козёл отпущения» – 3%/4%, «Любой другой мог оказаться в таком положении» – 23%/17%. Силу характера проявили 13%/4%: «Я в другом заставлю себя уважать». Небольшой процент (5%/7%) пожелал оставить за собой право припомнить, раз видели в стыде. Существенная разница в девятом вопросе: «захотели стать лучше» – 15%/5%. Такое различие показывает на ту же интернальность и экстернальность , которая уже отмечалась в девятом ответе на первый вопрос. (см. Таблицу №1)
В следующем задании предлагалось отреагировать на состояние обиды, причиненной близкими друзьями или вышестоящими лицами (начальником, директором, преподавателем и т.д.)
Варианты ответов для респондентов, испытывавших состояние обиды Таблица № 4
|
В этом задании хорошо показана разница ответов. Особенно следует выделить ответы седьмой: «Перестану с ними общаться и иметь дело» – 9%/10% и десятый : «Я должен это мужественно пережить, никого не виня» – 28%/5%.Другие ответы расположились следующим образом: «Никому я не нужен» – 8%/5%, «В следующий раз я поступлю так же как они» – 12%/18%, «Они потом пожалеют, но будет поздно» – 7%/5%, «Пусть мне будет плохо, но и они будут страдать» – 5%/0%, «Пусть о них думают плохо, я позабочусь об этом» – 5%/0%, «Пожалуюсь на него (на них)» – 0%/10%, «Не покажу им, что я обижен» – 17%/13%, «Почему они такие» – 8%/10%. Ответы 7,10 хорошо демонстрируют возникновение большего чувства гордости, вызванного состоянием обиды в иноэтнической среде, чем в Дагестане. Объясняется это тем, что такой полилингвистическая общность, как дагестанцы с незапамятных времён живут на небольшой территории. Конфликты разного характера и силы не раз приводили к полному истреблению сел или родоплеменных общин. Во избежание этого были сформулированы так называемые адаты – свод неписанных законов и правил. В них четко были прописаны права и обязанности каждого дагестанца.
Из проведенного нами исследования можно сделать следующее заключение: морально-психологическое состояние, нравственное поведение, а вслед за этим менталитет личности корректируется и изменяется вследствие социализации в иноэтнической среде. Этот процесс протекает достаточно неоднозначно. С одной стороны индивид действительно изменяется под влиянием окружающей его среды, а с другой – очень чётко прослеживается основной фундамент психолого-нравственного поведения, описанный выше. Этот «фундамент» является как бы защитной реакцией, не редко перерастающий в явно агрессивную доминанту, которая может проявляться только в экстремальных условиях. Эти, так называемые “экстремальные условия” для дагестанцев – иноэтническая среда. Поставленные вопросы и примеры психологического состояния – это наиболее часто встречающиеся у людей жизненные ситуации, которые определяют степень взаимопроникновения двух культурно-психологических отношений.
В социальной сфере в настоящее время происходят динамичные процессы, требующие постоянного внимания. Коренным образом видоизменяется социальная структура общества. Начала меняться ” элита” Дагестана. На фоне интенсификации хозяйственной (главным образом, коммерческой) деятельности, в которую вовлекаются всё новые категории граждан, политическая активность широких слоёв населения ослабевает. При высоком уровне незанятого населения и возрастающей безработицы к настоящему времени обозначилась тенденция преобладания механического притока населения по сравнению с оттоком из республики. Росту общего потенциала напряженности способствуют внутриреспубликанские миграционные потоки.
Это, прежде всего, продолжающийся стихийный приток населения из горных районов в низменные (сельские) районы республики. При наметившемся в целом оттоке городского населения в сельскую местность наблюдается нарастающий и нерегистрируемый приток сельской молодежи в города, особенно в столицу Дагестана. Если учитывать тот факт, что основной рост безработицы происходит в республике за счет молодёжи – выпускников школ, училищ, вузов, которые не находят применения своим силам, то концентрация молодёжи, не занятой постоянной работой в городах, становится серьёзным криминогенным фактором. В результате этого в республике продолжают нарастать такие негативные общественные тенденции, как организованная преступность, социально опасные инфекционные заболевания. Деградация гражданского правового порядка и цивилизованных отношений приводит, с одной стороны, к деморализации молодёжи, а с другой – к возрождению традиционных форм средневековых ценностей, таких, к примеру, как кровная месть, суеверия и религиозная нетерпимость. Во многом, из этой категории молодёжи пополняют свои ряды “лесные”.
Здесь мы наблюдаем, как в критической социальной ситуации начинает актуализироваться этническое бессознательное на уровне сознания, расширяя его границы. По К.Юнгу, это состояние называется «психической инфляцией» (от лат. «inflation» – «расширение», «раздувание»), охватывающей и отдельных индивидов, и целые группы людей. Психическая инфляция, как важнейшая психологическая характеристика состояния этнической группы в состоянии межэтнической напряженности, распространяется в группе посредством социально-психологических процессов эмоционального заражения и психологического внушения (Г.Лебон, Г.Тард, Б.Ф.Поршнев). В основе этого лежит известный юнговский тезис о том, что критический ум составляет высшее, очень редкое качество, в то время как подражательный ум представляет собой весьма распространенную способность. А процесс внушаемости, который иногда поражает и целый народ, К. Юнг относит к числу психопатологических.
В нашем случае наблюдается нарушение баланса взаимодействия между сознательным и бессознательным уровнями этнического самосознания, которое выражается в изменении структуры и содержания этнического самосознания. Возрождение средневековых ценностей напоминает нам очевидную трансформацию содержания этнического самосознания. С одной стороны, это идентификация с коллективной «тенью» – суммой всех тех непривлекательных качеств, которые дагестанцы предпочитают скрывать, в силу чего они энергично вытесняются (на индивидуальном и на групповом уровнях) и становятся важной составляющей коллективного бессознательного.
С другой стороны, идёт идентификация с архетипами, т.е., в юнговском понимании, коллективно наследуемыми формами восприятия и понимания, которые представлены в архетипических образах, составляющих глубинные древние слои психического.
Аномия, неопределенность, хаос в обществе способствуют падению потенциала «Я». Множество неуверенных в себе «Я» начинают искать сильное
«Мы». В поисках опоры и устойчивости молодые люди стремятся поточнее определить социальные и психологические границы своего существования. Они выходят за пределы своего «Я», отождествляя себя с какой-либо общностью, в том числе и религиозной (как, например, ваххабиты-боевики, и салафиты, то есть, как бы ваххабиты “легальные”), или группой, ценностные ориентации которой не всегда соответствуют интересам и экспектациям общества. Через расширение индивидуальных границ новой идентичности молодые люди ищут применения своим силам и устойчивость (иногда иллюзорную).
В широких слоях общества нарастает чувство социальной незащищенности. Это приводит к усилению значимости межличностных, солидаристских отношений между людьми, т.е. отношений личной преданности и взаимопомощи. Поскольку такой тип взаимоотношений легче всего нарастает между людьми, обладающими общей этнокультурной основой, в дагестанском обществе усиливается этническая поляризация, и национальный фактор решительно выступает на поверхность общественно-политической жизни. В полиэтническом (поликультурном) дагестанском обществе в кризисный период уверенность людям придаёт этническая группа, так как общество в целом оказалось бессильным. Рост напряженности этнического самосознания и становится тем главным инструментом, посредством которого этнической группе удаётся очертить наиболее заметные и надёжные для своих членов этнические границы, которые в сложных условиях современности ведёт личность, с одной стороны, к стабильности и защищенности, но, с другой стороны, к снижению порога этнической терпимости.
Рост межэтнической напряженности актуализирует архетипы (коллективно наследуемые формы восприятия и понимания, представленные в архе-типических образах, составляющих древние глубинные слои психического), связанные с героическим драматическим и жертвенным прошлым своего народа. Трагические события прошлого выступают своего рода призмой, через которую оцениваются современные межэтнические отношения. В памяти народа подспудно хранятся знания о необходимости настороженности в отношении ближайших соседей или бывших завоевателей. Архетипические образы «своего» этноса неразрывно связаны с образами «других» народов, либо дружественных, либо подавляющих и унижающих.
В настоящее время в Дагестане наблюдается мощный всплеск этнического и религиозного самосознания. Вол многом, это вызвано развитием негативных интенций экстремистски настроенных сил, связанных с территориальным разделом и этническим обособлением.
Главная особенность этнического самосознания дагестанцев состоит в том, что, развиваясь из более примитивных форм сознания и, пройдя ряд этапов, соответствующих стадиям развития своего этноса и дагестанского общества в целом, оно (этническое самосознание) перешло в своём развитии на качественно новый виток: в иерархии самосознания дагестанцев сегодня – это конкретно-этническое и общедагестанское самосознание, основанное на соединении моральных ценностях исламской традиции и прозападных ориентаций, импортированных в основном с «западного» Востока (Турция, Азербайджан), и также экспансия традиций Саудовской Аравии.
Руслан Луговой