Реформа, о которой так много пишут и говорят, проходит не только в Вооруженных Силах.
С 2010 года в Российской Федерации больше не будет войск гражданской обороны. Военнослужащие Министерства по чрезвычайным ситуациям становятся работниками правоохранительных органов.
В 2008 г. расформирован факультет гражданской обороны МЧС в Военном институте (инженерных войск) Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ, действовавший в Военно-инженерной академии с 1986 года.
Данная мера оправдывается, тем, что в системе МЧС успешно действует своя Академия гражданской защиты.
Проведено разаттестование офицеров редакции журнала «Гражданская защита» (до 1992 г. – «Гражданская оборона СССР»), аналогично тому, как это производится в Министерстве обороны. Можно подумать, что гражданские люди смогут лучше организовать эту работу.
Разумны ли эти преобразования?
Обратимся к примерам из отечественной и зарубежной военной истории.
Брошюра «В силовом поле великих авиационных держав», написанная бывшим инспектором технических войск главного командования сухопутных войск фашистской Германии, а впоследствии председателем федерального управления местной противовоздушной обороны ФРГ Эрихом Хампе, вышла в свет в Кёльне в 1956 году, а через два года вышла в русском переводе в издательстве «Иностранная литература»
Процитируем эту серьезную работу: «В ряде европейских государств для оказания помощи населению в широких масштабах предполагается использовать территориальные войсковые части, имеющие специальную подготовку и оснащение (выделено нами – Авт.). Если вспомнить, что во время второй мировой войны различным частям вермахта уже приходилось выполнять такие задачи (выделено нами – Авт.), станет понятной упомянутая предусмотрительность в вопросе об участии войск в оказании помощи населению в наиболее трудных ситуациях. Во всяком случае, тесная связь между соответствующими гражданскими и военными органами должна обеспечить оказание армией быстрой помощи населению».
«Если объединившиеся в НАТО европейские государства приняли на себя обязательства по оказанию взаимной военной помощи и по обеспечению единой противовоздушной обороны, то третьим звеном в цепи этого сообщества должна явиться взаимная помощь в проведении мероприятий по защите гражданского населения. С целью обеспечения единства действий в этом вопросе в ноябре 1955 года создан комитет НАТО, в задачу которого входят изучение и координация различных мероприятий по ликвидации последствий воздушных налетов на территориях стран – участниц НАТО.
Коль скоро, однако, такого рода взаимная помощь стран – участниц НАТО планируется на случай военных действий, вполне естественно использование этого плана и для борьбы со стихийными бедствиями в мирное время… …любая помощь может быть эффективной лишь применительно к конкретному виду стихийного бедствия. Пока отдельное государство узнает, какая помощь требуется, и в зависимости от этого сможет предложить свои услуги, пройдет немало драгоценного времени, которое практически невозможно наверстать в борьбе со стихийными бедствиями. Подчас чрезмерное усердие в оказании помощи приводило даже к крайне нежелательному перенасыщению района стихийного бедствия аварийными средствами, хотя совершенно очевидно, что в такой момент и в таком районе должны находиться только те силы и средства, которые действительно могут быть использованы для оказания эффективной помощи. Всякое чрезмерное сосредоточение аварийных средств лишь мешает успеху дела.
Итак, страны – участницы НАТО уже сделали шаг на пути к оказанию взаимной помощи при катастрофах во время войны… Эта помощь, конечно, должна базироваться на организации взаимопомощи государств при стихийных бедствиях в мирное время, от которых мы, по-видимому, никогда не избавимся. В каждом отдельном государстве подготовке к борьбе с последствиями воздушной войны уже и сейчас проводится на базе борьбы со стихийными бедствиями в мирное время. Подобное объединение усилий должно найти свое выражение в создании постоянной межгосударственной организации в качестве коллективного органа. Задача этого органа заключалась бы в сборе данных о видах стихийных бедствий, в изучении наилучших возможностей борьбы с ними, оказании помощи пострадавшему населению и составлении планов эффективного межгосударственного взаимодействия на основе изучения возможностей государств, входящих в эту организацию. Благодаря такому органу можно было бы быстро и эффективно оказывать подобную межгосударственную помощь».
Так что уже полвека назад противники Советского Союза понимали необходимость существования именно войск гражданской обороны. Войска гражданской обороны Австралии геройски проявили себя при ликвидации последствий урагана 1975 года, о чем свидетельствуют книги тогдашнего начальника гражданской обороны Австралии Алана Стрэттона.
Именно военная структура является наилучшей как при организации спасательных работ, так и при строительстве особо важных объектов. Это понимали еще древнеримские военачальники, а также такие известные исторические личности, как Джузеппе Гарибальди, Проспер Анфантен и Шарль Фурье, великий русский ученый Константин Эдуардович Циолковский и величайший советский фантаст-провидец Александр Петрович Казанцев. Военизированные горно-спасательные части, созданные в 30-е годы ХХ в. Алексеем Илларионовичем Селявкиным, являвшимся, кстати, одним из организаторов советских танковых войск и ряда других воинских формирований, блестяще подтвердили необходимость военной организации в спасательной работе. Это подтверждается богатейшим опытом не только Гражданской обороны СССР, но и гражданской обороны многих стран, в том числе и Перу. На эту тему правильнейшие мысли высказывал еще в 1991 году генерал-полковник Борис Евгеньевич Пьянков.
С деятельностью Гражданской обороны (ГО) неразрывно связана подготовка кадров для нее. В решении этих задач, особенно, связанных с научными исследованиями и проведением практических мероприятий, активное участие принимал профессорско-преподавательский состав Военно-инженерной академии, ныне преобразованной в Военный институт (инженерных войск) Общевойсковой академии. Среди научных исследований важное место отводилось проблемам защиты населения, повышению устойчивости функционирования народного хозяйства страны, а также обоснованию путей дальнейшего развития ГО, повышению экономичности ее мероприятий как в мирное, так и в военное время.
Участие личного состава академии в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, их совместная работа с личным составом штабов и частей ГО в зоне бедствия, результаты научных разработок, выполненных на основе практического опыта действий органов управления и сил в экстремальных условиях, имели и имеют огромную ценность для решения задач ГО и Вооруженных Сил.
Существование такого факультета в академии дало возможность не только готовить высококвалифицированный офицерский состав по специальности «Организация и ведение гражданской обороны», но и значительно повышало знания в вопросах гражданской обороны преподавательского состава и слушателей других факультетов академии, что способствовало успешному решению задач ГО, возложенных на военные округа и части Вооруженных Сил.
Вошло в систему привлечение преподавательского состава ВИА на проверки состояния ГО в республиках, краях и областях, частях ГО, а также в состав руководства и посреднического аппарата на учения, проводившиеся по планам начальника ГО СССР. Преподавателей академии включали в состав оперативных групп штаба ГО СССР для обеспечения руководства ликвидацией аварий, катастроф и стихийных бедствий (Армения, Таджикистан, Башкирия и др.), а также для изучения и обобщения опыта действий штабов и частей ГО в экстремальных условиях.
Работа факультета в ВИА была оправдана, учитывая не только богатейшие традиции одной из старейших академий, но и то, что офицеров инженерных войск привлекали для решения сложных задач при стихийных бедствиях в стране.
Так что ликвидация факультета, подобно проведенной в 2006 г. реорганизации Военно-инженерной академии вовсе не улучшат деятельность органов МЧС. Разумнее было бы добиваться возрождения Военно-инженерной академии как центра подготовки кадров для всех структур!
Научно-методический журнал в системе МЧС был действительно важным органом Министерства. Опыт деятельности печатного органа показал, насколько научно обоснованным было то, что в нем проходили службу действующие кадровые офицеры. Необходимость таких печатных органов была доказана уже в ХУI веке английским военачальником и ученым-энциклопедистом Уолтером Рэли, в ХIХ веке русским военачальником, ученым и публицистом, участником походов легендарного генерала М.Д. Скобелева полковником Николаем Александровичем Маевым и многими другими. Эффективность военной печати советского образца показывает опыт Великой Отечественной войны.
Мы не собираемся мазать одной черной краской все проводившиеся в МЧС преобразования, равно как и создание этой структуры. Участник Великой Отечественной войны, крупный военачальник и специалист по ГО генерал-полковник Григорий Петрович Яшкин в своей книге «Эту жизнь не перепишешь заново», практически в унисон с генералом Пьянковым убедительно обосновал идею того, что гражданская оборона должна быть не пасынком при каком-либо министерстве, а инструментом в руках правительства. Разумным было то, что противопожарную службу, наконец, передали из МВД в МЧС. Вполне резонной была бы и передача «Скорой помощи» из Минздрава. Это показывает и опыт большинства зарубежных стран.
Между прочим, в вышедшей в 2000 г. книге «Чрезвычайная служба России» была высоко оценена деятельность, как упраздненного факультета, так и редакции журнала «Гражданская защита». Вспомним и разумные, несмотря ни на что, Указы Президента 1996 г. о войсках гражданской обороны.
Незачем уничтожать хорошее, одним росчерком пера зачеркивать традиции.
Выход один. Ошибочные решения надо отменять, как это делал в 70-е годы уже прошлого века Маршал Советского Союза Дмитрий Федорович Устинов (как это было, например, с решением о ликвидации военной кафедры в одном из гражданских вузов в Сибири). Своевременная отмена ошибочных решений – лучшее исправление всяческих ошибок!
Военный инженер и историк,
Василий Ламцов