Нестареющие идеи Леденцовского общества

  • Post category:Статьи

Наследие.

В наши дни, когда в России всё ещё не покончено с капитализмом «диким», олигархическим, порождающим острые социальные проблемы, полезно было бы вспомнить опыт «Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений». В этом «Обществе», возникшем на стыке XIX и XX веков по инициативе русского купца первой гильдии Христофора Семеновича Леденцова, играло активную, стимулирующую роль созвездие выдающихся русских ученых: Д.И. Менделеева, В.И.  Вернадского, К.А. Тимирязева, И.П. Павлова, И.И. Мечникова, М.М. Ковалевского, Н.Е. Жуковского, К.Е. Циолковского, П.Н. Лебедева, Н.А. Каблукова и многих других.

На Леденцова в своё время мощно подействовала откровенная, «глаза в глаза», беседа А.С. Пушкина с Николаем I, содержание которой стало достоянием гласности из мемуаров графа Струтинского. Пушкин в ответ на упреки царя в безрассудстве восставших декабристов смело высказал тогда царю про «чудовищную гидру» — «самоуправство административных властей, развращенность чиновничества и подкупность судов». Сказал он и о том, что «Россия стонет в тисках этой гидры, поборов, насилия и грабежа, которая до сих пор издевается даже над высшей властью», о том, что на всем пространстве государства нет такого места, куда бы это чудовище не достигло, нет сословия, которого она не коснулась бы». Возмутился он и тем, что «общественная безопасность ничем у нас не обеспечена, справедливость в руках самоуправств! Над честью и спокойствием семейств издеваются негодяи, никто не уверен ни в своем достатке, ни в свободе, ни в жизни. Судьба каждого висит на волоске, ибо судьбою каждого управляет не закон, а фантазия любого чиновника, любого доносчика, любого шпиона». Удивительно: словно про наши времена сказано!

Царь признал справедливость гневных излияний поэта, назвал эту чудовищную гидру «гангреной» и произнес слова, вызвавшие в обществе тоже большой духовный резонанс: «Для глубокой реформы, которую Россия требует, мало одной воли Монарха, как бы он ни был твёрд и силён. Ему нужно содействие людей и времени. И опять-таки, разве не к нам можно отнести такой призыв?!

А тогда именно вологодский купец Х.С. Леденцов (1842—1907) понял и убедился в том, что искоренять «гидру» и лечить «гангрену» нужно при помощи таких форм человеческого общения, какие вытесняют из жизни общества административно-ведомственную и рыночную формы. Да, и рыночную тоже… Он был блестяще образованным человеком. С отличием окончил Московскую практическую академию коммерческих наук и продолжал самообразование в Кембридже и крупнейших научно-образовательных центрах многих зарубежных стран. Владел восемью языками. Был Почётным гражданином России и преуспевающим предпринимателем.

Из беседы Пушкина с царём и их последующих взаимоотношений уловил он три существенных признака:

— Независимость царя и поэта друг от друга, потребность только убеждать в необходимости совместного движения к общей цели и обмениваться мнениями для уяснения сути дела.

— Неприбыльный характер взаимодействия сторон. Ни царь, ни поэт даже в мыслях не могли иметь намерения извлекать какую-либо материальную выгоду из своего сотворческого общения.

— Некоммерческий характер общения поэта и царя. Подлинные интересы Пушкина и Николая I были не там, где рукописи продаются, а там, где рождается вдохновение, которое не купить ни за какие деньги.

Сотворчество царя и поэта (при всех издержках «личной цензуры» и негласного административного надзора) было своеобразным производством в сознании общества того, что сейчас называется «духовным капиталом человеческой личности» или просто «человеческим капиталом». Так возникла знаменитая леденцовская «ННН-форма» (независимая, неприбыльная, некоммерческая), которую сам он называл одним словом — «содействие». И не просто содействие в каком-либо деле, а в своеобразном «раестроении на Земле».

Здесь нужно пояснить, что всё в мире носит дуальный характер — идеальный (духовный) и материальный. И все мировые религии отводят для человеческой души единосущную «заповедальную» зону — область веры, в которую можно проникать лишь сердцем и категорически запретную для ума. Материалистический же (безбожный и бездуховный) «научный коммунизм» намеревался построить на Земле рай для всех людей. Призывая при этом «старый мир разрушить до основания, а затем…» Затем мы видели в течение более семи десятков лет взлёты и падения в попытках построить это новое общество. Видим и возврат к капитализму, выглядящий в наши дни как фарс после трагедии…

Леденцов же изобрел форму духовно-творческого общения людей. И для начала внедрения формы «ННН-содействия» в практику создал в 1885 году на свои средства «Ломбард». Отмена крепостного права в России в 1861 году освободила крестьян от засилья помещиков, но и от земли и от привычных средств существования. Зато и пробудила в народе стремление проявить воспетые Пушкиным «чувства добрые» в творчестве, а это требовало «возвышенное напряжение» человеческой души.

В начале 80-х годов XIX века в России массово появлялись «самородки», обладающие творческим потенциалом. Но все они страдали от нищеты и не знали, как от неё избавиться. Леденцов предназначил «Ломбард» для привлечения к нему внимания самородков и для «отливания» их творческих взаимоотношений в форму ННН-содействия. Самородку предлагалось сдать в Ломбард обуревавшую его идею и получить за неё «закладные деньги». Ломбард оговаривал за собой право показывать заложенную в него идею самородка другим таким самородкам в целях её реализации совместно. Вставшим «на ноги» предлагалось помогать и другим таким же искателям. А спустя десять лет Х.С. Леденцов создал «Технический музей содействия труду», который унаследовал ломбардную форму ННН-содействия новаторов друг другу, придал ей музейный (общеобозримый) характер, существенно расширил сферу её полезного действия в социально-экономической жизни.

Ко времени создания Музея многие российские самородки уже успели обзавестись собственными предприятиями и интенсивно расширяли масштабы их производственной деятельности. Она складывается из взаимодействия двух начал: технических средств труда и человеческого фактора, который осуществляет процесс труда с помощью этих средств. Оба эти начала обладают телесной плотью, которая соответствует материальной «половинке» дуальной природы жизни.

Материя и дух — антагонисты, непримиримые враги, из которых каждый стремится захватить и подчинить себе другого. Если дух очень слаб или чрезмерно силен, но недостаточно высоко развит, то он может воздейство­вать на оба материальные начала общественного производства во многих и весьма разнообразных направлениях. Так, мы видим, что ныне «чаша весов» склонилась в пользу техники в ущерб человеческому фактору. И можем дождаться, что загнанная в тупики технического прогресса «рассерженная» материя отмстит своему собственному нерадивому духу, который обрекает её на самоуничтожение.

Леденцов и предвидеть не мог того духовного, экологического, экономического кризиса, в который погружается планета в ХХI веке, но искал возможности преодоления такого подобия ада с помощью «раестроения». Главное же условие успешности такого «действа» давным-давно указано в Евангелии: кто не уподобляется детям, тот не попадет в царствие небесное. Уподобление детям — это возвращение взрослых людей к первоистокам дуальной природы жизни. Малые дети очень восприимчивы к духовным силам Вселенной и могут накапливать их в себе в невероятно больших количествах, что крайне важно для их последующей жизни. Теперь ведь никого не удивляет массовое появление так называемых «детей-индиго» (Это дети, обладающие особыми, необычными и порой сверхъестественными характерными чертами и способностями — Ред.). Однако, взрослея, в силу множества неблагоприятных условий, люди эту способность утрачивают, вместо того чтобы сохранять и развивать её в своем взрослом состоянии, А противоречия дуальной природы жизни требуют от неё, чтобы первоначала и истоки всегда прокладывали ей «дорогу жизни», а не отставали.

Воскрешая для наших современников опыт Леденцовского движения, глубокий русский мыслитель Павел Александрович Недотко рассказывает: «Для построения людьми рая на Земле Леденцову нужно было, говоря пушкинскими поэтическими образами, опускать самородков на «дно морское» и ожидать, когда они будут выходить на берег в виде «витязей прекрасных», «чудо-богатырей», внешний вид которых «как жар горит». Таким «морским дном» для самородков, преуспевающих в творческом предпринимательстве, стал леденцовский Музей технического содействия труда, а сам Леденцов играл для самородков роль «морского дядьки». Он стал председателем правления Музея и привлек в его состав крупнейших и самых именитых инженеров, ученых и техников России того времени: Н.А. Каблукова, А.В. Погожева, И.Х. Озерова, В.И. Анофриева, В.Г. Виленца, В.И. Гриневецкого, Е.В. Стекольщикова, И.П. Каменева, И.Ф. Горностаева, И.И. Мазинга, А.А. Мануйлова, Г.П. Ревенского.

Великий творческий талант, которым обладали эти выдающиеся мастера научно-технического новаторства; высочайший личный авторитет, которым они пользовались среди предпринимателей, государственных служащих, студенчества, всех прогрессивно мыслящих кругов общества; постоянная устремленность к бескорыстному служению Отечеству; демократичность взглядов, убеждений и поступков и, наконец, благотворительные пожертво­вания Х.С. Леденцова, его блестящий организаторский дар и вдохновенные мечты о райском процветании человечества на Земле — всё это быстро пре­вратило Технический Музей содействия труду в крупнейший духовно­культурный центр общероссийского и даже мирового масштаба».

Музей буквально «обрастал» талантливыми изобретателями и потребителями новой техники и технологий. Ломбарды и Музей действовали параллельно и даже совместно, но решали разные задачи. Ломбарды выявляли потенциальных самородков и превращали их в реальных. Музей способствовал превращению уже сложившихся самородков в «светильники разума», способного освещать обе «половинки» дуальной природы и процесс их противоречивого взаимодействия.

На стыке XIX и XX веков после того, как Музей достаточно хорошо и плодотворно проявил себя в подготовке «светильников разума», жаждущих продолжать свое духовное саморазвитие, он создал «Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений». Новая инициатива Х.С. Леденцова была с энтузиазмом воспринята передовой научной общественностью России. В «Общество» сразу вошли такие выдающиеся русские ученые как Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский, К.А. Тимирязев, И.П. Павлов, И.И. Мечников, М.М. Ковалевский, Н.Е. Жуковский, К.Е. Циолковский, П.Н. Лебедев, Н.А. Каблуков и многие другие.

«Общество», унаследовав от Ломбарда и Музея все их полезные свойства, существенно модифицировало и усилило их и прибавило к ним много других ценных качеств. «Общество» помогало ученым и изобретателям в разработке выдвигаемых ими идей, в их материальном воплощении и практическом использовании в интересах возможно более широких масс населения. Новый, расширенный круг ННН-общения талантливых людей, культурно-цивилизационного (делового) общения купцов, предпринимателей и ученых отличался от Ломбарда и Музея тем, что ставил перед лицом злободневных проблем, причиняющих человечеству наибольшие невзгоды, хорошо организованное и неограниченно большое СООБЩЕСТВО ученых.

Для создания общества Х.С. Леденцов внес свой личный денежный вклад, поместив его в государственные ценные бумаги. Он объявил этот вклад «неприкосновенным капиталом» и доверил «Обществу» распоряжение нарастающими на него процентами. Леденцов собственноручно вписал в Устав «Общества» пять пунктов (принципов или правил) распоряжения и пользования «нарастающих» денежных средств, которые благодаря этим принципам приобретают способность быстрого самовозрастания. Соблюдение и неукоснительное выполнение этих правил изменяет прежде всего самих людей, развивает в них нравственные качества вместе с их духовной сущностью. П.А. Недотко приводит все пять этих принципов:

«1. Общество ученых и изобретателей, пользующихся средствами фонда, не должно проедать неприкосновенный капитал, а расходовать лишь нарастающие с него проценты.

2. 90% средств фонда должны расходоваться на финансирование разработок пионерных изобретений и открытий и лишь 10% — на оплату деятельности самого Общества, связанной с оказанием содействия авторам перспективных изобретений и открытий в сфере их разработки и практического применения.

3. Принимать к финансированию и содеятельному обслуживанию прежде всего те изобретения и открытия, которые при наименьшей затрате капитала могут принести наибольшую реальную пользу большинству населения, не взирая при этом на национальность, пол, возраст, образовательный ценз, ученые степени и звания авторов изобретений и открытий, заслуживающих особой поддержки со стороны Общества.

4. Содействовать преимущественно тем учёным и изобретателям, которые уже что-то сделали и продолжают делать сами, причем содействовать не только и не столько деньгами, сколько организационно-экономическими и материально-техническими средствами возможных производителей и потен­циальных потребителей-первопользователей изобретений и открытий, под­держиваемых Обществом.

5. При распределении денежных доходов, возникающих при практическом применении поддерживаемых Обществом открытий и изобретений, 90% средств должно поступать в фонд в целях усиления спонсорской и сотворческой деятельности Общества; 10% доходов необходимо оставлять в рас­поряжении авторов изобретений и открытий для дальнейшего их усовершен­ствования на самофинансируемой основе».

Во время непродолжительного существования леденцовского «Общества» «духовные звезды», равно как «самородки» и «светильники разума» лучше всего «зажигались» в леденцовском («раестроительном») духовном пространстве и внутри него, и в пределах сферы его влияния. Эта сфера изначально была глобальной, потому что Х.С. Леденцов и его единомышленники в конце XIX — начале XX веков «исколесили» весь индустриальный мир и посеяли «семена» новой идеи во многих странах. В них возникло множество аналогов российского леденцовского «Общества». После безвременной гибели леденцовского «Общества» в России, развитие заложенных им тенденций ННН-содействия талантам переместилось за рубеж. Но как пригодился бы этот опыт в наших российских условиях!

Радует, что в наши дни наметился поворот от дикого, бездуховного олигархического капитализма к чему-то более светлому и справедливому. Сейчас государство пытается брать на себя функции экономической поддержки «самородков», которые никогда не переводились в России, стремится развивать малый и средний бизнес. Справится ли с этим нынешний аппарат? Кого готовит на смену нынешняя система образования и воспитания управляющих кадров: «успешных менеджеров» или действительно патриотов, нацеленных на благополучие именно большинства населения? Лучше бы сказать — народа, но сразу вспоминается о духовной стороне его жизни, о понимании смысла жизни, причём речь не только о религии. И как хотелось бы найти хоть одного Леденцова среди нынешних олигархов…

Валентин Свининников


Поздравляем!

11 декабря Валентин Михайлович Свининников был назван в числе лауреатов Национальной премии «Имперская культура» имени профессора Эдуарда Володина 2022 года в номинации «Публицистика» за серию статей о проблемах русской культуры.

Источник: Слово

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments