Ислам в России: вчера, сегодня, завтра.
Материал «Намаз на Святом озере», на первый взгляд, отражает банальную тему, связанную с коррупцией местных чиновников. Однако, сверхтолерантный канал «Спас» неожиданно поднял ряд важных и взрывоопасных вопросов, касающихся безопасности государства. К беседе были привлечены не только представители православного духовенства, но и чиновник московской мэрии, специалисты по строительству и законодательству. Речь шла, действительно, о случае серьезном — незаконном строительстве комплекса с мечетью рядом с одной из православных святынь. Казалось бы, не стоило сталкивать в конфликте представителей двух религиозных конфессий. Пожалуй, можно согласиться с позицией одного из выступающих: право строить в Москве инославные культовые сооружения исторически определялось как бонус представителям тех конфессий, которые внесли значительный вклад в развитие и становление государства. Зримый тому пример — культовые сооружения на главном проспекте Санкт-Петербурга, который уже тогда получил название «проспект веротерпимости», где рядом расположились католический, протестантский, реформатский храмы, а также грандиозная мечеть на Васильевском острове.
Добрая треть мемориальных плит Храма Христа Спасителя испещрена именами представителей европейских фамилий, внесших вклад в изгнание армии Наполеона. По этим же соображениям была построена первая в Москве мечеть для мусульман из числа татар и башкир, первыми вошедших в Париж.
Трудно упрекнуть в предвзятости страну, в которой лучшими русскими архитекторами с середины XIX века были сооружены самые крупные мечети от Санкт-Петербурга до Баку, а также в Средней Азии. СРН не раз в своих публикациях напоминал о необходимости помнить подвиг мусульман добровольческой «Дикой дивизии», проявившей себя на фронтах Первой мировой войны. Наши обращения к руководству Республики Дагестан о необходимости создания республиканского Мемориала, посвященного патриотическим подвигам всех сословий, к сожалению, не находят должного понимания.
На «Спасе» был отмечен важный момент: миграционная политика РФ давно отделена от академической науки — этнологии, истории и элементарной статистики, согласно которым достижение определённого процента инокультурной неконтролируемой миграции создаёт реальную угрозу существованию целостного государства. Но таковы реалии государства с либеральной идеологией, в котором стяжательство олигархических элит стоит на первом месте. Этот же фактор объясняет и благодушное отношение к такому явлению как зарубежное исламское образование. Историческая Россия имела самые авторитетные центры исламского богословия; российским мусульманам со времени правления Екатерины II было чуждо понятие «политического ислама».
В дискуссии закономерно поднят вопрос о радикальном исламизме как конструкте западных держав по расчленению и разрушению России — голубой мечте как западных, так и внутренних либеральных элит. Но где та грань, которая отделяет традиционный ислам в его российском цивилизационном варианте от смоделированных и хорошо финансируемых разрушительных конструктов исламских центров Ближнего Востока? Правление «Собора русского народа» представляет сборник исследовательских материалов «Ислам и религиозный активизм в Республике Татарстан», выпущенный Академией наук Республики Татарстан.