Руководство Министерства обороны решило всеми правдами и неправдами уменьшить число офицеров в Вооруженных Силах до 150 тысяч человек, не думая о будущем, о преемственности традиций, о мобилизационной подготовке.
Из действий, предпринимаемых Министерством обороны по приданию Вооруженным Силам «нового облика» можно сделать именно такой вывод.
В последние два года не только бульварные газеты и официозы, но и даже «Красная звезда» с упорством, достойным лучшего применения, стали доказывать в унисон министру обороны Сердюкову и начальнику Генерального Штаба Макарову о том, что мол, у нас в стране, слишком много офицеров. Сокращать количество офицеров решили простейшим способом, по рецептам приснопамятного журнала «Огонек» конца восьмидесятых-начала девяностых годов прошлого века (когда его возглавлял небезызвестный Виталий Коротич) и других лжедемократических изданий: снимать погоны с военных ученых, медиков, журналистов, переводчиков, финансистов и юристов, а также других категорий военнослужащих. Доходит до того, что планируется доверять командование взводами не офицерам и прапорщикам, а так называемым профессиональным сержантам (якобы их будут так блестяще готовить за два года по специальности!).
Удар пришелся и по военным комиссариатам, где ранее призывники впервые сталкивались с людьми в погонах. В военкоматах, как повелось с советских времен, проходили службу часто весьма опытные офицеры, участники боевых действий, даже те, кто по состоянию здоровья не мог проходить службу на строевых должностях. Это давало возможность, и дисциплинировать призывников, и дать им первую встречу с офицерами. Помнится, в мае-июне 1989 года над офицерами военкоматов ерничали в подметных письмах читатели журнала «Огонек». Мол, там только одни бездельники, как и в военной приемке. Понятно, что такой настрой не способствовал повышению человека в погонах.
Ныне все должности в военных комиссариатах выполняет гражданский персонал. Даже Виктор Сирык, автор статьи «Всего один год» в газете Военно-промышленный курьер» № 42 (308) от 28 октября-3 ноября 2009 года, видит, что сложность новых призывов связана с реформированием военных комиссариатов. «Их новый статус никак не затрагивает судьбы призывников. Дело в другом. В связи с «распогониванием» сотрудников военкоматов (все должности теперь здесь исполняет гражданский персонал) может возникнуть немало спорных вопросов. Таково мнение юристов, которые убеждены, что число обращений от призывников о признании решений по их призыву на службу недействительным резко возрастет». Да, заменить непрофессионалами и отставниками тех, кто действительно был заинтересован в воинской службе и обеспечении войск качественным пополнением, организации вневойсковой подготовки хорошего ничего не даст. В статье Олега Еленского / газета «Независимое военное обозрение», № 41, 20-26 ноября 2009 года) «Военкоматы не вписываются в новый облик приведен такой факт: «С 1 октября в Москве остался при погонах только горвоенкомат, а районные комиссариаты стали полностью гражданскими». «Распогонивание» надо провести до 1 декабря, в то время как призывная кампания продлится до конца текущего года. Уволенных в запас собираются принять на работу в созданные отделы, переданные в муниципальные органы власти в качестве гражданских лиц, уменьшив оклад в несколько раз по сравнению с прежним денежным содержанием. Работать придется не меньше, а гораздо больше. Многие пока еще находящиеся на службе военкомы считают, подобно нам, в военкомате призывник должен видеть человека именно в форме.
Резерв для сокращения офицерских должностей изыскали также в военной печати.
История военной печати неразрывно связана с развитием военной и военно-технической мысли русской, а затем Советской Армии, с развитием военного искусства и различных отраслей науки и техники.
Сейчас по ней тоже наносится мощнейший удар. Снимают погоны с военных журналистов. Видите ли, гражданские журналисты тоже могут писать об армии.
С 2010 года станут комплектоваться только гражданскими специалистами газеты военных округов и флотов, прославленные журналы «Армейский сборник», «Морской сборник», «Военно-исторический…» и другие, а также большая часть должностей в таких органах печати как газета «Красная звезда» и Ориентир». Любопытно, что и в этих изданиях штатно-должностные категории корреспондентов понижаются до старшего лейтенанта/капитана, что соответствовало в советские годы и в досердюковское время должности корреспондента дивизионной газеты. Выходит, что важная и нужная работа военного журналиста потеряла свое значение.
Одним махом пера перечеркиваются традиции и положительный опыт русской, советской и российской армии. В августе 1997 г., как известно из «Новой газеты» в Министерстве обороны уже высказывались о том, что следует снять погоны с военных журналистов. Потом было объявлено, что это шутка. Сейчас по ней тоже наносится мощнейший удар. Снимают погоны с военных журналистов. Видите ли, гражданские журналисты тоже могут писать об армии.
Напомним, что уже в военных изданиях дореволюционной России (“Военный сборник” “Артиллерийский журнал”, “Морской сборник”) активно работали военные профессионалы. Русский военный журналист полковник Н.А. Маев в последней четверти 19 века говорил о необходимости подготовки специальных кадров для работы в военной печати. И эта система была создана в советскую эпоху. Приходили в военные СМИ как специально подготовленные военные журналисты (выпускники Львовского высшего военно-политического училища, а с 1992 г. Военного университета), так и профессионалы родов войск, проявившие склонность к журналистской деятельности и щедро передававшие как свои знания, так и опыт других. О деятельности военных журналистов и необходимости этой специальности писали генералы и офицеры А.И. Бескоровайный, В.С. Рябов, М.Ф. Лошиц, Д.И. Ортенберг, Н.Н. Денисов, С.М. Исаченко. Существует и научный труд: Попов Н.П., Горохов Н.А. Советская военная печать в годы Великой Отечественной войны. (М.: Воениздат, 1981). Как много сделали для передачи боевого опыта в годы Великой Отечественной войны циклы статей офицеров-журналистов моряка И.М. Ананьина, артиллериста А.Ф. Полякова, авиаторов Н.Н. Денисова, А.В. Таланова, И.Ф. Шипилова, И.Я. Бражнина и многих других.
Кстати, в годы войны ряд офицеров из редакций переводился и на командные и штабные должности в действующую армию. Там они проявили себя очень достойно.
После Великой Отечественной войны большой вклад в развитие военной печати, военной науки и укрепление боевой подготовки внесли не только журналисты – участники войны, но и их достойные преемники военные журналисты генерал-майор Ф. Халтурин, полковники А. Андрюшков, А. Белоусов, И. Варфоломеев, В. Мороз, В. Шалкеев, капитаны 1 ранга С. Быстров, М. Кореневский и другие.
Нынешнее армейское руководство думает по-другому…
Во всех военных академиях Вооруженных Сил Советского Союза существовали военно-научные группы (НИГ, ВНГ) и лаборатории (НИЛ), занимавшиеся разработкой актуальных проблем. В них проходили службу склонные к научно-исследовательской работе офицеры, работали, понятно, и гражданские специалисты в основном из числа уволенных в запас бывших преподавателей и научных сотрудников. Эффект от научных работников был очень большим. Способствовало этому и то, что в группах поддерживалась преемственность поколений и научных школ: приходил офицер на должность младшего научного сотрудника, мог со временем стать научным и старшим научным сотрудником, защитить диссертацию, получить еще образование, даже возглавить группу (лабораторию). При НИГ (НИЛ) действовали адъюнктуры. Почти ежегодно группы пополнялись молодыми сотрудниками за счет выпускников-отличников академий. Приходили выпускники училищ и гражданских вузов, а также некоторые прапорщики и мичманы, получившие высшее образование или сдавшие экстерном экзамены за военные училища. Последние получали офицерские звания, росли дальше по службеной и научной лестнице. Ряд сотрудников групп (лабораторий) со временем назначался для дальнейшего прохождения службы на вышестоящие должности в другие учреждения и организации Министерства обороны, переходил на преподавательскую работу. Достаточно прочесть книги об истории военно-учебных заведений, воспоминания генерал-лейтенанта Н.Г. Орлова “Сталинская бронетанковая”, И. Симанчука «Тайны разгадывает НИГ» и др. Теперь штатно-должностные категории научных работников понижены. Должности младших научных сотрудников и научных сотрудников «распогонены». Первая офицерская должность – старший научный сотрудник с категории «подполковник» снижена до майорской. Расчет на офицеров запаса и в отставке неразумен. На них одних не выехать военной науке. Военным комиссариатам, военной науке и военной печати нужны профессионалы, которых выращивают годами.
В военных учебных заведениях идет борьба с полковничьими должностями. Например, в Военно-учебном центре Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» все кафедры, связанные с геодезией, топографией и картографией объединены в одну, объединяется и ряд других кафедр. В Общевойсковой академии не будет больше даже отдельной кафедры истории военного искусства. Понятно, что понижаются и штатно-должностные категории оставшихся преподавателей. Реформа доходит до военных кафедр гражданских вузов, где также основная часть преподавательских должностей станет комплектоваться гражданскими (уволенными в запас) специалистами. Ну, прямо наподобие военруков в школах советского времени.
Между прочим, определен список так называемых «элитных» вузов.,выпускники которых практически не подлежат призыву на военную службу. Зато они на военных кафедрах получат офицерские звания. Получается, вбивается клин между студентами других вузов, как тех, где нет военных кафедр, так и тех, при которых на базе военных кадр образованы военные учебные центры. Выпускников центров призывать могут! Градация непонятна и не соответствует идеям подготовки офицеров запаса, как она была задумана как в советские годы, так и за рубежом.
Дошло до того, что фактически планируется свернуть сеть суворовских военных училищ. Они будут учебными заведениями закрытого типа, без преподавателей в офицерских званиях. Теперь надо будет сократить в них офицерские должности преподавателей. Реформаторы не знают ни о традициях кадетских корпусов русской армии и флота, суворовских военных училищ, артиллерийских, морских и авиационных спецшкол и подготовительных училищ. Неграмотным реформаторам прочесть книги из серии «Библиотека профессора Каменева», воспоминания генерал-майора Ф.Н. Халтурина «Над речкой Пажей» (М, 1986), сборник воспоминаний воспитанников авиационных спецшкол «Мы выбрали небо» (М., 2005) а также широкоизвестный роман участника войны Б.В. Изюмского «Алые погоны».
Может быть, просто незнание специфики воинской службы, отечественных военных традиций и роли вроде бы незаметных воинских специальностей (стати, их представителей не так уж и много!) заставляет принимать такие непродуманные решения.
Василий Ламцов, военный историк