Дагестан: в чем роль оппозиции?

История не учит. Это избитая истина. Лишь немногие извлекают из истории уроки. Недавно, ученые пришли к интересному выводу: с нами случается то, чего мы очень сильно боимся, так как постоянно думаем об этом…и эта мысль завораживает, проникает в самую суть сознания и подсознания человека и он – человек – начинает жить по заданной, своего рода, колее. Из этого капкана выбраться можно только тогда, когда человек сможет КРИТИЧЕСКИ взглянуть на себя, на быт, который его окружает, а также Историю своего народа и страны.

Выборы в Дербенте, регулярные диверсии на Северном Кавказе, в частности, недавний подрыв на железнодорожном полотне в черте Махачкалы, ликвидация лиц, попавших под подозрение, уже стали восприниматься дагестанцами обыденно. Близятся президентские выборы. Как они будут проходить, в какой обстановке – догадаться не сложно. Причем, нагнетание ситуации, возможно, будет усилено, отчасти оппозиционными СМИ. Сейчас важно понять: какую, собственно, позицию занимают те или иные оппозиционные СМИ. И что защищают власть имущие на самом деле? Но прежде, чем мы попробуем разобраться в этих двух, на мой взгляд, главных вопросах, определим понятия свободы.

Вседозволенность или свобода?

. Как было сказано выше, будем критичны по отношению к себе. С начала перестройки нам все время твердили о так называемой свободе. А что такое свобода? И возможна ли она в нашем обществе, исключая личностную составляющую этого понятия? Если взглянуть на историю разных народов и эпох, то становится ясно, что с этим лозунгом появлялись абсолютно все великие и не очень политические деятели и режимы. Хотя, в последствии, свобода «определялась» теми рамками закона режима, при котором она и появилась. Эта последовательность была всегда. Апогей свободы возможен только при уверенном и сильном политическом строе. В начале его становления это возможно лишь на декларативном уровне. Сегодня на лицо последний вариант. Причем это характерно именно для центра, а в регионах это принимает свои характерные формы.

В силу своей природы человек воспринимает свободу, как вседозволенность. В восточных странах это особенно выражено. В России это объясняется еще и тем, что в разные периоды времени к власти приходили довольно деспотичные личности, такие как тот же Иван IV Грозный, Петр I и т.д. Именно при них родилось в русском сознании такое понятие как Воля. Это безграничная свобода над всем и вся. Но это не есть свобода, так как последняя определена рамками закона, который менялся, а воля – одна во все времена. В Дагестане люди издавна знали это чувство, Хотя в дагестанском обществе надо учитывать очень немаловажный факт – адаты. Некоторые пункты использовались в советской конституции, действовали как «полезные адаты» аж до 60-70-х годах прошлого столетия .(для справки см. Мусульмане Северного Кавказа: обычаи, право, насилие: Очерки по истории и этнографии Нагорного Дагестана / В.О.Бобровников. – М.: Вост. Лит., 2002). В итоге народы Дагестана все же имели институты права. Они не прерывались революциями, как в той же России. Адаты регулировали все: от рождения младенца до правил похорон в том или ином ауле. И, конечно, же, регулировались юридические вопросы. Но здесь важно отметить, что адаты в одном ауле отличались от других. Однако был общий знаменатель: законы в основном были суровы с применением самых жестоких практик по совершению наказаний за правонарушения. А с принятием ислама появились шариатские суды, которые тоже не отличались мягкостью. И это было обоснованно, в связи с психологией и нравами прошлых поколений и вообще горского менталитета. Понятие свободы, воспринималось горцами всегда как безнаказанность. Не перед законом шариата или адатов, а перед общественным мнением, и ассоциировалось просто с разбоем, иногда откровенным, а иногда под лозунгами каких-нибудь идей. Советская власть по-своему понимала свободу в Дагестане. Сильную власть в центре видели, а та, в свою очередь, четко определила рамки свободы в Дагестане. Впрочем, это была выверенная политика, при которой было больше свобод, чем при современной России.

Что мы имеем сегодня? Переворот 91-го года дал этот двойственный в сознании нашего народа лозунг: “Свобода”! Свобода от чего? Вот исторический пример о бездумном воплощении свободы. Во Франции при взятии Бастилии были амнистированы все заключенные. Ну как же: Свобода, ведь! Но во французском обществе не дай Бог заикнуться о том, что массовые погромы, изнасилования, грабежи были в то время результатом амнистии абсолютно всех. Одурманенное свободой общество, правда, это почувствовало не сразу…

Подобные примеры характерны для многих стран. Россия не исключение. Дагестан это переживает также как и все народы мира. Но не только эйфория от победы народного волеизъявления повторялась и повторяется повсеместно, новая власть просто обязана рано или поздно «закручивать гайки». Без жесткой управленческой системы она просто не устоит, особенно в первые годы своего существования. Таков закон истории. Это потом она становится элегантной, тонкой, деликатной, как, скажем, в Швеции. Однако и здесь мы видим, массовые демонстрации, которые потрясают Старый Свет, не в пример нашей российской всё терпящей глубинке… И все же.

Система или президент?

Теперь вернемся к нашим…неспокойным дням современного Дагестана. Да, президент «неадекватно реагирует», делает чисто формальные заявления на вышеперечисленные события…Однако давайте вглядимся в кандидатов на предстоящие выборы: что, это люди кардинально меняющие власть? Да, возможно. Но не везде и не всегда. Система будет та же. Кабинетные люди управляемы и предсказуемы. А это самое главное в нашей вертикали власти. Президент России был «выбран» по таким же соображениям. В итоге в России правят не конкретные люди, а система. Дагестан вплетён в эту систему.

Нет идеологии?

Чего нет в России и также в Дагестане – это идеологии. Той, благодаря которой население хотя бы надеялось, что происходящее обоснованно и ради достижения большого «светлого будущего», можно поступится и малым «темным сегодняшним». Выпущенный из бутылки в начале 90-х религиозный джинн заставляет сегодня лихорадочно искать решения в этой области. А население, молодежь особенно, восприняло «возвращение к духовным истокам» как выражение себя, через незыблемый авторитет религиозных ценностей. Не для кого не секрет, что среди молодежи тот пользуется авторитетом, кто соблюдает пусть поверхностные, но знания ислама. И этим пользуются сомнительные личности. «Лесные» становятся примерами для подражания. Погибшие «лесные братья» многими воспринимаются как невинно убиенные, которые хотели принести мир и процветания, правда из кустов «зеленки» с автоматом в руках…

Есть и разумная критика власти со стороны приверженцев чистого ислама: современные беды коррумпированной системы, моральное разложение общества, деградация института семьи. Есть те, которые хоть как-то, но пытаются переломить ситуацию, пусть даже бандитскими методами. Уничтожая винтики (ППСников, ОМОНовцев, участковых и т.д.), они не разрушают систему, а только укрепляют ее. Она просто повысит степень самозащиты. В этой ситуации, конечно выборы в Дербенте выглядят в чём-то как наглядное доказательство справедливости «лесных» постулатов, которые призывают к чистому, справедливому обществу с «совершенным законом шариатского правления». Хотя и здесь надо заметить: какое бы святое законодательство не было, а от человеческого фактора и людской слабости никуда не деться. И как контраст – безумие власти, демонстрирующей при колоссальных возможностях лишь примитивное использование силы. Это только частность. Каждый подобный шаг только еще более отнимет у власти лишни баллы. Но, как сказано выше, это может быть решением далеко не нашего президента и его окружения. Усугубляется эта проблема еще и тем, что власти в Дагестане наплевать на чаяния молодежи. Всегда в дагестанских семьях мальчикам давалась свобода, и не допускались наказания, тем более физические. Но это воспитание недопустимо при воспитании молодежи в республике. Естественно, это проблема не Дагестана, а России в целом. В связи с этим хотелось бы напомнить, что коммунистическое прошлое дало хороший урок привития идеологии молодежи. Обязательность ее принятия с раннего школьного возраста, когда еще можно повлиять на личность, дает духовную устойчивость и взвешенное отношение к разным идеям в более зрелом возрасте. Фундаментом эффективной молодёжной политики должна быть некая концепция, идеология современного общества. Что сегодня может предложить официальная власть в качестве объединяющей идеологии для молодежи? Да, собственно, ничего. Так, набор пустых фраз. А свято место, пусто не бывает.

Разделяй и властвуй

Но можно посмотреть на это и с другой стороны. Российская власть вот уже 10 лет ведёт работу по созданию жесткой вертикали и прозрачности исполнителей. Только эта прозрачность односторонняя: видимость в ней лишь сверху вниз…Северный Кавказ всегда был очагом напряжённости, с момента его присоединения к России. А толерантность, тактичность и миролюбие, (а особенно предоставление свобод Ельциным Б.Н. (на примере Чечни)) здесь издавна понималось как слабость. Удержать власть на Северном Кавказе, в Дагестане в частности не просто по ряду причин. В нашем случае причины были названы выше, но вот как выразил это борец за свободу в прошлом, ярчайшая личность Дагестана, – Имам Шамиль. Вот его слова после пленения: « Я употреблял против горцев жестокие меры…но бил я их не за преданность русским – Вы знаете, что тогда они ее еще не выказывали, – а за их скверную натуру, склонную к грабительству и разбоям..» В другой раз он говорил, что ему приходилось управлять «народом скверным, разбойниками, которые только тогда сделают что-нибудь доброе, когда увидят, что над их головами висит шашка, уже срубившая несколько голов» (цит. По :Олейников: 2000, 64) Шамилю вторит его зять, известный дагестанский ученый Абдурахман Газикумухский (Казикумухский), сын накшбандийского шейха Джамалуддина, духовного наставника (муршида) имама. По его словам, горцы « сами не подчиняются законам и никого не заставляют подчинятся законам, боятся только тех правителей, которые с ними суровы;…» (Мусульмане Северного Кавказа: обычаи, право, насилие: Очерки по истории и этнографии Нагорного Дагестана / В.О.Бобровников. – М.: Вост. Лит., 2002 С.18 – 19.) За менее чем пять поколений менталитет не поменялся. Нынешняя власть это знает. Многолетняя война на Северном Кавказе показала, что здесь подчиняются силе, а не демократическим ценностям, о которых так часто вещают по ТВ и в СМИ. Однако эта сила должна быть тоже подчиняема центру безоговорочно. Иначе нет «жесткой вертикали» из центра. И она не может держатся исключительно на экономической составляющей.

Вопросы

Нет сомнений в том, что этого не понимают оппозиционные СМИ. Своими нападками официальной власти они только распыляют сознание людей и нагнетают обстановку в республике. А что до так называемых пропаж людей и убийств невинных, хочется привести еще один исторический факт, основанный на принципах шариатского права. «Первым, кто именем Джихада повёл войска на Грузию, был сын Чопан-Шамхала Солтан-мут. Примерно в 1600 годах он с большой армией Дагестанцев осадил Тифлис и занял большую часть восточной Грузии. Когда Солтан-мута спросил: «Зачем ты идёшь на Грузию, ведь грузинский царь тебе ничем не угрожает», Султан-мут ответил: «Я вижу, как укрепляется сила этого государства [под покровительством русских], и я хочу в будущем, исключить агрессию Грузии против Дагестана…».Это один из Шариатских принципов Джихада: когда мусульмане видят опасность со стороны врага, они должны опережать их в возможных военных действиях..

Уже упоминалось, что практика перенимания законов адатов и шариата существовала до 70-х годов XX века. Не исключено, что и сегодня власти по примеру Солтан-мута используют шариатский принцип против потенциальных врагов. Но в чём же тогда заключается историческая роль оппозиции в Дагестане?

Руслан Луговой