Кавказские Минеральные Воды: системный кризис

Экологические  проблемы сегодня – это острые проблемы всех граждан, и, конечно, руководителей муниципальных образований, особенно городов-курортов Кавказских Минеральных Вод.

Пятигорск, Кисловодск, Железноводск, Ессентуки — курорты государственного значения, образуют особо эколого-курортный регион — Кавказские Минеральные Воды, расположенный на территории трех субъектов Российской  Федерации. Они уникальны из-за большого количества разных лечебных минеральных вод, а также богатейшего месторождения уникальной лечебной грязи озера Тамбукан.

Однако в нынешнее время реальный вектор приоритетов изменился. Считавшиеся ранее недопустимыми нарушения нормативов охраны окружающей среды расцвели махровым цветом. Лечебно-оздоровительный потенциал курортных территорий уменьшается подобно шагреневой коже.

На подавляющем большинстве земель муниципалитетов КМВ установлены запреты на освоение земельных ресурсов, не связанных с курортным делом, например, нельзя уничтожать здоровые деревья, а на месте старых должны  высаживаться молодые, нельзя хранить ГСМ и многие другие.

Эти территории получили название «вторая санитарная зона охраны». Они действовали еще в советские времена, и запреты по освоению этих зон перекочевали в Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.95 года №26-ФЗ и подробно изложены в Постановлении Правительства РФ №1425 от 17.12.1996 года.

Запрет строительства для целей, не связанных с курортным делом, одновременно играл роль ограничителя механического прироста населения  в курортных городах, что предусмотрено Указом Президента РФ № 309.

 Но этот Указ Президента, как и закон РФ №26, Постановление Правительства  №1425, по существу игнорируется  местными властями; рычаги непосредственного государственного управления блокированы  невероятно широкими полномочиями муниципальных образований КМВ.

Муниципальный мэр ассоциируется как глава города-курорта федерального значения. Так значится на бланках писем муниципалитетов.

Интересно получается – курортом федерального значения реально управляет орган местного самоуправления, хотя его полномочия  лежат совершенно в иной плоскости, чем сохранение природных лечебных ресурсов или развитие курортных направлений.

Генеральные планы развития городов-курортов утверждаются на Совете муниципалитета.

И по ним будут продолжать развиваться курорты федерального значения. Но они и без генпланов развились по самое некуда, но только в противоположном курортному направлении.

Ранее неприкосновенные рекреационные земли курортов превратились в «зону коммерческих инноваций» — в нарушение установленных федеральным законом ограничений стали застраиваться селитебными и хозяйственными  объектами.

В основном только земли санаториев можно назвать « территориями здоровья», за которыми уже не курорт в общепринятом понятии, а хозяйственно-селитебный комплекс.

Помешать развертыванию в запретных зонах бизнес-строительства не смогло и Постановление Правительства РФ от 17.01.2006 года за №14, когда курортам был придан статус федерального значения.

Самым проблематичным на сегодня считается Пятигорск. На территории второй санитарной зоны как грибы после дождя растут мойки машин, заправки и другие  хозяйственные селитебные объекты, никак не связанные с курортным делом.

В динамике развития экологической ситуации неблагополучно выглядит и г. Ессентуки.  Южный портал лечебного парка отошел под частные дома, попутно убран массив деревьев.

В основном селитебные, торгово-развлекательные застройки расположились  на месте бывших зеленых зон. Уплотнительная коммерческая застройка съедает последние рекреационные территории. Этой проказой затронут даже лечебный курортный парк. Хаотичное развитие курортов привело к росту количества  отходов и неконтролируемому  загрязнению поймы реки Подкумок на всем ее протяжении по территории КМВ.

В Кисловодске, прямо на Фингейзерском источнике построен частный пансионат, вырублена вековая роща на Казачьей горке, сама «горка»,  являющая зоной строго природоохранного режима, снесена. И многое-многое другое.

Город Лермонтов по существу находится в центре Кавказских Минеральных Вод.  После закрытия уранового производства здесь уже длительное время функционируют предприятия ГМЗ и ООО «Интермикс». Оба предприятия производят сточные воды в огромных размерах и при этом допускали многократное превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ (ПДК) — меди, фосфатов, нитратов и других в десятикратных величинах, не говоря уже о значительных выбросах в  атмосферу. На устный запрос ФМБА №101 ответило: проверки этих предприятий не проводились уже 4 года. Какова ситуация со сбросами сточных вод — пока для них непонятно.  Под горой Бештау, во второй горно-санитарной зоне  умудрились  местные власти продать в частные руки  государственную собственность — пионерский лагерь « Орлиные скалы», там снесли 4 корпуса и пытаются строить капитальные сооружения.

Создается впечатление, что на КМВ процесс вышел на новый  качественный уровень, покончив со вторыми зонами охраны, пришел в самое сердце курортов.

Общая картина понятна, перечислять весь список конкретных фактов в этой статье  нецелесообразно –  он был бы очень большой. Однако нужно отметить, что прямо на берегу знаменитого озера Тамбукан, являющегося источником  ценной лечебной грязи для курортов, возвели капитальные сооружения. Факт беспрецедентный за всю историю  этого  уникального природного объекта.

Напомним, что в первой зоне федеральным законодательством запрещено все, кроме исследования и добычи соответствующего лечебного ресурса, запрещено в том числе проживание. А на берегу месторождения озера Тамбукан не то что строить — ступать запрещено.

Для КМВ очень характерно, что такие судьбоносные решения принимаются именно судебным органом, и эти решения принимаются, несмотря на требования закона. А ведь Конституционный суд РФ в свое время вынес определение, что необходимо принять меры, обеспечивающие защиту и сохранение природных ресурсов КМВ (1996 г.).

Может быть, поэтому Ставропольский край, куда входят Кавказские Минеральные Воды, считается наиболее коррумпированной территорией в Российской Федерации.

Стыдно становится от нынешних временщиков. Неужели они незнакомы с историей освоения былой «Жемчужины России»?

Именно былой. Так мы напомним.  В 1774 году территория Кавказских Минеральных Вод официально вошла в состав Российской империи. И с этого времени российские переселенцы, медики, ученые активно изучали эти земли и активно осваивали природные ресурсы. Уже император Александр I издал 24 апреля1803 года Указ о признании государственного значения за Кавказскими Минеральными Водами. Этот знаменитый Указ положил  начало государственного обустройства новых российских курортов Кавказских Минеральных Вод. Исторически всегда самой главной задачей в системе развития КМВ являлось сохранение лечебных ресурсов. Этой задаче уделялось большое внимание во все периоды Российской империи.

 Вот выдержка из трехстраничных правил на постройку зданий на территории КМВ, утвержденных министром земледелия и государственного имущества: …Устройство фабрик, заводов, механических заведений, а также трактиров и других заведений с распивочной продажей крепких напитков, и вообще нахождение которых в противопожарном отношении, равно как и могущих повести нарушению благоустройству и тишины, безусловно воспрещается, но дозволяется с разрешения Министерства Земледелия и Государственных  имуществ обустройство лавок для продажи жизненно важных продуктов и вообще таких торговых и ремесленных заведений, которые вызываются потребностями курортов.

Все четко, грамотно и, самое главное, выполнялось. Больше двух столетий десятки поколений россиян хранили и обустраивали эту Жемчужину России. Задача сохранения и развития курортов была первоочередной и во времена Советского Союза.

Однако в нынешние  времена, курорты оказались вне зоны действий федеральных властей. Земли курортов стали разменной монетой для разных махинаций.

Власти издали много постановлений и приняли даже закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Создали много природоохранных структур с большими штатами и многомиллионными затратами. И что?

Функционирование государственного органа при Правительстве Ставропольского края, курирующего курорты федерального значения, не позволяет поддерживать и развивать жизнеобеспечивающую инфраструктуру курортов. При этом остается вопрос, почему высокая и решающая степень компетенции землями курортов федерального значения, управлениями данными территориями и процессами застройки определена муниципальными органами, то есть почти три десятилетия сохраняются противоречивые, неурегулированные земельно-правовые отношения при неудовлетворительном государственном контроле и надзоре за функционированием особо охраняемых территорий федерального значения.

Непринятие властями ключевых решений по проблемам эколого-курортного региона перевешивает чашу весов в сторону системного кризиса развития курортов Кавказских Минеральных Вод.

Главы городов-курортов принимают решения, не оглядываясь на закон и на нас с вами. Причем речь идет о решениях самых разных уровней — от перекрытия магистрали до продажи городской земли и точечной застройки.

Невозможно  переоценить роль экологии в обеспечении здоровья человека, поэтому важно создать такую систему, при которой общество развивалось бы в гармонии с природой. Можно сделать уверенное предположение: строительство коттеджей, автозаправок, моек в охранных зонах минеральных источников грозит нынешним курортам дальнейшим упадком. Остается открытым вопрос: сможем ли мы сохранить старейшие и знаменитые курорты КМВ?

В.Н. Плетнев, журналист

На фото: беседка Ореанда в Ессентуках, 1938 г.

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments