Предложения ООО «Апшеронская долина»
Администрации Президента России
о реализации Программы «Апшеронская долина»
по обустройству бывших военнослужащих на территории Апшеронского
района Краснодарского края и его социально-экономического развития
1. Расположение Апшеронского района
Апшеронский район расположен на юго-востоке Краснодарского края и занимает важное стратегическое положение, обеспечивая беспрепятственную связь между равнинной частью Кубани и Черноморским побережьем края в любое время года через Гуамское ущелье Кавказского хребта. Именно по этой причине еще в 1863 году эти места посетил император России Александр II и принял меры по их укреплению путем создания там сети казачьих станиц и хуторов. Как известно, в 1942 году фашисты для проникновения на Черноморское побережье Кавказа и в Закавказье также выбрали именно это направление, но не смогли преодолеть заслон наших войск и партизан.
2. Природные условия Апшеронского района
Апшеронский район расположен в бассейне реки Пшеха, берущей свое начало в снежных горах перевала в районе горы Фишт ( 2853 м над уровнем моря). Апшеронская долина, образованная водами реки Пшеха, отличается мягким климатом, обилием различных минеральных и термальных источников, уникальным набором растительности, включая медоносные и лекарственные травы и множество видов поделочной древесины и плодоносящих кустов и деревьев. Все это в совокупности с горными ущельями и снежными вершинами создает условия для развития здесь туризма, лыжно-спортивного комплекса, сплава на байдарках по горным рекам и спортивной рыбалки.
До какого-то времени эти благоприятные условия использовались, и в районе функционировали учреждения по организации оздоровительного отдыха для трудящихся и предприятия по переработке древесного сырья и по производству лекарственных трав. В связи с распадом СССР ситуация резко изменилась, и в настоящее время характеризуется быстрым сокращением общей численности населения, в особенности русской его части, и развалом былого хозяйственного комплекса. А им на смену приходят толпы беженцев из бывших Союзных республик и принесенные ими хищнические формы эксплуатации местных лесов, несанкционированная охота в заповедной зоне, торговля наркотиками и оружием. В свою очередь, повальная безработица вынуждает самую уязвимую в этом плане часть населения – молодежь – либо покидать родные места, либо деградировать от пьянства и наркомании. И как результат – рост межнациональных противоречий, стремительно растущий демографический перекос и неудержимое распространение среди инородческой части беженцев антироссийских и сепаратистских настроений. Местами страсти доходят до кровопролития и выкриков: «Кавказ – для кавказцев! … Русские, убирайтесь! … Русские, мы вас будем резать! …»
Исправление данного положения возможно только путем целенаправленного применения административных мер по усилению в Краснодарском крае в целом и в Апшеронском районе, в частности, русского фактора, изменения демографической ситуации в пользу русской части населения, создания условий для удержания там подрастающей молодежи и для их активного участия в обеспечении безопасности и экономического развития района.
3. Концепция Программы «Апшеронская долина»
С учетом вышеизложенного, для осуществления этих целей может быть использован процесс реорганизации Российской армии и увольнения в этой связи значительной части ее личного состава: офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов и солдат-контрактников.
Увольнение в запас офицеров в соответствии с государственной целевой программой сопряжено с проблемой их обустройства с предоставлением жилья, работы и оптимальных социальных услуг, поэтому в Программе «Апшеронская долина» предусмотрено компактное расселение указанной категории российских граждан (бывших российских военнослужащих) в Апшеронском районе Краснодарского края на месте обезлюдевших казачьих станиц: Апшеронская, Ширванская, Самурская, Нижегородская, Темнолеская, Черниговская, Нефтяная, а также прилегающих к ним хуторов и поселков: Цуревский, Мезмай, Острый Шпиль, Гуамка, Зазулин и другие.
Данная Программа включает в себя решение, помимо чисто социальных проблем, еще и некоторые геополитические задачи, как то: исправление демографической ситуации, создание новых факторов экономического развития района, например, в форме строительства там мощного спортивно-оздоровительного и туристического комплексов, поэтому потребуется еще и организация мобилизационного резерва из переселенцев для обеспечения безопасности пограничной зоны и проживающего в ней населения.
Всего планируется переселить и обустроить в Апшеронском районе до 10 тысяч семей военнослужащих, что в совокупности составит 45 – 50 тысяч человек. Расселение будет производиться компактно по 300 – 700 семей во всех из вышеуказанных населенных пунктов. Каждая семья будет обеспечена отдельным двухуровневым домом коттеджного типа от 5 до 7 модификаций с полезной площадью от 100 квадратных метров с учетом размера семьи с полным стандартным обеспечением водой, газом, электричеством, связью, автономными системами отопления и нейтрализации сточных вод. При желании переселенцев в рамках предварительной договоренности жилье может быть построено по индивидуальному проекту как по этажности, так и по площади.
Все поселения будут строиться таким образом, чтобы представлять собой компактный комплекс с включением в его состав помимо жилой, еще и парковой зоны отдыха для детей, а также культурных и социальных учреждений. В то же время каждый дом будет представлять собой совершенно автономный участок, на котором разместятся как само жилое сооружение, так и все подсобные постройки и системы жизнеобеспечения. Жилая постройка будет выполнена из современных, легких, долговечных, термо- и звукоизоляционных материалов, технологии производства которых разработаны отечественными и зарубежными специалистами. Все материалы будут производиться из местного сырья на базе легко перемещаемого портативного оборудования с производительностью 360 домов в год каждой отдельной линией. Расчетная себестоимость 1 кв. метра такого жилья по ценам на начало 2009 года составит от 9500 до 12000 руб. (от 350 до 450 долларов США) с поправкой на характер местного рельефа и структуры почвы.
Основным источником финансирования Программы «Апшеронская долина» могут быть бюджетные деньги в виде положенных увольняемым в запас военнослужащим сертификатов и в виде долгосрочных инвестиций, привлекаемых специально созданным для этого коммерчиским предприятием «Апшеронская долина».
Весь проект постройки коттеджей для военнослужащих с общей площадью свыше одного миллиона кв. метров рассчитан на 5 – 6 лет, а его расчетная стоимость выходит на уровень 12 миллиардов рублей (400 миллионов долларов США).
Введение в эксплуатацию до 2000 домов в год будет способствовать трудоустройству увольняемых в запас военнослужащих и их непосредственному вовлечению в процесс собственного обустройства. В этих целях предполагается в самом начале реализации Программы наладить профессиональную переподготовку бывших военных гражданским специальностям в сфере строительства, сельскохозяйственного производства, образования, здравоохранения, отдыха и сервиса по его обслуживанию, социальных услуг.
4. Экономическая концепция Программы «Апшеронская долина»
Организационное обеспечение переселенцев и членов их семей работой является неотъемлемой частью Программы их обустройства. В этой связи, с учетом географического расположения Апшеронского района, его природных и климатических условий, а также последних инициатив Президента Российской Федерации о приоритетах государственных проектов, включая доступное жилье и развитие сельского хозяйства, предлагается во главу хозяйственно-экономической схемы Программы поставить создание единого производственного комплекса с использованием всех имеющихся в районе пригодных для этих целей земель. По форме это будет комплекс по выращиванию высокоурожайных трав и их переработке в корма для животных. Кроме трав, в состав кормов будут вводиться желуди, жомы от переработки фруктов, солома, полова и пищевые отходы. По расчетам, на первых порах в комплекс может входить до 7500 гектаров пахотной земли, что будет приносить до 10 тысяч тонн готовых кормов в год и свыше 300 % прибыли от суммы средств, вложенных в производство кормов.
В дальнейшем комплекс будет расширять сферу своей деятельности за счет развития пчеловодства (до 10 тысяч ульев и 400 тонн меда в год), рыбоводства (до 1 тысячи тонн форели в год), переработки дикорастущих лесных фруктов и ягод и выработки из них экспортной продукции в виде экстрактов для обогащения соков, производства орехов, овощей, фруктов и переработки мяса, выращенного на базе производимых кормов. Все производственные процессы в вышеуказанных отраслях будут высокорентабельными, высокотехнологичными и не требующими больших затрат ручного труда.
5. Концепция использования новых факторов экономического развития Апшеронского района
До недавнего времени основными факторами экономического развития района являлись нефть, лес и в какой-то степени земля. Однако в данный момент эти факторы себя исчерпали, что обрекло район на медленное умирание. Что касается земли, то по своим характеристикам она не в состоянии в полной мере обеспечить району уровень эффективного развития.
По этой причине для возрождения экономики Апшеронского района требуется новая концепция ее развития в новых условиях и на основе новых факторов. Самым рациональным в этом плане представляется создание на территории района индустрии услуг и сервиса на базе мощного спортивно-оздоровительного и туристического комплекса, предназначенного для обслуживания действующих военнослужащих и их семей, включая детский сектор, социально опекаемой категории населения (ветераны, пенсионеры, инвалиды) и VIP-контингента с требованием услуг по повышенным запросам: крупный гольф-клуб международного уровня, спортивная рыбалка, конные маршруты, горные лыжи и прочие услуги, для получения которых люди сегодня вынуждены выезжать за границу. Например, коллективное проведение зимних (рождественских) каникул представителями иностранных посольств, аккредитованных в Москве.
Однако, для создания такого комплекса, который мог бы стать новым ведущим фактором экономического развития района, необходимо создать в первую очередь благоприятные условия для привлечения зарубежных и отечественных инвесторов, готовых вложить в развитие района значительные финансовые средства на уровне 2 – 3 миллиардов долларов США, их эффективного освоения и обеспечения прибыли инвесторам, а району устойчивые налоговые поступления как от работы самого комплекса, так и от доходов высокооплачиваемых работников из местного населения.
По мнению автора Программы «Апшеронская долина» и ее потенциальных инвесторов, спортивно-оздоровительный и туристический комплексы выйдут на уровень максимальной рентабельности при условии их загрузки до 100 тысяч отдыхающих в год. Для этого, в свою очередь, потребуется около 20 тысяч человек для их обслуживания. В это число войдут и специалисты, занимающиеся производством кормов, откормом животных и их переработкой в готовую продовольственную продукцию, выращиванием фруктов, орехов и овощей, включая их хранение и переработку, разведением пчел, производством и переработкой меда, а также изготовлением из него побочных продуктов питания и фармацевтических препаратов. Главное место в этом процессе будет занимать освоение высокотехнологичных отраслей производства, например, в таких видах деятельности как разведение промышленных видов рыбы, выращивание и подготовка верховых лошадей для туристического комплекса, создание охотничьего хозяйства, гольф-клуба международного уровня и организация на высоком уровне игровых площадок для тенниса, треков для мото и велоспорта, стендовой стрельбы и др.. Обеспечение всех этих видов услуг требует особого подхода к привлечению для этих целей наиболее восприимчивой части населения – молодежи.
6. Концепция кадровой политики Программы «Апшеронская долина»
Программа «Апшеронская долина» предполагает новую концепцию экономического развития района с упором на создание рынка сервисных услуг в сфере отдыха, поэтому для ее успешной реализации потребуется совершенно новый подход к подбору, подготовке и расстановке кадров. Принимая во внимание деликатность этой проблемы, представляется единственно рациональным приступить к решению этой проблемы незамедлительно вслед за закладкой «первого камня» в сам комплекс. Основной упор необходимо сделать на привлечение к этому делу местной молодежи. Условия Апшеронского района, традиции ее молодежи «идти в люди», разветвленная сеть средних школ и средне-технических учебных заведений позволяет оперативно и безболезненно для основных учебных программ этих заведений ввести дополнительный курс прикладных знаний, необходимых для трудоустройства на предприятиях самого Апшеронского района. Диапазон этих возможностей – от материального производства до сферы предоставления сервисных услуг. Кроме того, в рамках Программы предусматриваются и такие отрасли, где нужны будут знания высшей школы, как, например, иностранные языки, профилактическая медицина, диетология, биоселекция, краеведение. Данные обстоятельства будут служить реальным стимулом для молодежи связать свое будущее со своим родным краем и практически участвовать в его развитии.
Начальный же этап реализации Программы начинается с переподготовки первых офицеров-переселенцев гражданским профессиям и, в первую очередь таким, которые потребуются для их обустройства: от строителей всех профилей до обучения молодежи и внедрения принципов самоуправления как по месту непосредственного проживания, так и в районе в целом. Особое место в этом плане будет отводиться проблеме воспитания у людей чувства общинного правосознания и умения отстаивать свои реальные социальные права и сполна получать причитающиеся блага.
7. Концепция общинного правосознания и правопользования
Автор Программы «Апшеронская долина» при рассмотрении этой проблемы исходят из необходимости решения актуальных задач на пути к этой цели: изменить в сознании людей иждивенческие настроения и сформировать у них умение сообща решать фундаментальные вопросы собственного благополучия и безопасности в широком понимании значения этих терминов как синонимов естественных и неотъемлемых прав человека. Данное обстоятельство имеет самое непосредственное отношение к условиям проживания в Апшеронском районе и заключатся в том, что наряду с благоприятными факторами, стимулирующими широкий размах творческой инициативы, имеются и такие, которыми необходимо пользоваться и распоряжаться исключительно бережно и в высшей степени целесообразно. Это – земля! Вернее, та ее часть, которая может использоваться в сельхозобороте в качестве пашни. Такой земли в районе в общей сложности около13500 гектаров, но значительная ее часть расположена в лесистых предгорьях, чрезвычайно трудоемка и малоэффективна в качестве источника благополучия при старых технологиях ее обработки. К сожалению, эта земля сегодня используется не по назначению, как это должно быть в отношении основного средства производства.
Как показывает практика, в мире существуют и намного более худшие категории почвы, но даже такая земля является источником существования для миллионов обитателей нашей планеты. Земли Апшеронского района являются идеальными при их рациональном использовании. А в нашем конкретном случае – для производства монопродукта – высокобелковых кормов для животных, которые в свою очередь послужат основой для целой цепи различных отраслей его экономического развития с конечным выходом от 300 до 600 % прибыли. И в этом состоит ее главный потенциал, которым еще предстоит достойно распорядиться. Решение именно этой части проблемы зависит в основном от способностей людей к самоорганизации в форме общины.
По замыслу автора Программы, вся эта земля остается в собственности государства и передается переселенцам в общинное вечное пользование в качестве основного средства и условия производства, включаемого в единый производственный комплекс. Вся получаемая от него прибыль становится постоянным источником благополучия или, попросту, рентой общинников вне зависимости от того, работает ли конкретный общинник на этой земле или нет. Причитающаяся общиннику доля ренты остается привилегией и его наследников до тех пор, пока кто-либо из них проживает на территории Общины. Все права Общины и ее членов регулируются ее уставом, а все выходящие за пределы ее юрисдикции проблемы решаются в судебном порядке.
Надежность и универсальность такого источника благополучия состоит в его постоянной возобновляемости, поэтому он всегда должен принадлежать Общине, то есть сообществу проживающих там людей, объединенных идеей равных возможностей и равной ответственности за их обеспечение.
Принцип действия этой схемы очень прост. Производство кормов во всем мире является наиболее рентабельной отраслью сельскохозяйственного производства. Достижение этой цели в Апшеронском районе должно стать главной задачей Общины, поскольку прибыль, получаемая в результате деятельности этого комплекса, станет источником решения множества проблем ее членов, включая обеспечение жильем, работой и социальными услугами.
8. Концепция исправления демографической ситуации в районе
Проблема демографического перекоса в Краснодарском крае вообще и в Апшеронском районе в частности состоит не только в снижении рождаемости и росте смертности. Главная причина такой ситуации заключается в неудержимом оттоке из района подрастающей молодежи из-за отсутствия для нее достойного занятия и надежных перспектив, что неизбежно ввергает ее либо в полукриминальные сферы деятельности, либо вовсе делает ее добычей пьянства и наркомании. И альтернативой этому порочному кругу может служить только четкая, рациональная и целенаправленная организация экономического развития района и создания в нем условий для эффективного и творческого применения потенциала молодежи с правом выбора рода деятельности и достойной оплаты труда. Эту перспективу необходимо обеспечивать усилиями административного ресурса местных властей путем соответствующей поддержки уже действующих на территории района предпринимателей и поощрения инициативы молодежи на участие в бизнесе вообще. Кроме того, с учетом перспективы реализации Программы «Апшеронская долина» и внедрения в производственно-хозяйственную сферу района новой концепции его экономического развития, надо ввести в школьную программу старших классов специальный курс по разъяснению его сути, перспективах и экономической привлекательности для тех, кто хотел бы принять участие в его реализации.
Программа содержит более тридцати направлений хозяйственной деятельности, связанных с использованием реальных местных условий и возможностей, что не может не заинтересовать подрастающую местную молодежь. При этом необходимо совершенно четко говорить, что Программа – не манна небесная, а реальная возможность самореализации молодежи в соответствии с ее целями и наклонностями.
9. Концепция деятельности населения Апшеронского района в процессе самоуправления
Совершенно понятно, что привить молодежи навыки и интерес к рачительному использованию возможностей Апшеронского района в интересах всего его населения возможно только при условии, что вся подрастающая молодежь еще со школьной скамьи твердо усвоит как саму идею института самоуправления, так и формы собственного участия в его осуществлении. Только в этом случае можно будет рассчитывать на решение молодежи оставаться после школы в районе и приобретать практическую профессию в соответствии с реальными перспективами на будущее.
Научить подрастающее поколение молодежи по-хозяйски, рационально и эффективно распоряжаться экономическим потенциалом района это стратегическая задача всего его населения и всей его экономической политики. По-хозяйски рачительное ведение экономики района в сочетании с активным участием людей в процессе самоуправления позволят создать в районе условия по его привлекательности как для местного населения, так и для отечественных и зарубежных инвесторов.
10. Концепция сотрудничества местной власти с отечественными и
зарубежными коммерческими партнерами
В связи с тем, что традиционные факторы развития в районе в довоенное и частично послевоенное время (нефть и лес) в настоящее время полностью исчерпаны и не могут служить источником его благополучия, то представляется целесообразным рассмотреть вопрос о новой концепции экономического развития Апшеронского района с использованием реальных местных хозяйственных условий.
Распад СССР и выход из его состава стран, непосредственно прилегающих к Черному морю и являвшихся главной зоной размещения санаторно-оздоровительного комплекса СССР, привел к утрате Россией наиболее обустроенных в этом плане территорий, поэтому предлагается принять новую концепцию развития Апшеронского района как сферы услуг и сервиса на базе мощного спортивно-оздоровительного и туристического комплекса. Однако, решение этой дорогостоящей комплексной задачи невозможно без государственной воли и целенаправленного участия местных властей.
По мнению автора Программы «Апшеронская долина», которая изначально затрагивала исключительно проблему обустройства увольняемых в запас военнослужащих в связи с проводимой реформой Российской армии, в данное время самой жизнью выдвигается необходимость объединения этой важной составляющей с не менее актуальной задачей комплексного экономического развития самого района. Наиболее продуктивным и рациональным видом такого сотрудничества может стать форма разделения обязанностей партнеров по принципу: коммерческая структура обеспечивает привлечение инвестиционных средств для реализации этой двуединой цели, а администрация района в рамках своих полномочий или, в случае необходимости, по согласованию с вышестоящими структурами обеспечивает документально-правовую сторону делового сотрудничества и предоставляет необходимые условия для строительства жилых массивов для военных переселенцев на территории как самого города Апшеронск, так и вышеуказанных населенных пунктов с выделением для этих целей необходимых участков земли под застройку и создание единого производственного комплекса в соответствии с планами реализации Программы.
В целом для осуществления этого плана с участием органов местной власти, коммерческой структуры и инвесторов должен быть создан хозяйствующий субъект, который и будет обеспечивать всю работу по реализации плана развития Апшеронского района, включая его составную часть – проект по обустройству увольняемых в запас военнослужащих Российской армии с обеспечением доступного благоустроенного жилья, работы и современного социального комплекса.
В этой связи, в порядке закрепления отношений между договаривающимися сторонами о совместной деятельности, администрации Апшеронского района необходимо принять решение, утвердив его на сессиях Советов депутатов Апшеронского района и города Апшеронск, о включении Программы «Апшеронская долина» в программу социально-экономического развития Апшеронского района и города Апшеронск на период с 2010 по 2014 год и наметить меры по ее осуществлению и контролю за выполнением в надлежащем порядке и в намеченные сроки.
В связи с принятием решения о проведении зимних олимпийских игр «Сочи-2014» данная Программа, поддержанная сессией депутатов Апшеронского района 25.05.2006, приобрела еще большую актуальность и практическое значение.
Потомственный казак, Ветеран воинской службы,
О.Т. Безродный