Духовность в русской литературе как основа извечной идеологии России

Доклад на научно-практической конференции «Русская культура как цивилизационный код русского мира», состоявшейся в Махачкале (Дагестан) 24 мая 2023.

День славянской письменности опирается на православные традиции, являясь символом просвещения и образования. Ведь письменность и, соответственно, азбука нужна была для того, чтобы закрепить церковные тексты. Так, зародившись на основе библейских текстов, первые славянские грамоты были отражением и символом христианской церкви, ее православного направления. В дальнейшем эта традиция только укреплялась и развивалась. Так, русская классическая литература пронизана той духовностью, которая и явилась фундаментом нашей культуры. Речь не идет о прямом переложении евангельских текстов в произведения русских классиков или каком-то сопоставлении примеров из жизнеописания святых – нет. В нашей литературе обнажаются человеческие пороки, их многогранность, в которых каждый сможет обнаружить и себя. Чтобы лучше это увидеть, рассмотрим отношение к русской литературе иностранных писателей.

Вот как характеризовал русскую литературу Стефан Цвейг: «Раскройте любую из 50-ти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с веселой толпой детей, у Бальзака – замок с титулом пэра и миллионами. И если мы оглянемся вокруг, на улицах, в лавках, в низких комнатах и светлых залах – чего хотят там люди? Быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится к этому? – Никто. Ни один».

Турецкий переводчик и критик Эрол Гюней к этому дополнил следующее: «…Однако ни герои Тургенева, ни герои Достоевского, ни герои Толстого не ищут ничего подобного… Русские писатели требуют очень многого от людей. Они не согласны с тем, чтобы люди ставили на первый план свои интересы и свой эгоизм». Эти яркие цитаты о русской литературе ориентируют нас на православный взгляд на мир сквозь морально-нравственные качества, которые требуются как от героев произведения, так и от читающего.

Совесть утверждалась нашими писателями как основная мера всех вещей. А ведь эта добродетель является, пожалуй, главным критерием для русского человека, человека, старающегося жить в гармонии с самим собой и с окружающими. Не внешний жизненный успех, безбедное благополучие – что в литературах западных утверждалось как идеал всех стремлений людей, – но совесть как основа основ человеческого бытия. Вот что важно: не частные вопросы, но важнейшие, всеобщие – волновали сознание и душу творцов русской литературы. Известным примером такой жизненного принципа являются знаменитые слова Льва Толстого «Если вокруг меня живут плохо, я не имею права жить хорошо». В этих словах заключена ценность коллективного самосознания, его всеобъемлющая и самодостаточная идея России как цивилизации. Так, разделяя горести и нужду, русский человек радуется и общей победе, достижению как своей собственной. Это и ратные подвиги наших славных воинов, и великие победы.

Именно православие повлияло на пристальное внимание человека к своей духовной сущности, на внутреннее самоуглубление – отраженное литературой. Это и вообще основа русского миропонимания и русского способа бытия в мире. Выдающийся русский философ Иван Васильевич Киреевский писал об этом так: «Западный человек искал развитием внешних средств облегчить тяжесть внутренних недостатков. Русский человек стремился внутренним возвышением над внешними потребностями избегнуть тяжести внешних нужд».

Две системы жизненных ценностей, связанных с тою или иною ориентацией человека в земном мире, обуславливают и различие в понимании добра и зла вообще.

Вот главная тема русской литературы – противоборство двух раздирающих душу и сердце наши стремлений – к сокровищам небесным и сокровищам земным. Вот эту-то смятенность души высветила русская литература, сделав ее, по сути, главным предметом своего сострадательного исследования.

Но знать Истину и следовать Истине – какая пропасть порою между двумя этими состояниями. Вот такие мучения и стали прежде всего предметом эстетического осмысления и отображения в русской литературе. Преодоления духовные и несмотря ни на что признать свою немощь перед соблазнами является также и основой личного роста. Здесь, в русской литературе мы наблюдаем вечную борьбу добра и зла греха и его преодоления.

Наша литература запечатлела в слове и образе религиозный опыт русского человека: и светлый, и темный, и спасительный, и опасный для души. Опыт веры и опыт безверия.

Этот тяжелый, но очищающий смысл нашей культуры очевиден и в истории нашей страны, ее пути со взлетами и падениями.

Луговой Руслан Александрович, директор ГБУ РД «Республиканский центр русского языка и культуры», член Экспертного совета при ФАДН России, член Общественной Палаты РД, кандидат психологических наук

Литература

Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. IV. Издание второе, исправленное, дополненное.— М., Христианская литература. 2003.— 784 с.

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments