Единое культурное пространство России.
«В пещере тайной в день гоненья читал я сладостный Коран!»
А.С. Пушкин
Прочитав статью Исхана Магомедова «Чума дерусификации», я был потрясен невиданным, недостойным дагестанцев вандализмом. Снести памятник Александру Сергеевичу Пушкину, поэтическому гению России, – это величайшее преступление не только с духовно-нравственной точки зрения, но и со стороны государственных законов. Меня удивил не только поступок бескультурных и бессердечных людей, но и то, как к нему равнодушно отнеслись руководители Левашинского района.
Другой случай вандализма в городе Хасавюрте, в сквере перед русским Свято-Знаменским храмом, уникальным памятником на Северном Кавказе, кто-то, разрушив сквер, построил магазин. По этому поводу есть высказывания Пророка Мухаммеда, да славится его имя в веках, где он обращается к мусульманам, чтобы не портили и не оскверняли места, где молятся иноверцы, чтобы они с уважением относились к религии других народов, а что делаем мы?
Складывается впечатление, что в Дагестане ведется негласная борьба с русской культурой. Я хорошо помню, с какой грустью и страхом покидали Дагестан русские люди в начале 90-х годов. Бандиты их насильно выгоняли, отбирая дома, квартиры, и лишь когда это приняло массовый характер, Магомедали Магомедов, Саид Амиров приостановили этот процесс, но, к сожалению, было поздно. Многие уже покинули со слезами на глазах свою вторую родину. Ведь они приехали в Дагестан в молодом возрасте, покинув отчий дом. Они учили и лечили нас, строили для нас заводы, фабрики, искали и добывали нефть, а мы им отплатили черной неблагодарностью.
В Хасавюрте в 80-е годы был демонтирован памятник Пушкину, и до сих пор не был наказан тот невежа и вандал, кто дал такое распоряжение; так же как и в Левашинской сельской школе не восстановлен памятник выдающемуся поэту России. Что удивляет, так это то, что ни в районе, ни в городе ни администрация, ни прокуратура, ни министерство просвещения не приняли никаких мер.
Стало модным у бывших и нынешних руководителей, — как районных, так и республиканских, — переименовывать улицы, хотя есть десятки новых улиц. Как можно было менять название улицы «26 Бакинских комиссаров» на пусть хоть и известного религиозного деятеля Ярагского? Надобно бы вернуть старое название потому, что народ все равно называет эти улицы как раньше. Эти 26 молодых людей, отдававшие свои жизни за построение нового светлого будущего, не заслужили такой участи.
Как можно было переименовать проспект Ленина на Расула Гамзатова? Разве мало улиц в Махачкале, достойных носить имя Расула Гамзатова?
По этому поводу я расскажу, уважаемый читатель, вам один случай.
На улице Пушкина, на горке напротив Аварского театра, в подвальном помещении было кафе, там частыми гостями были писатели, журналисты шести редакций национальных газет. Прозвали это кафе «Восьмистишьем». Однажды и я оказался в компании Расула Гамзатова; Изета Алиева, главного редактора газеты «Комсомолец Дагестана»; Ислама Казиева, режиссера кумыкского театра; Петра Моллаева, поэта, сценариста и Тимура Султанова, кинорежиссера. С опозданием пришел поэт Шахтаманов. Расул Гамзатович спросил: где был? Тот ответил, что был на церемонии водружения памятной доски на доме ветерана войны.
Тут, подхватив тему, каждый стал говорить, что бы он хотел после смерти назвали бы его именем, кто школу, кто театр, кто улицу. Расул Гамзатов, перебив спорящих, сказал: «Я бы хотел, чтобы моим именем назвали школу, библиотеку, театр, но только не улицу».
На вопрос Шахтаманова «почему?» Расул Гамзатович ответил: «Во-первых, все центральные улицы уже заняты достойными именами, а во-вторых, прорвется труба, затопит улицу после обильного дождя, упадет дерево, отключат ночью свет, кто виноват? Будут проклинать улицу, не хочу улицу».
Расул Гамзатович, безусловно, величайший поэт, и он достоин, чтобы его имя было символом любой улицы, театра, библиотеки, института, но переименовывать проспект Ленина, я считаю, не надо было, и вот почему. После гражданской войны и разрухи, когда от голодной смерти умирали люди, а женщины по воду к роднику ходили только ночью, потому что одеть было нечего — купить мануфактуру было не всем по плечу, поэтому многие ходили в заплатках. В это тяжёлое время дагестанское правительство снаряжает делегацию к Владимиру Ильичу Ленину в Москву. После долгой беседы, получив информацию из первых уст о положении в Дагестане, Владимир Ильич через Совнарком добился отгрузить в Дагестан эшелон хлеба и мануфактуры (и это тогда, когда в Поволжье свирепствовал голод), выделил типографские машины для печати газет и книг, снял два мощных генератора с ГУМа для постройки стекольного завода в Огнях. Вот так спас Владимир Ленин от голодной смерти дагестанцев, а чем мы ему платим? Вступая в ряды пионерии, комсомола, партии, мы клялись именем Ленина, а как только предатели продали страну и Ленина забыли, забыли, что он спас нас от голодной смерти
Председателю Реввоенсовету Южфронта 11 армии Кирову в Астрахань Ленин адресует телеграмму, чтобы после освобождения Дагестана от Деникина к горцам относились с дружеской теплотой и вниманием. Продолжая дело Ленина, Иосиф Виссарионович Сталин поднимает экономику Дагестана. Построил заводы, фабрики, поднял сельское хозяйство, медицину, организовал всеобуч, учились все от мала до велика.
Послал 29 тысяч специалистов, учителей, инженеров, агрономов, врачей.
И то, что Дагестан из отсталой окраины царской России превратился в промышленно-аграрную республику-донор, — в этом большая заслуга Ленина и Сталина, поэтому мы бережно должны хранить память о них и о тех, кто положил все свои силы для развития нашей Родины, а не русофобски переименовывать улицы, школы, больницы. Сталин не только провозгласил автономию Дагестана. Любовь народа к нему не погасла с годами, поэтому, как и в Ростове-на-Дону, надо в парковой зоне в Махачкале поставить ему памятник, ведь эта наша история, а, как сказал президент России Владимир Путин, нельзя переписывать историю. Нам, всем народам России, необходимо сплотиться в крепкую дружную семью.
Пирогов, известный военно-полевой хирург, в период Кавказской войны приехал в Дагестан и в селении Салта (Гунибского района), в углублении большой скалы разместил свой госпиталь. Здесь, в тяжелых военно-полевых условиях, работая, великий хирург применил впервые в мировой практике эфирный наркоз, спасший тысячи жизней.
В Дагестане Пирогов пользовался большим уважением, дагестанцы называли его «Чудесный доктор».
Однажды ночью мюриды Шамиля выкрали Пирогова из палатки со своим инструментом и привели в стан Шамиля, где он сделал с помощью наркоза операцию одному из его людей. Уезжая, он свои инструменты подарил дагестанцу, который ему помогал во время операции.
Так вот, мемориальная доска, которая была прикреплена на одном из зданий села Охли, тоже исчезла. Разве это достойно дагестанцев?
Полагаю, только необразованные, несведущие чиновники могли допустить такие безобразия.
Пусть у моих земляков никогда вера не будет свободной от совести. Лицемерие, поддельные чувства, напускная религиозная нравственность, откровенно ложная и показная любовь к религии — вот что меня волнует сегодня. Государство отделено от религии, так написано в Конституции, однако чиновники не только им дали слишком большую свободу, но и помогают строить мечети и торговые центры вокруг них.
Посмотрите, что делается вокруг Джума мечети в Махачкале, сколько торговых точек. Все это было бы ничего, если бы милосердие и доброта преобладали бы от обилия мечетей и их прихожан, а те, кто ходит в мечеть, отпустив бороду, еще и был бы носителем нравственности. Некоторые отщепенцы, невежды своими безнравственными поступками вредят всему дагестанскому народу, разрушая положительный образ дагестанца.
Великие мыслители Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, Ф.И. Тютчев, русские по национальности, боготворили Коран и его создателя.
Вот что говорит Толстой: «Конечной инстанцией любого разумного человека является ИСЛАМ».
Бунин добавляет: «Проклят тот, кто веления Корана не слышит», а Тютчев вообще признает Коран религией всех народов.
Хотел бы, и я снявший два фильма об исламе, чтобы мои земляки были бы искренни к религии, а не заигрывали бы с ней.
Я бы просил наше правительство не на словах, а на деле доказать свою верность русскому народу за отцовскую заботу о Дагестане, которую вся страна увидела в день приезда президента России Владимира Путина в Дербент. Николай Пирогов и Петр Первый сделали очень много для нашего народа, поэтому мое предложение увековечить их память, построив круглые ротонды с зарисовкой на внутренних стенах сцен из полотна художника Рубо на месте встречи Петра Первого и князя Тарковского — на горе Тарки-Тау, и Николая Пирогова в селении Салта, где был полевой госпиталь, — это будет хорошим подарком для наших туристов как символ дружбы между нашими народами.
Будучи в Турции с делегацией мусульман России по случаю избрания в президенты Тайип Эрдогана, нашу делегацию любезно принял главный муфтий Турции. После официальной встречи я задал вопрос: «Сейчас в Дагестане молодёжь поголовно носит бороды, это обязательный атрибут для мусульман?» Он улыбнулся и сказал, что нет, просто это мода, и она пройдёт. Борода требует гигиены, за ней нужен постоянный уход; видите, у меня маленькая бородка, и то за ней нужен большой уход. В основном бороды носят муллы мечетей, ну и кто желает; время покажет, кто есть кто.
Хорошо бы, чтобы наша молодёжь прислушалась к мудрым словам старца. Хотелось, уважаемый читатель, упомянуть ещё одну проблему – это национальный женский костюм.
История Дагестана писалась остриём сабель и копытами лошадей. Кто только ни пытался покорить этот гордый народ. Арабы, монголы, татары, сельджуки, Тамерлан, Надир-шах, и никому не удавалось сломить гордый дух дагестанцев, обычаи, традиции, культуру. После того, как предатели народов расчленили могучую страну Советов, разграбили, распродали, многие наши земляки устремились в арабские страны и нахватали там чужой культуры — кто ваххабизмом увлёкся, кто одеждой, кто нравами. Наши прабабушки, бабушки, матери и сёстры бережно хранили свои национальные костюмы, передавая из поколения в поколение, а вот молодые девушки-дагестанки, оскорбляя чувства своих предков, нахлобучили на себя чужой балахон под названием хиджаб и потеют под нашим жарким солнцем, изображая из себя целомудрие.
Придя к власти в Турции, Мустафа Кемаль Ататюрк (отец турков) внёс много реформ, одной из них он дал свободу женщинам, и в одной из своих речей он обрушился на чадру и хиджаб. Он сказал: «Хиджаб причиняет большие страдания женщине во время жары. Мужчины! Это происходит из-за вашего эгоизма. Не будем же забывать, что и у женщины есть такие же моральные понятия, как и у нас. Обычай закрывать лицо женщины делает нашу нацию посмешищем». Давайте и мы не будем посмешищем в глазах наших соседей и гостей!
Я прошу вас, дорогие братья и сестры, уважайте свою историю, культуру, традиции, и не надо необдуманно выдергивать её страницы, нравятся они вам или нет. Учтите, это первые шаги к разрушению нашей дружбы с русским народом, благодаря которой мы сегодня спокойно и безбедно живем.
Надо пресекать любые недружественные поступки как безграмотных вандалов, так и религиозных экстремистов, способствующих разжиганию межнациональных конфликтов. Нельзя бездумно переименовывать улицы, это разрушает память не только о тех, чьим именем названа улица, но и оскорбляет чувства тех, кто дал им эти имена, ведь с этого началось на Украине, а потом пошли на слом памятники, дальше больше — стали переписывать историю, героев сделали врагами, а врагов героями. Мы должны сплотиться вокруг нашего президента как одна семья и быть патриотами своей родины, а историю нашу переписывать никому не дадим!
Магомед Сулейманов, руководитель штаба регионального отделения Общероссийского общественного движения «Культурный фронт России»