Прошло немногим более полугода как Указом Президента Российской Федерации утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.
При этом, в соответствии со ст. 98 реализация принятой Стратегии обеспечивается за счёт консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти, институтов гражданского общества, направленных на отстаивание национальных интересов Российской Федерации, организационных, социально-экономических, правовых, социальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, активное участие в обсуждении содержания данного основополагающего документа по обеспечению национальной безопасности, оценке комплекса оперативных и долговременных мер по предотвращению угроз национальной безопасности, корректировке действующей Стратегии является конституционным долгом каждого гражданина и прямой обязанностью институтов гражданского общества.
Оценку Стратегии в целом, и, в частности, планируемых мероприятий по предотвращению угроз национальной безопасности, а главное, результатов их реализации целесообразно осуществлять по основным характеристикам состояния национальной безопасности. Спектр характеристик состояния национальной безопасности довольно широк. В рамках данной статьи будут рассмотрены лишь некоторые из них.
Известно, что опасность является исходной посылкой при рассмотрении проблемы безопасности. Опасность – объективно существующая возможность негативного воздействия на объект или процесс, в результате которого может быть причинён какой-либо ущерб, вред, ухудшающий состояние, придающий развитию нежелательную динамику или параметры (характер, темпы, формы и т.д.). Опасность может выступать в качестве условия, причины и обстоятельства, а также средства снижения качества жизни, в том числе и при росте уровня жизни. По степени вероятности возникновения различают реальную и потенциальную опасности.
По характеру, направленности и роли субъективного фактора в возникновении неблагоприятных условий можно выделить:
– вызов, как совокупность обстоятельств, не обязательно конкретно угрожающего характера, но безусловно требующих реагирования на них;
– риск, как возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;
– опасность, как реальная, но не фатальная вероятность нанесения вреда кому-либо, чему-либо, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами;
– угроза, как наиболее конкретная и непосредственная форма опасности, создаваемая целенаправленной деятельностью откровенно враждебных сил.
По масштабам возможных негативных последствий различают опасности: глобальные, региональные, национальные, локальные и частные. Их классифицируют и по сферам общественной жизни и видам человеческой деятельности.
Под источниками опасности понимаются условия и факторы, которые потенциально таят в себе и при определённых условиях сами по себе либо в различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу. По своему генезису они могут иметь естественно-природное, техногенное и социальное происхождение.
Если исходить из того, что исходной посылкой при рассмотрении проблемы безопасности является опасность, то основные направления обеспечения национальной безопасности России определяются национальными целями, ценностями, жизненно важными интересами и необходимостью разработки и использования эффективных средств противодействия внутренним и внешним угрозам, вызовам и рискам.
В рассматриваемом документе в соответствии со ст. 2 основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные паритеты. Такой подход устраняет возможность определения важнейших направлений деятельности государства и первенство во времени по осуществлению комплекса оперативных и долговременных мер, касающихся обеспечения национальной безопасности.
Как показывает наша суровая действительность, правительством обеспечивается деятельность в избрании «национальных проектов», нереальность которых просматривается на этапе их декларирования (жизненный цикл каждого из них имел продолжительность от нескольких недель до нескольких месяцев). В условиях отсутствия демократического контроля за руководством государства и эффективных средств привлечения этого руководства к ответственности, руководители могут неограниченно использовать государство в своих личных или корпоративных целях, т.е. по сути торговать государственными интересами, как это уже имело место в «перестроенном СССР» и наблюдается в непрерывно «реформируемой России».
Это разрушительно для любого государства, но особенно для России – в силу изначальной неподготовленности, некомпетентности, коррумпированности и многих других недостатков её руководства.
Предлагаемое содержание основных направлений национальной безопасности России требует комплексно и объективно подходить к определению порядка действий и мер по обеспечению национальной безопасности. Ключ к укреплению национальной безопасности, устранению, нейтрализации или ослаблению внутренних и внешних угроз и вызовов, как правило, всегда лежит внутри страны. Именно такой подход позволяет безошибочно определить основные задачи Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности.
В рассматриваемой «Стратегии…» они представлены в следующем виде: «задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны и суверенитета государства».
Нам представляется целесообразным сформулировать их в следующем виде:
«Основными задачами Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности являются:
-своевременное выявление и предупреждение внешних и внутренних угроз и вызовов национальной безопасности России;
– обеспечение территориальной целостности России и безопасности пограничного пространства страны;
– подъём экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
– преодоление научно-технической и технологической зависимости России от внешних источников;
– обеспечение личной безопасности граждан России, их конституционных обязательств, прав и свобод;
– обеспечение полноты и совершенствования законодательства России, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и социально-политической стабильности общества, российской государственности, федерализма и местного самоуправления;
– подъём и поддержание на достойном уровне военного потенциала государства;
– укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
– принятие эффективных мер по пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств против Российской Федерации;
– коренное улучшение экологической ситуации в стране».
Важными задачами в области внешнеэкономической деятельности являются: создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики, расширение рынков сбыта российской продукции, формирование единого экономического пространства с государствами-участниками Содружества Независимых Государств.
Представленная формулировка задач по обеспечению национальной безопасности позволит более полно и комплексно формировать и поддерживать силы обеспечения национальной безопасности соответствующие внешним и внутренним условиям, благоприятным для реализации основных направлений политики национальной безопасности.
Существенным пробелом действующей «Стратегии …» и, прежде всего, её первого раздела «Общие положения» является отсутствие принципов обеспечения национальной безопасности.
Поэтому в статье, раскрывающей принципы обеспечения национальной безопасности, предлагается их формулировка в следующем виде:
«Основными принципами обеспечения национальной безопасности России являются:
– защита национальных интересов России, нации, народа русского и других народов;
– соблюдение Конституции РФ, её законодательства и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;
– уважение обязанностей, прав и свобод человека;
– единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, гибкое изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;
– приоритет политических и экономических мер обеспечения национальной безопасности с опорой на необходимый и достаточный военный потенциал России;
– сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения национальной безопасности с передачей в соответствии с федеративным устройством России части полномочий в этой области органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления».
Вышеизложенные концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости как Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, так и на положениях основополагающих федеральных законов.
Положительным в «Стратегии …» является то, что в ней предложены основные понятия. По каждому из приведённых понятий имеется различные варианты как в нормативных документах, так и в научных трудах. Однако представленные понятия не вполне отвечают сущности данного документа. По нашему мнению, наиболее приемлемыми могут быть следующие понятия.
«Национальная безопасность» – состояние и условия жизнедеятельности нации, гарантирующие, несмотря на наличие и действие неблагоприятных факторов, её выживание, свободное, независимое существование и процветание.
Предлагаемое определение национальной безопасности позволяет представлять её как концептуальный методологический, системный комплекс мер по сохранению, сбережению и приумножению народа России и его цивилизации по: защите, отстаиванию и развитию жизненно важных национальных интересов, интересов человека, общества, государства; по сохранению, защите самобытности и всей жизнедеятельности народа России; по восстановлению, изучению и сохранению многотысячелетней истории России и её цивилизации; по сохранению, защите и развитию национального достояния, национальных ценностей, русского языка, духовных святынь, национального духа, духовно-интеллектуального потенциала, природных богатств и ресурсов от внешних и внутренних угроз, в том числе и «цивилизационных».
«Национальные интересы Российской Федерации» – осознанные основной частью общества высшие интересы, выражающие исторические традиции, коренные социально-политические, экономические и духовные потребности общества и государства, объединяющие в себе интересы как субъектов федерации, так и народов страны в целом.
В такой постановке сущность понятия «национальные интересы» вынудит руководство страны провозглашать программно-целевые установки, отражающие приоритетные цели и направления развития как государства, так и общества.
По нашему мнению следует исходить из того, что невозможно обеспечение национальной безопасности без выявления, осознания, провозглашения государством жизненно важных национальных интересов. В ином случае основы национальной безопасности могут беспрепятственно разрушаться кем угодно – как это происходило в СССР в пору вовремя перестройки, а затем в независимой России. Невыявленные, неосознанные и непровозглашённые национальные интересы – никак не защищены, т.е. являются областями уязвимости, ахиллесовыми пятами, а потому – основными направлениями новой войны.
В жизнеспособном и эффективном государстве: приоритетность национальных интересов определяется их жизненной важностью. Государство защищает национальные интересы всеми доступными средствами. Нам следует учитывать и то, что национальными интересами могут провозглашаться интересы, не являющиеся жизненно важными и даже чуждые нации; могут подменяться приоритеты национальных интересов; могут неадекватно формулироваться и решаться соответствующие проблемы. В этом случае страна будет самоуничтожаться своими собственными силами и средствами. Это и есть основной процесс ведения новой войны, посредством которого и был уничтожен СССР, а в настоящее время идёт процесс уничтожения России.
Возникает также потребность в детализации понятия “угроза национальной безопасности”. По нашему мнению данное понятие целесообразно иметь в следующем виде.
«Угроза национальной безопасности” – совокупность внутренних и внешних факторов, определяющих потребности в обеспечении национальной безопасности государства.
При этом следует отметить, что имеется достаточно полное обоснование в различных справочниках и научных трудах вариантов классификации и структурных элементов соответствующих угроз.
Так, внутренние угрозы обусловливаются состоянием экономики, науки, образования, культуры, социальной сферы, экономической ситуацией, уровнем националистических и сепаратистских устремлений, а также политического и религиозного экстремизма, криминализации общественных отношений, терроризма.
Внешние угрозы определяются гегемонистскими устремлениями некоторых государств, уровнем работоспособности механизмов обеспечения международной безопасности, распространением ОМП и средств его доставки, наличием военно–политических блоков и союзов, разъединяющих мировое сообщество, расширением сферы международного терроризма.
Конкретный комплекс мер по реализации «Стратегии» предусматривается Федеральными конституционными законами “О чрезвычайном положении”, “О военном положении”. Поэтому в данном документе угрозы национальной безопасности целесообразно представить в систематизированном виде с учётом погрешностей, имеющихся в основополагающих федеральных конституционных законах.
Наше выживание не только сегодня, но и в последующем уже немыслимо без срочного создания непрерывно функционирующей и эффективной системы обеспечения национальной безопасности России. Поэтому данное понятие целесообразно иметь в следующем виде:
«Система обеспечения национальной безопасности» – это совокупность взаимосвязанных нормативных актов (концептуальных, идеологических, юридических и методических документов), организационно-технологических и иных мероприятий, а так же соответствующих этим актам и мероприятий сил и средств.
Что касается политико-правового обеспечения национальной безопасности, как правового компонента предложенной системы, то его основу должны составлять Концепция, Доктрина и Стратегия национальной безопасности, а также комплексы Основ законодательства и федеральных законов прямого действия Российской Федерации, регламентирующих жизнедеятельность наших народов.
Концепция национальной безопасности – совокупность взглядов и общий замысел руководства страны на обеспечение жизнедеятельности всех народов и народностей России, на сохранение и приумножение базовых ценностей страны.
При этом концепция может представлять документ, содержащий общее ответы на следующее вопросы: что такое «национальная безопасность» и каково ее место в политике государства, что представляет собой само государство и к чему оно должно стремиться в нынешнею эпоху, как планируется достижение поставленной цели и преодоление мешающих этому препятствий.
Доктрина национальной безопасности – теоретико-пропагандические принципы реализации концепции в среднесрочной перспективе в следующих сферах: внешнеполитическая, военная, демографическая, здравоохранения, информационная, молодежная, образовательная, ресурсная, финансовая, хозяйственная и других.
При этом доктрина национальной безопасности должна уточнять базовые тенденции и противоречия, обусловленные ими проблемы и вызовы нации, способы их предупреждения и парирования в среднесрочной исторической перспективе.
Стратегия национальной безопасности – рациональный для ближайших лет план действий по сохранению, самовоспроизводству и самосовершенствованию нации.
Стратегия национальной безопасности призвана конкретизировать на ближайшие три-пять лет мероприятия, требующие парирования вызовы и угрозы нации, определять адекватные им силы средства, устанавливать порядок всестороннего обеспечения осуществляемых ими действий.
Предполагаемая стратегия политико-правового обеспечения национальной безопасности не только позволит избавить одни нормативные документы от излишней абстрактности, а другие от узковедомственной направленности, но и многократно увеличит их совокупную результативность.
Представляется, что жизнестойкость государства в целом есть предмет ведения Концепции национальной безопасности, а так же – соответствующих общенациональной Доктрины и Стратегии; жизнеспособности всех компонентов национальной безопасности и парирования всех видов угроз и вызовов регламентируются частными доктринами и основами законодательства; а жизнестойкость основных элементов государства и критически важных объектов инфраструктуры, включая парирование конкретных угроз и вызовов для них, обеспечивается частными стратегиями и обычными законами прямого действия.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что понятийный базис национальной безопасности требует уточнения, а сама система национальной безопасности, и соответственно, структура политико–правового обеспечения национальной безопасности требуют более углубленной теоретической проработки. Общие положения также нуждаются в дополнительной проработке в направлении приближения их к Стратегии национальной безопасности, а не просто к национальной безопасности.
В гораздо большей мере требуют научной проработки разделы, касающиеся национальной обороны, а также государственной и общественной безопасности поскольку содержание данных разделов не дают ответов и даже намеков на решение задач обороны страны.
Предлагается начинать раздел с уточнения сущности обороны страны с учетом нынешних реалий. Поэтому целесообразно данное понятие представить в следующем виде: «Оборона страны – система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер, обеспечивающих военную безопасность».
Главная цель обеспечения военной безопасности – предотвращение, локализация, нейтрализация внешних угроз, создание благоприятных внешних условий существования и прогресса государства.
Представленная сущность военной безопасности позволяет уточнить классификацию войн. Предложенная в «Стратегии….» классификация войн в виде глобальных и региональных конфликтов не соответствует действительности, а главное, – она не позволяет определиться с комплексом мер по обеспечению военной безопасности. Такой подход к классификации войн и конфликтов дезориентирует военную науку, руководство страны и общество. А самое главное, данная установка уподобляет всё военно-политическое руководство известному литературному персонажу, воевавшему с ветряными мельницами. Результаты на лицо – наши регулярные войска готовятся воевать только с террористами. Эффективная оборона страны в предполагаемой новой войне может быть осуществлена только при военном подходе, основанном на выявлении и искоренении системы и процессов враждебной деятельности. И только в этом случае возможно восстановление страны из разрухи (Причём не только в сельском хозяйстве, нравственности, науке и промышленности, но также в образовании, обороне и безопасности. Только в этом случае можно определить улучшения в системе государственного управления, культуре, в борьбе с преступностью и др.), т.е. может наступить обретение перспектив и развитие.
Поэтому главной целью при обеспечении военной безопасности является создание условий для отражения или предотвращения любой агрессии против Российской Федерации. Исходя из вышеизложенного, мы должны готовиться к войне по защите своего Отечества, т. е. к Отечественной войне. Кроме того, мы должны готовиться к предотвращению конфликтов и при этом не просто каких-либо, а в первую очередь гражданских конфликтов. Было бы вполне понятно, более ясно, доходчиво и не двусмысленно определить их как гражданские войны. Однако такой подход не будет устраивать руководство страны потому, что он однозначно представляет виновных в развязывании гражданских войн. Исходя из этого, целесообразно было бы определить, что цель совершенствования национальной обороны состоит в совершенствовании войн по защите Отечества и гражданских конфликтов, а так же в осуществлении стратегического сдерживания и стратегического развёртывания Вооружённых Сил, необходимого для разгрома любого агрессора.
В условиях военной реформы необходимо на среднесрочную перспективу определиться с обликом Вооружённых Сил. А это предполагает в первую очередь необходимость определиться с его сущностью.
На наш взгляд, под обликом Вооружённых Сил следует понимать совокупность параметров, характеризующих предназначение, количественно-качественный состав, структуру Вооружённых Сил в целом, его видов, родов войск и специальных войск и служб, систему комплектования, организационно-штатную структуру объединений, соединений, воинских частей и подразделений, их оснащенность вооружением и военной техникой нового и старого поколения, состояние инфраструктуры, подготовки и накопления мобилизационных ресурсов, организацию военной службы и подготовки кадров.
Обобщённым показателем облика Вооружённых Сил является состояние их боеспособности, боевой и мобилизационной готовности. Следует отметить, что этот подход к облику Вооружённых Сил приемлем только для мирного времени. Поэтому целесообразно определить облик вооруженных сил в период перехода с мирного на военное время и на начальный период войны.
Первым шагом в реализации вышеуказанных направлений является стратегическое сдерживание. Представленная в «Стратегии» редакция стратегического сдерживания размывает его содержание.
Поэтому предлагается стратегическое сдерживание представлять как комплекс взаимосвязанных по цели и замыслу политических, дипломатических, информационных, экономических, военных и других мер, направленных на предотвращение агрессивных действий со стороны какого – либо государства (коалиции государств) угрозой неприемлемых для него последствий в результате ответных действий.
Военные меры включают угрозу применения военной силы для предупреждения или предотвращения каких – либо действий противоположной стороны, противоречащих действующим соглашениям или законам. Важнейшим показателем эффективности стратегического сдерживания является совокупное качественно – количественное соотношение военной мощи и боевых возможностей вооруженных сил, как в ядерной составляющей, так и в силах общего назначения.
Вышеизложенное предполагает в данном документе определение мер, обеспечивающих предотвращение агрессивных действий потенциального противника. Предлагаемый комплекс мер должен быть направлен:
– на недопущение засылки иностранным государством вооруженных групп, которые могут осуществлять акты применения вооруженной силы против России;
– на предотвращение размещения на территории соседних государств группировок войск для агрессии против России;
– на пресечение нападения вооруженных сил иностранных государств на соединения и воинские части Вооруженных Сил РФ или другие войска независимо от места их дислокации;
– на недопущение блокады портов или береговой зоны Российской Федерации;
– на пресечение бомбардировок вооруженными силами иностранного государства или применение им любого другого оружия против Российской Федерации;
– недопущение любой военной оккупации территории Российской Федерации либо любой аннексии её территории с применением военной силы.
Для реализации предлагаемых мер стратегического сдерживания в рамках мероприятий нового облика вооруженных сил необходимо определить состав сил стратегического сдерживания.
Под стратегическими силами сдерживания нами понимается часть вооруженных сил государства, предназначенные для сдерживания потенциальных противников от развязывания ядерных и обычных войн против России и её союзников.
В действующей «Стратегии» данный вопрос вообще не предусматривается.
Декларирование на данном уровне приводит к незнанию соответствующими органами и должностными лицами вопросов стратегического планирования – являющегося генеральным направлением в комплексе мероприятий, проводимых государством для организации своей защиты.
Следующим важнейшим элементом в обеспечении военной безопасности является стратегическое развертывание войск (сил). Современное состояние вооруженных сил однозначно предполагает, что отражение агрессии возможно лишь после завершения стратегического развертывания и последующих военных действий с целью нанесения поражения агрессору или принуждению его к прекращению военных действий.
Стратегическое развертывание войск (сил) предполагает комплекс мероприятий, которые необходимо провести в как можно более короткие сроки с целью завершения непосредственной подготовки к войне.
В рамках стратегического развертывания предполагается осуществлять:
– перевод Вооруженных Сил с мирного на военное положение;
– оперативное развертывание войск на ТВД;
– стратегические перегруппировки войск из глубины;
– развертывание стратегических резервов.
В рассматриваемом документе в обязательном порядке должны быть рассмотрены, применительно к данной форме стратегических действий Вооруженных Сил, стратегическое планирование их применения. В разрабатываемых документах должны быть определены содержание, последовательность, формы и способы выполнения задач по вооруженной защите государства группировками войск применительно к операционным направлениям и исходя из степени перевода вооруженных сил с мирного на военное положение.
Одним из существенных недочетов рассматриваемой стратегии является отсутствие раздела, ориентирующего все государственные структуры на ведение военных действий.
Военные действия – организованные действия вооруженных сил в ходе войны при выполнении задач оперативного и стратегического масштаба. В разделе целесообразно определиться с сущностью и содержанием стратегических действий и операций на театрах военных действий, обеспечивающих достижение определенных военно–политических и стратегических целей в войне или в одном из её периодов.
Все вышеизложенные положения, касающиеся стратегического развертывания целесообразно отобразить в последующих статьях, раскрывающих деятельность Вооруженных Сил в период стратегического сдерживания.
Одной из важнейших задач Вооруженных Сил в мирное время является участие в обеспечении государственной и общественной безопасности, заключающихся в сохранении гражданского мира, а также политической и социальной стабильности в обществе. В решении данной задачи деятельность всех подразделений, воинских частей и соединений во взаимодействии с другими войсками, воинскими формировании и органами должна быть направлена на предупреждение и пресечение гражданских конфликтов.
Для более четкого представления о стратегических целях обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности необходимо дать классификацию гражданского конфликта. Вполне понятно, что разжигание гражданского конфликта осуществляется с целью разрушения гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе. Сведение стратегических целей в сфере государственной и общественной безопасности только к противодействию терроризму свидетельствует о низком уровне теоретической проработки данной задачи и процессов по и её обеспечению.
На наш взгляд, наиболее целесообразной является следующая классификация гражданского конфликта:
– демонстрация протеста в форме массового шествия населения под политическими, социально -политическими и экономическими лозунгами и требованиями по изменению или исправлению политического, социально-политического или экономического положения в защиту прав и свобод или по другим социально-политическим мотивам;
– забастовка в форме массового отказа работать полностью или частично в масштабе какого- либо региона, отрасли, отдельного предприятия рабочих и служащих с выставлением ими экономических или политических требований к местной власти и руководству предприятий и учреждений;
– саботаж в форме явного или скрытого неисполнения служебных обязанностей в полном объеме группой лиц на предприятиях и в учреждениях с целью нанесения ущерба или шантажа руководства предприятий или местной власти по политическим, экономическим и другим мотивам;
– диверсия в форме профессионального и целенаправленного нанесения экономического, технологического, экологического и другого ущерба государству путем уничтожения или вывода из строя важных объектов группой агентов разведывательных служб и их пособников из пятой колонны;
– террористический акт в форме убийства, нанесения ранения, захвата заложников, уничтожения собственности или нанесения материального ущерба группой лиц или одним лицом с политической, экономической или криминальной мотивацией действий, в том числе с целью запугивания и шантажа властей или руководства предприятий и фирм;
– террористическое нападение в форме коллективного или индивидуального захвата с применением оружия заложников, собственности и имущества государства и частных предприятий с целью политического и экономического шантажа;
– бандитское нападение в форме коллективного нападения с оружием криминальных банд на объекты и собственность государства и частных предприятий или лиц путем захвата их собственности, нанесения ранений или совершения убийств граждан, а так же нанесения
материального и финансового ущерба;
– гражданский бунт в форме массового неповиновения власти, отказа работать, выполнять служебные функции с применением в ряде случаев физического насилия в одном из регионов или территориальных районов России на почве крайнего обострения социально-политической напряженности;
– вооруженный бунт (восстание) в форме вооруженного массового столкновения в одном из регионов или территориальных районов России с применением оружия и физического насилия местным населением или войсковым формированием против федеральной власти или местного командования на почве взрыва социально-политической напряженности;
– вооруженный конфликт в форме националистического, сепаратистского вооруженного широкомасштабного столкновения федеральной и региональной части населения и войсковых формирований в каком-либо одном национальном субъекте (регионе) России с применением оружия физического насилия на почве взрыва социально-политической напряженности и крайне обострившегося националистического антагонизма с федеральной властью;
– гражданская война в форме социально-политических столкновений с применением оружия на обширной территории, охватывающей значительную часть субъектов (регионов), обусловленная политическим и экономическим кризисом власти.
Как свидетельствуют вооруженные конфликты на территории России (да и вообще в мире), они проходят в своей эволюции все составляющие гражданского конфликта. Чеченская война это, скорее всего конфликт в форме гражданской войны, только в отдельном регионе страны.
Исходя из этого, военные специалисты должны принципиально по-новому оценивать условия возникновения, характер и способы ведения возможных войн и вооруженных конфликтов. Имеется в виду, что страна и Вооруженные Силы должны быть готовы к предупреждению и ведению более разнообразного арсенала войн и вооруженных конфликтов различного уровня.
Следовательно, возникает необходимость в более гибкой и разновариантной военной структуре, обеспечивающей эффективное решение оборонных задач в различных видах и типах войн и вооруженных конфликтов.
Требуют очередной систематизации и конкретизации основные источники угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности. Наиболее целесообразным будет являться подход по их разделению применительно к государственной и, отдельно, к общественной безопасности.
Примирительно к каждому этапу гражданского конфликта или группе этапов целесообразно изменить меры предупреждения и пресечения в целях обеспечения нормальной, бесперебойной и эффективной деятельности государственного аппарата страны.
Основными функциями государства являются осуществление общей стратегии безопасности, включающие в себя:
– реагирование на угрозы – адекватное, своевременное, упреждающее в соответствии с характером и реальными масштабами этих угроз;
– способность принимать превентивные меры по предотвращению и нейтрализации угроз;
-оптимальное сочетание интересов безопасности и её отдельных регионов;
– рациональное и эффективное использование сил и средств, привлекаемых для решения задач обеспечения безопасности.
Такой подход в деятельности органов государственной власти, организаций и общественных объединений в области обеспечения государственной и общественной безопасности обеспечит создание механизмов предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов.
Ввиду ограниченности объёма данной статьи в ней не были раскрыты проблемные вопросы, касающиеся обеспечения национальной безопасности в области защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, науки, технологии и образования, культуры, а также о взаимовыгодных партнерских отношениях и другие.
Как нам представляется, предложенный в статье концептуально-критериальный подход не противоречит ни объективным законам природы, ни передовому зарубежному опыту.
Конкретизирующая его система соответствующих критериев вполне пригодна для совершенствования действующей Стратегии национальной безопасности России и разработки других основополагающих законов. Учёт данных предложений позволит приступить к созданию моделей, позволяющих не только увязать параметры с показателями национальной безопасности, но и приступить к их нормированию, обеспечению и контролю.
Таким образом, следует полагать, что решение этих задач сделает более реальным управление процессом обеспечения национальной безопасности по критериям социально-приемлемого риска.
Доктор военных наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ,
полковник Александр Корабельников