Природа не терпит пустоты

Новейшие вызовы национальной безопасности России.

В последнее время мы наблюдаем колоссальные изменения, происходящие в Республике Дагестан. Город неузнаваемо преобразился, наполнился новым, современным содержанием. Разрастаются Махачкала и Каспийск, почти соединившиеся в миллионный мегаполис. Появилось огромное количество новостроек — высокие безликие здания, настоящие каменные джунгли. Местный таксист на вопрос: «Кто сюда заселяется?» — а таксисты народ осведомленный — ответил: «Из сел, аулов многие переезжают, в основном молодежь, — не хотят жить в горах». В этом можно легко убедиться, побывав в горах: полупустые аулы, заброшенные дома. Молодые люди тянутся в городские небоскребы, утрачивают самобытную культуру. Не будет больше андийцев в красивых нарядах, даргинцев с веселыми танцами, кубачинцев с уникальным ремеслом, унцукульцев с великолепной резьбой по дереву, — все превратятся в серую массу. Вот появилась информация, что закрывается знаменитая кубачинская ювелирная фабрика, а в селе Харбух, знаменитом селе оружейников, уже некому передавать древнее мастерство. Уходят в прошлое устои и самобытность народов, дагестанские адаты (законы), обычаи, советы старейшин аулов и сел.

В 90-х в Дагестане сложились кланы на основе народных движений: аварских, лакских, кумыкских, лезгинских и других. Теперь нет кланов, — одни лидеры осуждены, другие уехали за границу, третьих просто отодвинули от власти. Да, федеральная вертикаль показала свою силу. Но есть одно но: созрели общественные вызовы, вызывающие беспокойство у многих думающих кавказцев.

Гуляя по улицам дагестанских городов, сложно не заметить большое число женщин в черном арабском одеянии, мужчин с бородами, и в личных беседах определенная часть этих людей — подчеркну, далеко не все — не скрывает симпатии к салафитскому вероучению.

После подавления активного ваххабитского подполья в Дагестане в 2014 г. салафиты перешли к тактике скрытой идеологической экспансии. Для этого в регионе имеется благодатная почва: массовая безработица среди молодежи, ломка традиционного уклада жизни, отсутствие перспектив развития. Как известно, природа не терпит пустоты. Кто будет учить, наставлять молодежь в этих каменных джунглях? Люди оторваны от корней, предоставлены сами себе. Вот на такой почве и идет борьба за умы. И кто в идейном противостоянии одержит победу, тот в перспективе и будет на коне. Зимой 2016 г. салафиты в знак протеста против закрытия их мечети провели шествие и митинг в Хасавюрте. Без труда они собрали около пяти тысяч человек вполне боеспособного возраста. Путем простых математических расчетов можно определить, что в случае чего эти ребята могут собрать немалое число сторонников в каждом городе и крупном районе республики, — а это уже серьезная сила, молодая и фанатично настроенная. Если же вспомнить про общую границу с Азербайджаном и Грузией, турецкий военный контингент в Азербайджане, получается, как говорится, картина маслом.

Французский маршал де ла Ферте говорил: «Бог всегда на стороне больших батальонов». Не хотелось бы, чтобы средневековье и мрак пришли в нашу прекрасную республику с ее высокими горами, морем, вольным духом, трудолюбивым народом и зажигательной лезгинкой.

Эльдар Саидов

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments