Утверждал: у России есть собственный путь

  • Post category:Статьи

Идеолог славянофильства Алексей Хомяков посвятил жизнь возрождению русского самосознания.

Славянофильство как направление русской общественной мысли возникло в середине XIX века и неразрывно связано с именем русского религиозного философа, писателя, поэта и публициста Алексея Степановича Хомякова (1804–1860).

До этого со времен Петра Первого в русском образованном обществе господствовали т. н. западники, которые ратовали за развитие России по западноевропейскому пути, отрицали самодостаточность российской цивилизации, особенности менталитета Русского народа и его культуры. В противоположность этому течению славянофилы выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития России на основе ее самобытности, консервативных самодержавных идей, народности и православия.

Основоположник славянофильства Алексей Степанович Хомяков родился 1 (13) мая 1804 года в старинной дворянской семье в Москве, на Ордынке.

В 1822 году Хомяков отправляется на военную службу, а в 1825 году выходит в отставку и уезжает за границу (Париж, Италия, Швейцария, Австрия), но остался холодным к западноевропейской цивилизации.

В 1828 году, с началом Русско-турецкой войны, он получил возможность реализовать свою юношескую мечту о помощи славянским братьям. Он вернулся в Россию на военную службу и принимал непосредственное участие в военных действиях, получил за храбрость несколько наград.

В результате победы России в Русско-турецкой войне 1828–1829 годов Османская империя признала автономию Сербии, Молдавии, Валахии и части Греции, а также уступила России часть Восточного побережья Черного моря, включая территорию современной Абхазии.

После окончания войны Алексей Хомяков снова выходит в отставку, решив заняться сельским хозяйством в своих имениях в Тульской, Рязанской и Смоленской губерниях. В это время началось его сотрудничество с различными журналами. Постепенно он все больше погружается в философские размышления и научные занятия, в которых огромное место занимает вопрос соотношения и взаимодействия русской и европейской культур.

Толчком для определения его направленности в этом вопросе послужила публикация в 1936 году в журнале «Телескоп» первого философического письма П.Я Чаадаева, резко критиковавшего историческое прошлое России и призывающего к всецелому копированию европейского опыта развития.

В течение 1830-х годов у Хомякова сложилась строгая система взглядов, которую позднее критики назовут «славянофильством». Своеобразным итогом этой мировоззренческой эволюции стала его статья «О старом и новом». Изначально она не предназначалась для печати и была прочитана в одну из «сред» философского кружка И.В. Киреевского в Москве. В этой своей статье, ставшей своеобразным манифестом славянофильства, Хомяков обозначил главные темы дальнейших дискуссий славянофилов и западников.

В этом манифесте славянофильство было противопоставлено западническому декадентству. Наряду с Хомяковым первыми славянофилами стали братья Киреевские, братья Аксаковы, Александр Кошелев, Федор Чижов и другие. Молодые мыслители объединились в стремлении возродить Россию на основе подлинных народных начал, главным из которых они считали верность Православию.

5 июля 1836 года Алексей Хомяков обвенчался с Екатериной Михайловной Языковой, родной сестрой поэта Николая Михайловича Языкова. Этот брак оказался на редкость счастливым, в нем у Хомяковых родилось девять детей: четыре сына (двое старших умерли во младенчестве) и пять дочерей. Один из его сыновей впоследствии стал председателем III Государственной Думы, другой – известным педагогом и церковным деятелем. Жена полностью разделяла взгляды и начинания своего супруга, но она прожила недолго: умерла в 1852 году от тифа в возрасте всего 35 лет, что стало для Хомякова страшным ударом, от которого он так и не смог оправиться.

В начале 1840-х годов славянофильская доктрина получает окончательное оформление во время споров Хомякова с «западниками» (Герценом, Грановским и др.) в литературных салонах А.П. Елагиной и Е.А. Свербеевой. Обладая огромной эрудицией, особенно в сфере церковной истории и богословия, Хомяков оказался на голову выше «западников» и легко опровергал их аргументы. Алексей Хомяков был одним из образованнейших людей своего времени. Он свободно владел более 20 иностранными языками, постоянно работал над собой, пополняя свои и без того обширные познания.

Хомяков возродил русское самосознание, выступая против западноевропейской модели развития и утверждая, что у России есть свой собственный путь. При этом у Хомякова было глубокое сознание не только особого пути России, но и ее всемирной задачи. Эта всемирная задача, по мнению Хомякова, состоит в том, чтобы освободить человечество от того одностороннего и ложного развития, какое получила история под влиянием Запада. «Западная Европа, – отмечал Хомяков, – развивалась не под влиянием христианства, а под влиянием латинства, то есть христианства односторонне понятого».

Трудом всей жизни Хомякова стал так и не законченный им трактат «Записки о всемирной истории» (второе название – «Семирамида», данное Н.В. Гоголем). В этом научном труде Хомяков попытался систематически изложить смысл и логику всей мировой истории. Эта история была представлена им в виде многовековой борьбы двух противоположных духовных начал, названных по именам двух древних цивилизаций. Одна из них символизирует свободу духа, вторая – преобладание вещественной необходимости. Единственным народом, сохранившим верность первой цивилизации, Хомяков считал Русский народ.

В 1841 году Алексей Степанович Хомяков со своей семьей поселился в доме, который находился на месте нынешнего дома 23 на Арбате, рядом с не существующим ныне храмом Николы Явленного, считавшегося в то время одним из красивейших в Москве.

Для него этот арбатский храм стал храмом всей его жизни. Здесь получили окончательное завершение его славянофильские идеи, которым Хомяков посвятил свою жизнь. Тогдашний настоятель священник Павел Боневоленский был его духовником, и Хомяков продолжал приходить сюда даже после того, как семья переехала жить из дома 23 на Арбате в усадьбу на Собачьей площадке. Такое название получила площадь, на которой были установлены фонтанчики со скульптурными изображениями собачьих голов в память об охотничьей слободе и находящейся здесь когда-то старинной псарне.

Усадьба Хомяковых на арбатской Собачьей площадке стала центром притяжения для московских славянофилов. Семью Хомяковых часто посещали Николай Васильевич Гоголь, братья Киреевские, Аксаков и другие сторонники славянофильских идей, оказавшие огромное влияние на умы тогдашнего российского общества.

В 1920 году дом Хомякова на Собачьей площадке был национализирован. В нем был создан Музей дворянского быта 40-х годов XIX века, который вскоре был закрыт по идеологическим соображениям. В начале 30-х годов, когда Московскую партийную организацию возглавил особенно непримиримый борец с религиозными предрассудками Лазарь Каганович, дом Хомякова был снесен вместе с остальными православными храмами Арбата и вдохновлявшим Хомякова храмом Николы Явленного. В 1962 году уже по велению выдвиженца Кагановича, известного партийного самодура Никиты Хрущева, была стерта с лица земли и Собачья площадка вместе с домом родоначальника русского славянофильства Алексея Хомякова. На этом месте была проложена трасса Калининского проспекта и построено «пятикнижие» небоскребов Нового Арбата.

В заключение хотелось бы привести слова известного дореволюционного историка, основателя и руководителя Санкт-Петербургской школы историографии Константина Николаевича Бестужева-Рюмина, написанные им еще в конце XIX века: «Стыд и срам русской земле, что до сих пор в Москве Собачья площадка (где жил Хомяков) не зовется Хомяковской и не стоит на ней его статуя. Хомяков! Да у нас в умственной сфере равны с ним только Ломоносов и Пушкин!»

Алексей Хомяков скончался 23 сентября (5 октября) 1860 года, на 57-м году жизни, в своем родовом имении в Рязанской губернии во время эпидемии холеры, которой заразился, самоотверженно пытаясь исцелить своих крестьян. Его похоронили вначале на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 году перезахоронили на Новодевичьем кладбище. По свидетельству современников, тело его во время эксгумации было обретено нетленным.

Луиза Гагут

Источник: Русский Вестник

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments