Савве Ямщикову — 85!
За недели, прошедшие после 8 октября, дня 85-летия Саввы Васильевича Ямщикова, из сетевых ресурсов, передач радио и телевидения, статей и сообщений СМИ, как федеральных, так и местных, всё яснее становится масштаб его фигуры, его значение в судьбах русской культуры и истории, необходимость его присутствия в нашей исторической памяти, в идущей сегодня борьбе за возвращение к национальным истокам, к восстановлению самобытности русского пути в мировой истории после экспериментов века нынешнего и века минувшего. Не скрадывание всего многообразия нашего исторического пути, а бережное его восстановление и сохранение – вот путь истинных патриотов Отечества, заботников о процветании всех народов нашей страны.
Страна вспоминала своего замечательного сына. Открывались выставки в Москве в память Саввы, люди возлагали цветы к его памятнику в Пскове, не закрывались двери «Музея друзей» в Пушкинских горах, обустроенного стараниями В. Ганибаловой, М. Ямщиковой и В. Эльбек, известным благотворителем.
Канал «Культура» повторил замечательный фильм о Савве, сделанный известным писателем Игорем Золотусским, автором биографии Н. Гоголя, которая выдержала 11 изданий. Савва ещё в 1952 году купил 6-томник знаменитого классика, с которым не расставался всю жизнь.
Петрозаводское телевидение показало прекрасный сюжет о тесных связях С. Ямщикова с Карелией.
Директор Пушкинского заповедника Василевич приглашал друзей Саввы к себе. Со всех мест тянула живительная река памяти и участия.
На Пречистенке, в Москве, где была студия Саввы, по-прежнему собираются «свои» в дни его рождения, по праздникам или просто так потолковать. Сюда заходят на огонёк народный артист России Юрий Назаров, снимавшийся вместе с Саввой у Тарковского в «Андрее Рублёве». Обмениваются новостями, делами творческими и повседневными художники Елена Болотских и Василий Вдовин. Новости, которыми делятся собравшиеся, не всегда бывают весёлыми. В своё время всех встревожило сообщение о якобы предполагавшемся закрытии мастерских в этом чудесном уголке старой Москвы.
«Правда, что Савва не был, как говорят некоторые, реставратором в узко профессиональном смысле этого слова. Он был выше и шире благородного ремесла реставраторов. Ведь Дягилев тоже не был солистом балета, но русский балет прогремел в мире благодаря ему», — с горячностью говорила мне Валентина Ганибалова, заочно споря с ригористами в чиновничьей броне, — которые следят за соблюдением инструкций, но всегда готовы проморгать высший смысл культуры, которому служил Савва, — находить и сберегать лучшее и сугубо национальное для страны, для истории, для человечества. Храмы, иконы, музеи, монастыри с крепостными стенами. Трудно было найти человека, который бы так искренне и свято любил Россию, её народ и русскую старину.
Виктор Линник
Источник: Слово