О первой геополитической акции вхождения Осетии в состав России

  • Post category:Статьи

Первое осетинское посольство в Санкт-Петербурге.

В истории  меньше крови, а больше дружбы,

потому что если бы было наоборот, 

история  давно бы окончилась.

                                                                               Б.Б. Пиотровский

Статья посвящена важнейшей проблеме — становлению государственности Осетии в ситуации  постоянных войн со стороны Турции и Ирана (Персии) в XVIII веке. Русские, осетины, грузины смогли достичь этой цели в течение 25 лет, только объединив усилия. Этот период является уникальным: совпали геополитические интересы сразу трёх этносов. Большая заслуга в этом процессе принадлежит З. Магкаеву (Елиханову)  и архимандриту Пахомию. Они были первыми и главными осетинскими послами  в Санкт-Петербурге. Позже Осетия стала форпостом России в этом стратегическом регионе.

В последнее время среди всех наук вырвалась геополитика. Она возникла в конце XIX — начале XX вв. Её трактовали как «политическую географию» — общественно-географическую науку о территориальной дифференциации политических явлений и процессов. Термин «геополитика» ввёл в обращение  шведский политолог и социолог Рудольф Челлен (1864-1922). Такие факторы геополитики как расширение, монолитность, свобода передвижения были внедрены в обращение немецким мальтузианцем, генерал-майором Карлом Хаусхофером (1869-1946). Прежде  геополитику считали буржуазной лженаукой, оправдывающей территориальную экспансию империалистических держав. Советские исследователи в основном считали её псевдонаукой. Развитие мирового процесса они объясняли только обострением классовой борьбы.  Автор этой статьи придерживается противоположной позиции, так как считает, что надо учитывать внешнеполитическую и военную стратегии, национальные интересы, используемые средства и формы безопасности, анализ и прогнозирование внутренней и внешней политики государства и его сторонников.

После Второй Мировой войны у глав государств активизировался интерес к геополитике как к важному инструменту управления. Абсолютизация этого подхода выявляется в стремлении к мировому господству, хотя вначале провозглашаются такие ценности, как свобода и демократия. Политические контрасты в мире не слабеют, а становятся критически острыми. Поэтому российские ученые Мироненко и Колосов трактуют геополитику как политическую географию глобального  масштаба, так как  приходится иметь дело с большими пространствами (по мировым меркам).  Такие понятия как экспансия, национальный и государственный интересы получили универсальный характер. 

Геополитику интересует контроль над территориями, закономерности распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Многие считают её политической географией. Геополитика изучает зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, военно-стратегических, экологических, экономических связей, обусловленных географическим положением страны и другими физико-  и экономико-географическим факторами.

Российская царица Елизавета Петровна в начале XVIII в. не могла сразу помочь страдающим от натиска Персии и Турции осетинам и грузинам. Российские царедворцы должны были сначала подробно изучить географию этих земель, демографию, флору, фауну, водные ресурсы, климатические условия, наличие полезных ископаемых, самое главное – состав этносов, проживающих на  этих территориях, их интересы. То есть речь шла о геопространстве.

Геополитика – наука о контроле  пространства. Раньше в традиционной геополитике акцент был на военно-политической мощи государства и доминирующей роли географических факторов в захвате чужих территорий. На смену этой парадигмы пришла новая, с повышенным интересом к экономическому потенциалу государства. В нынешнее время главный интерес сфокусирован на поведении государства в международных отношениях и культурных связях. Например, в 1949 г. во время образования НАТО в него вошло 14 государств, сейчас же в это военное образование втянуто 30 стран.

Оборонительный альянс превратился в наступательный. Они участвуют в осуществлении мировой политики, цель –  защита  друг друга  в военной или  в опасной, с их точки зрения,  ситуации. Сейчас большую роль играют  транснациональные корпорации.  При этом важны ресурсы осуществления контроля, включая туризм, культурный обмен. Новейшая геополитика превратилась в геофилософию, так как без целостного, системного подхода на уровне синергетики не обойтись. Просчеты в игнорировании целой обоймы ракурсов может пагубно сказаться на осуществлении безопасности страны или группы стран: военных блоков, союзов, альянсов.

Если рассматривать Осетию в аспекте зарождающейся геополитики, когда она пыталась обладать пространственно-географическими компонентами, то при анализе генезиса государственности Осетии в Новое время важно знать, каков был в тот отрезок времени мировой порядок. Какие страны при  продумывании  и отборе технологий защиты осетин  от ассимиляции, даже от геноцида,  могли их взять под свою опеку и спасти? Часто бывают случаи, когда представления интересантов  не совпадают с границами существующих государств,   и нет реальной возможности изменить их, опираясь на помощь соседей.

При всех попытках этносов обрести свободу и независимость велика роль личности, способной оценить ситуативный фактор и прогнозировать  возможное изменение границ с целью безопасности населения и в то же время осознание баланса сил, складывающихся между великими державами. Каково географическое положение, численность населения, его грамотность, религиозность, традиции. Завоевание народов начинается с экспансии религиозной,  культурной.  Сталин был великим географическим стратегом, осознав, что решающим фактором в мироустройстве после Второй Мировой войны может стать «православный Коминтерн» (см. статью Т.  Дадиановой «Об акции Сталина “православный Коминтерн”»). Вовлечение в правительство компетентных личностей, молодых инициативных кадров, использование новых технологий в сооружении домов, заводов и приглашение к переселению талантливых иностранцев способствуют мощности государства. Сейчас недостаточно трактовать государство как организм, то есть как одну из форм жизни, свойства которой определяются величиной, положением территории, её морфологией, растительностью, хозяйством.

Сегодня мы с большим благоговением, в первую очередь, должны вспомнить выдающихся личностей – культуртрегеров, политических деятелей: Зураба Магкаева и архимандрита Пахомия — организаторов первого осетинского посольства в Санкт-Петербурге. Их заслугой является то, что они в качестве духовных скреп выбрали православную религию и начали свою деятельность с организации Православной духовной комиссии. В 1749 г. в Санкт-Петербург отправились ещё и Елисей Кесаев, Батырмирза Цопанов, избранные послами от осетинских обществ. Во главе стоял З. Магкаев.

На миссионерскую деятельность и школу возлагалось выполнение задачи тактического характера, а стратегией была цель – присоединение Северной Осетии к России. Идеологическому средству —  православной религии уделялось огромное внимание.  Была сильная предтеча: в Средние века в Алании существовала мощная митрополия, и население исповедовало христианство до этапа геноцида, устроенного тюрко-монгольским завоевателем Тамерланом (1336-1405).

Священнослужители грузинского происхождения предложили выполнить эту просветительско-миссионерскую деятельность, действуя от имени русского народа, но не афишируя истинную цель. Впервые так мощно сошлись  воедино интересы трёх народов:  осетинского,  русского и грузинского против общих  геополитических  противников. Грузинские священники и монахи выступили разведчиками и исполнителями тайной миссии. Идею осуществления акции предложили в 1742 году представители грузинского высшего духовенства, находящиеся в эмиграции в Москве вместе с царём  Вахтангом VI (1675-1737)  и мечтавшие вернуться на родину при поддержке  российской армии против агрессоров при выгодной политической обстановке.

Начнем повествование с биографии Зураба Магкаева (Магкаты по-осетински).  В Осетии его чтут как выдающегося политического деятеля XVIII в., возглавившего  историческое посольство осетинских старшин к российской императрице Елизавете Петровне с целью подписания указа о присоединении Осетии к России в 1749 г. Он родился в Зарамаге в Северной Осетии. Селение находится в Алагирском районе, в 54 км от города Алагира. Это — бальнеологическое место, славится своими лечебными источниками. Зарамаг расположен  на склонах Скалистого хребта на высоте 1800 м у истоков реки Ардон, в долине, где сходятся 5 ущелий на Военно-Осетинской дороге. Климат – умеренно континентальный. Средняя температура января — 6 градусов, августа +13 градусов. От жары не приходится уберегаться. Да и ещё в Нижнем Зарамаге имеются лечебные источники с минеральной водой, относящиеся к углекислым гидрокарбонатным хлоридным натриевым бромным, которые применяются при заболеваниях целого «букета» заболеваний. Воины залечивали здесь раны после баталий, используя целебные источники. Часто тут спасались грузинские цари и знать. Перевалочные пути сходились в Зарамаге. В Средние века рядом была таможенная застава «Зылын дуар» («Кривые ворота»), сторожевые и военные башни. Эта уникальная местность принадлежала старинному клану старшин прославленного пассионарного рода Царазонта. Зарамагская долина, находясь вблизи  5 ущелий, способствовала установлению культурных, военных, экономических связей не только с осетинскими родовыми обществами, но и иностранными. Выгодное  военно-стратегическое и транзитно-экономическое расположение позволяло владеть достоверной информацией о том, какие события происходят не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье. Обрамленная горными хребтами и оборонительными сооружениями Зарамагская долина обладала выгоднейшими  геополитическими характеристиками: природная защищенность – цепь гор, наличие многих возможностей мобильно передислоцироваться при надвигающейся угрозе и укрыться, преодолев Рукский, Закарский, Мамисонский и другие перевалы.  Благодаря этой вариативной местности осетины смогли уцелеть от геноцида тюрко-монгольского жестокого, безжалостного завоевателя, непобедимого полководца, величайшего в истории военачальника, тактика Тамерлана (1336-1405). Не менее  жестокий персидский шах Аббас I Великий (1571-1629)  — крупный реформатор и полководец  пытался покорить осетин.  Персы совместно с кызылбашами терзали жителей Карталинского и Кахетинского царств, замучили  Луарсаба II. Шах требовал в качестве заложников сыновей правителя Кахетии Теймураза: Александра и Левана, а также его мать Кетеван.  Малолетнего внука Ираклия тайком он переправил  к русскому государю Алексею Михайловичу. А сам скрывался в Имеретии. Персидские шахи опасались влияния и продвижения России в Закавказье. Но имеретинским и менгрельским правителям нередко приходилось  коротать время в изгнании, убегая через Мамисонский перевал в Осетию. Перевалочным пунктом был Зарамаг.  Крепость, встроенная в утес, преграждала путь захватчикам. Грузинские цари рода Багратиони часто находили тут защиту, кров. Так царь Арчил II, дожидаясь разрешения Алексея Михайловича Романова прибыть в Россию, прожил в Зарамаге почти 2 года, успев сочинить немало произведений, в том числе поэму «Арчилиани».  Многоярусные строения, спускающиеся в котловину, сочные альпийские луга, величественные горы способствовали поэтическому воображению. Вполне закономерно, что в поисках этимологии этого топонима Асланбек Макаев (Магкаев) на попытку Тамары Дадиановой  добраться до сути значения этого слова предложил ей одну  из версий — орфоэпический вариант «Дзуар аг» («Святое место»).  Приезжие купцы и эмигранты, знакомясь с поселением, произносили, сливали два слова в один звуковой выплеск.

Зураб Магкаев-Елиханов хорошо владел грузинским языком, так как грузины часто приезжали и порой годами проживали в Зарамаге. Он приглянулся разным ветвям  царского рода Багратиони.  С зарамагцами стремились  дружить правители грузинских княжеств-государств. Зураб воспитывался при дворе Вахтанга VI (1675-1737) – писателя и законодателя.  Потом стал служить у него казначеем. Земли царям не хватало, и часто даже близкие  родственники воевали друг с другом. Так, например, он участвовал в походе Вахтанга VI против  карталинского царя Ираклия I (Николая Давидовича). Годы жизни: (1642-1709).  Ираклий прожил в Москве 15 лет. Был другом царя Алексея Михайловича. Его мать – Елена Матвеевна Диамсидзе прибыла в Россию вместе с сыном. Её муж — Давид Кахетинский.  Жена Арчила II Кетеван Давидовна  была дочерью  Е. М. Диамсидзе  и  сестрой Николая (Ираклия) Давидовича.  Арчиловы дети были деятельными: Дареджан возглавила грузинскую диаспору в Москве. Вместе с отцом создала типографию, где печатались на грузинском языке книги. Построила храм «Всех святых»  (район — метро «Сокол»). Александр Багратиони (Имеретинский) — любимый друг Петра Первого, первый генерал-фельдцейхмейстер артиллерии. Александр смог спасти, вывезти  из Менгрелии  наследника престола, мальчика Георгия (Егора) Дадиани – сына царя Левана IV — узника турецкого султана. Он дослужился до генерал-майора в армии Петра Первого, а потом трудился на благо России дипломатом и переводчиком. На развитие университета пожертвовал 10 000 руб. (в то время большие деньги). Был женат на дочери А. Имеретинского —Софье от второго брака с Гликерией Ильиничной Элизбаровной-Давыдовой (Давиташвили-Багратиони).  Егор считается родоначальником российской ветви Дадиановых. (Потом эту фамилию присвоили себе местные князья Чиковани). Троюродные братья Софьи – царевичи: Бакар, Вахушти и Георгий были сыновьями царя Вахтанга VI — племянника царя Арчила II (поэта).

Но вернёмся к Николаю Давидовичу. Он был тысяцким на свадьбе отца Петра Первого и его матери Натальи Нарышкиной. Существует  конспирологическая версия о том, что биологическим отцом Петра является этот грузинский царевич. Будучи в изгнании в Москве, он дожидался удобного момента, чтобы отвоевать власть в Картли или Кахетии. Тишайшему Алексею Михайловичу (1629-1676) нужен был сильный помощник и друг, поверенный в его личных делах. После смерти его первой жены М.И. Милославской (1624-1669) стал страдать недугами и мечтал о сильном и здоровом наследнике. В любое время суток Николай мог входить в покои царицы Н.К. Нарышкиной (1661-1694). Но потом был выпровожен из Московии, Дабы править в Грузии, он обязан был принять ислам. Пришлось подчиниться персидскому шаху —  стал правителем с именем Назарали-хан.

О перипетиях судеб горемычных грузинских царей были в курсе представители трёх осетинских княжеских кланов. Особенно переживали за них и знали об этом представители рода Царазонта, находящиеся в родственных отношениях с Багратиони. Персидские шахи  и турецкие султаны стравливали часто братьев друг с другом, переназначали правителей.  Часто брали в заложники членов семьи, нередко оскопляли  представителей мужского пола.

Особое внимание необходимо обратить на личность царя Вахтанга Левановича VI (1675-1737), у которого воспитывался Зураб. Как и Арчил Второй, он был писателем, законодателем, воспитал выдающихся деятелей науки. Будучи 15 лет от роду, был заложником у шаха, потом участвовал в восстании против Ираклия Давидовича I (Николая). Правил Картли 8 лет (1703-1711). Много сил вложил в культурный подъем страны. Знал восточные языки. Делал переводы. Настоял переписать в один свод грузинские летописные сведения и свести в один кодекс действовавшие издавна законы и обычаи. «Картлис цховреба» («Грузинская история») и «Судебник царя Вахтанга» — уникальные книги. Ему приходилось участвовать в отражении набегов дагестанских разбойников. Сотрудничал с русским царем Петром Алексеевичем. Учитывая постоянные баталии Вахтанга с дагестанцами, персами, турками и родственниками, император пригласил его в Россию в 1724 г. через своих гонцов. Всё население Картли было переписано турками, и они заставили его платить ежегодную огромную подать. Лишенный престола Вахтанг VI отозвался на Петрово приглашение переехать в Россию после их совместного персидского похода в 1724 г.  Со  своим семейством: женой Русудан Черкасской, 6 детьми,  многочисленной роднёй  и священнослужителями  прибывает в Москву. Их главный защитник император Пётр Первый через год умер.

Зураб Магкаты, воспитанный Вахтангом Левановичем Багратиони и Русудан Келчиковной Черкасской, их детьми, перенял от них всё лучшее и необходимое: мобильность, выносливость, терпеливость, дипломатичность, многоязычие. Он владел осетинским, грузинским, черкесским, турецким, фарси, русским языками, что позволило  потом ему  достойно налаживать дипломатические отношения для создания первого посольства в Санкт-Петербурге и православной школы в Моздоке.   Зурабу приходилось многократно покидать Зарамаг и пересекать на востоке границы Осетии, Кабарды, а на западе — грузинских княжеств, Турции, Персии.

Русские цари стремились распространить своё могущество на другие территории, так как необходим был выход к Черному и Каспийскому морям.

Молва о полезных ископаемых Северного Кавказа будоражила амбиции глав сопредельных государств. Персия и Турция терзали маленькие страны-княжества, опустошая их во время набегов, а чтобы удержать их в своем агрессивном диктате, лишали волеизъявления членов  семей правящих династий. Грузины, страдая от геноцида, обращались за помощью к государю Ивану IV Васильевичу Грозному (1530-1584), князю Московскому и Всея Руси. Но в первую очередь обращались за помощью к своим близким соседям – осетинам. Закономерно, что русские осетин стали называть, отталкиваясь от грузинского слова «овсы», а их страну — «Овсети». Единство исторических корней осетин и грузин с давних времен подтверждают источники. «Царь Баграт открыл овсам различные школы, учителями поставил грузин и греков. В Шиомгвинском училище, в итоге мероприятий Баграта, готовились кадры для осетинской церкви“. Давид Строитель вместе с просветителем Георгием Чхондели заботился о просвещении, основав училище», — отмечал историк З. Чичинадзе в 1913 году в своем труде «История Осетии». Взаимоотношения в большинстве случаев были тесными, дружественными. Геополитика строилась на взаимовыгодных основах. Борьба против поработителей — турецких и персидских правителей объединяла осетин и грузин. Кропотливейший исследователь Г.Д. Тогошвили в своей работе отмечал, что царь Картли Георгий XI и его брат Арчил, правивший в Кахетии и Имеретии, скрывался в горах Осетии: Зарамаге, Цее, Тагаурии и Дигории. Находясь в Осетии, пытался добиться возвращения ему престола в Имеретии, уповая на помощь России, а пережидал почти два года в осетинском Зарамаге. А прочные основы для безопасности были заложены ещё в Средние века, прежде всего, стратегом царицей Тамарой.

Храму около осетинского аула Марьямкау в Куртатинском ущелье грузинские соправители Давид-Сослан Джадаронович (? -1207), Тамара Георгиевна (1166-1213), осетинка по матери, Бурдухан Аланской, подарили икону Иверской Божьей Матери. Они  часто посылали священников и учителей христианской веры на Северный Кавказ, в Осетию неоднократно. Так в осетинском горском селении распорядились построить храм в честь святой Троицы Живоначальной. Осетинский топоним Саниба — орфоэпическая модификация грузинского слова «Троица». (Церковь восстановлена в 2006 г. усилиями Маирбека Кусаева. Божественная литургия состоялась 12 июня 2014 г.  Богослужение провел священник Савва Гаглоев).

На протяжении XV-XVIII вв. попытки грузинских царей и князей воссоздать свое единое государство, как это было при Баграте III (910-1014), вырваться из ирано-турецкой тирании, заканчивались неудачами. Ничего не оставалось в создавшейся экстремальной ситуации как установить и упрочить отношения  с сильным и огромным соседом – Россией. Российскую империю сближали с Грузией религиозное мировоззрение и установившиеся ранее культурные и даже родственные связи. (Вспомним, например, факт женитьбы 25-летнего новгородского князя Юрия Андреевича Боголюбского (1185-1190) на дочери Георгия III – Тамаре.  Хотя их брак просуществовал всего два года, но в памяти остался).

У осетин тоже были животрепещущие проблемы. Загнанные в горы ещё татаро-монголами и Тамерланом, они были обречены на физическое вымирание в бесплодных горных ущельях. Для возделывания зерновых культур катастрофически не хватало земли.  Для выживания необходимо было спуститься на плодородную равнину. Следовало преодолеть политическую раздробленность,  избавиться от сугубо местечковых удельных интересов, консолидироваться. Экономической основе для выживания мог способствовать только выход на плодородную предкавказскую равнину. Осуществить перемещение осетин из каньонов на плоскость можно было только при помощи россиян. И грузины, и осетины, и русские с нетерпением ждали удобной ситуации на мировой арене. Правители России с вожделением смотрели на Осетию. В её недрах залегали ценные цветные металлы. Кроме этого, через Осетию проходили главные пути из Восточной Европы в Закавказье и на Ближний Восток, связывающие Черное и Каспийское моря. Геополитические проблемы объединили и заставили действовать осетин, грузин и русских в одной связке. Россия была против стремления Персии и Османской Оттоманской Порты властвовать в этом стратегическом регионе.

В начале XVIII века Россия была обременена Белградским мирным договором 1739 г., положившим конец войне России и Австрии против Турции 1735-1939 г. Эта война знаменательна тем, что русские войска впервые преодолели Перекоп и вошли в Крым. Из-за предательства Австрии  Россия не смогла пробиться к Черному морю Условия Договора оказались не соответствующими военным успехам русских войск. Но Россия получила Азов без права вооружать его. Большая и Малая Кабарда объявлялись независимыми. Россия  не имела права держать флот на Азовском и Черном морях. Торговлю на Черном море могла вести только на турецких кораблях. Жизненные потребности нашей страны в Черном море были ущемлены. Задуманная Петром  Первым цель стала архиактуальной, и её необходимо было осуществить. Во время правления его дочери Елизаветы Петровны осторожно принялись за реализацию этой  геополитической политики.

Следует вспомнить добрым словом Алексея Петровича Бестужева-Рюмина (1693-1766) – выдающегося русского государственного деятеля, дипломата, канцлера Российской империи при Елизавете Петровне (до опалы в 1758 г.). У него имелся богатейший опыт резидента Петра Первого в Копенгагене. Будучи при её правлении Президентом Коллегии иностранных дел (1742-1758), он следил за тем, как складывались международные отношения с осетинами и грузинами,  хорошо знал Зураба Магкаева (Елиханова, Азова). При встрече в Сенате представитель осетинского народа рассказал о целях и задачах приезда в Санкт-Петербург, добивался аудиенции представителей осетинских обществ с царицей Елизаветой. На вопрос А. П. Бестужева о том, сколько воинов могут выставить осетины для борьбы с врагами, Зураб назвал ориентировочную цифру — 30 тысяч. Осетины торопили сенаторов, но сановники были обременены Белградским Договором, икали обходные пути, постепенно накапливали информацию о противниках, находили сторонников, информаторов. Порой применяли подкуп. Были и отдельные случаи провокаций и предательства. Так поступали братья-грузины Махатели, преследуя свои сепаратные местечковые цели.

Зурабу и его последователям пришлось пользоваться только тактическими средствами в течение долгих 25 лет. Но добившись победы над Турцией в войне 1768-1874 г., Россия по Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 г. аннулировала Белградский мирный договор. Вожделенная мечта конфедерации осетинских горных обществ исполнилась.  В октябре 1774 года недавно прибывший из г. Ярославля борец против распространения эпидемии чумы, недавно назначенный  астраханским губернатором Петр Никитич  Кречетников (1727-1801), курировавший отношения с Кавказом, пригласил в крепость Моздок представителей Осетии для  официального подтверждения их готовности вступить в русское подданство. Документ, который легализовал прежние договоренности о присоединении Осетии к Российской империи, был подписан 27 октября 1774 года. Договоренности, достигнутые в середине XVIII столетия, получили, наконец-таки, международное оформление. Осетия обрела статус: она вошла в состав России!

Только  тогда российские войска смогли открыто ступить на осетинские земли, и,  преодолев стратегическое Дарьяльское ущелье,  прибыть в Грузию и заступиться за жителей раздробленных княжеств-царств Картли, Кахетии, Имеретии…

Но до этого, в течении четверти века, до 1774 года, представители грузинской знати, эмигрировавшие в Россию, не могли пересекать кабардинские земли, наведываясь на родину, так как путь проходил через Кабарду.  Турция и их сателлиты крымские татары за этим неусыпно следили. Около 1500 грузин нашли покровительство и заботу царского российского правительства. Немало священнослужителей прибыло из Картли, Кахетии, Имеретии, Менгрелии. Вахтанга VI  сопровождала большая  группа,  состоявшая из 1186 человек, среди которых были военные, ученые, писатели, книгоиздатели. Вахтанговский двор  представлял собой культурный центр,  в ядро которого  входили  Иосиф Самбели,  Давид и Христофор Гурамишвили, братья Орбелиани,   Бараташвили,  Джавахишвили.

Кроме светской знати были и представители духовного сана: 5 архиереев, 5 архимандритов, 6 игуменов, 1 протопоп, 1 протодиакон, 8 попов, 7 диаконов, 3 протодиакона, 3 церковника, 2 монаха. Одновременно вместе с Вахтангом  VI и вскоре после его отъезда,  по 1738 год, прибыло  43 князя и дворянина. Все  содержались вскоре за счет российской казны.  Священнослужители должны были оправдать свое материальное обеспечение. У них появилось важное занятие и стойкое желание — окрестить жителей Северного Кавказа, чтобы те приняли православную веру. Инициаторами стали грузинские духовные лица: выходец из крупной аристократической семьи Грузии, настоятель Московского Знаменского монастыря архимандрит Николай и архиепископ Самебельский и Цирканский Иосиф (1676-1750), которые в ноябре 1742 г. обратились к царице Елизавете Петровне с челобитной об отправке миссионерской комиссии в Осетию. Они увещевали её: «Мы усмотрели  близ державы  вашего  императорского  величества  низового города, называемого Кизляр,  в недалеком расстоянии, на рубеже Кизляра, затемненной, непросвещенный народ, зовомой осетинской,  которого  призываем быть по исчислению обоих полов более двухсот тысячи человек. А издревле оной осетинской народ бывал православной христианской веры… А ныне оной многолюдной народ святым крещением не просвещенной состоит в своей воле, понеже как турки, так и персияне никто ими не владеет. А места их изобилуют золотою, серебряною и протчими рудами и минералами, каменьями преизрядными, кроме христиан, других народов людем во оные их места никому не входимо. (Подчеркнуто мной – Т. Д.). Того ради не благоволено  ли будет повелительным  указом вышереченной  непросвещенной народ,  называемой осетинской, проповеди слова божия и крещения их отправить способных и того  дела желающих,  а особливо язык их отчасти сведущих грузинских духовных персон… которое богоугодное дело они,  грузинские духовные персоны,  чаятельно чрезь проповедь  слова божия по склонности упомянутых иноверцов в святое крещение и вечно в. и. в. подданство привесть могут в непродолжительном времени всех без остатку». (Центрархив.  Портфель Герарда Фридриха Миллера, № 184, 2, 17; История Кабардино-Балкарии в трудах Г.А. Кокиева. Сборник статей и документов. Нальчик: Эль-Фа, 2005, с. 102-103). Ранее текст был воспроизведен Кокиевым Г.А.  (см. Материалы по истории Осетии.  / Известия СОНИИ. Сборник в 2-х томах. Орджоникидзе, 1933, т. VI, с 29-31).

Некоторые семьи осетин уже были знакомы с азами православия и владели  русским языком благодаря русским священникам, бежавшим из  турецкого плена. Но это носило случайный характер. В равной степени это относится и к грузинским священнослужителям, бежавшим из  грузинских земель, оккупированных персидскими шахами и турецкими султанами. Так архиепископ Иосиф — представитель  крупного грузинского дворянства  —  до переезда в Москву в 1731 г. переносил невзгоды  до тех пор, пока не получил разрешение пересечь Осетию и стать эмигрантом. Автор данной статьи полагает, что бывший архиепископ Самебельский и Циркальский  продолжительное время прожил в Зарамаге, поэтому досконально знал о множестве полезных ископаемых осетинских земель. Он был бы рад, если бы они принадлежали грузинам. Но «не до жиру – быть бы живу», как повествует русская пословица.  На наш взгляд, Иосиф интриговал, завлекая императрицу Елизавету Петровну и царских сановников завладеть этой территорией и богатствами, присущими осетинским сообществам. План был тонко продуман, выгоден обеим сторонам.  Грузинские священники обучают на грузинском языке осетинских детей овладению грамотой и основами православия. Согласно Белградскому русско-турецкому мирному договору Осетия должна была быть нейтральной, находясь под неусыпным оком турецкого вассала —  крымско-татарского правителя.  Придраться туркам было не к чему: миссионерами стали грузины, а не русские. Грузинский иеромонах Парфений и его 12 учеников-грузин  взялись за распространение христианства среди горцев. Осетинская комиссия начала действовать в урочище Хусканаг на правом берегу реки Фиагдон  у входа в Куртатинское ущелье. Сначала построили небольшой монастырь «Осетинское подворье» в 1774 г.  Для проведения проповедей и крещения приходилось ездить в горные аулы. Миссионеров охраняли казаки.  Духовные лица получили предписание – построить церковь и устроить школу.  Монастырь «Осетинское подворье» в 1769 г.  был разрушен местным феодалом Бахтингереем Есеновым.  Соглядатаи сочли, что это территория Малой Кабарды, находившейся под диктатом Оттоманской Порты.

Мы с благоговением должны помнить имя выдающегося организатора, политика и миссионера архимандрита Пахомия – тоже грузина. Он понимал, что главнейшая цель — не только крещение инородцев и внедрение  в массы грамотности. Необходимо было выполнить стратегическую задачу – не допустить персиян и турок на Северный Кавказ.  Надо расположить осетин, объединив через православие, и не дать мусульманам возможности втянуть их в Кавказскую войну.  В отличие от Иосифа и Николая Пахомий хорошо владел, как и Зураб Магкати, несколькими языками, но упор делал на грузинский, так как уже появились книги на грузинском. Грузинские буквы (шрифт) были отлиты в Швеции по заказу российского генерала- фельдцейхмейстера Александра Арчиловича Имеретинского (1674-1711), находившегося 10 лет в шведском плену. Типографский шрифт был переслан им через сподручных купцов родственникам в Москву: сестре Дареджан Арчиловне (1670-1740) —  двоюродной сестре Вахтанга VI и Вахушти Багратионе (1696-1757) — историку и культуртрегеру (сыну Вахтанга  VI). Следует отметить, Вахушти был одним из четырех соучредителей МГУ (совместно с императрицей Елизаветой Петровной,  А.А. Шуваловым, М.В. Ломоносовым). Благодаря созданной московской грузинской типографии резко возросло просвещение  в Грузии.

Вспомним, как позже первый осетинский писатель, переводчик, православный миссионер Иван   Ялгузидзе-Габараев (1770-1830) на грузинской графике издал букварь и катехизис на осетинском языке, а через год, в 1821 г., — учебник-букварь. Взаимные интересы русских, грузин и осетин выразились  в коллаборации  против захватнической политики Турции и Персии,  способствовали  взаимной выручке этих народов в  труднейших ситуациях. Грузины надеялись с помощью русской армии отвоевать захваченные у них территории, а русские, присоединив Осетию, напрямую смогут выйти через неё в Грузию и к морям, Каспийскому и Черному, укрепив свои границы.

Честный и благородный Пахомий был верен данному им слову, он надеялся на установление мира на всем Кавказе. Но некоторые попутчики-интриганы, как Николай и Койсохро, думали только о своих сугубо личных интересах, были непрочь присоединить некоторые осетинские земли к Картли-Кахетинскому царству.

Конечно же, императрица Елизавета Петровна была заинтересована в продолжении дела, задуманного ещё отцом. Ей были известны его неудачные попытки похода на Кавказ. Следовало теперь предпринять тонкие деликатные действия. По сути, это отчасти напоминало тайную операцию, дабы усыпить бдительность турок, крымских татар и кабардинцев. За продумывание успешности акции взялся Синод – высший орган церковно-государственного управления Русской церковью, высшая административная и судебная инстанция. Его интересовал вопрос, все ли предполагаемые участники Комиссии владеют осетинским языком. К сожалению, ни один из членов Осетинской духовной комиссии не владел осетинским языком.  С одной стороны, для камуфляжа было хорошо: кабардинцы видели среди путешественников грузин, многих они знали в лицо, так как, получив мзду, пропускали их через свои владения в Россию. Но с другой стороны, тормозилось дело христианизации. Православные монахи не знали осетинского, слегка владели русским. Да и  осетины в большинстве случаев  не знали русского. К крещению нельзя было подходить формально. Нужны были свои компетентные сторонники, способные эффективно выполнить  геополитическую задачу.

Решили действовать через коменданта многонационального Кизляра, просить у него помощи.  Город был основан русским правительством в 1736 году. В документах первой половины XVIII  века его называли «низовым городом», так как он был одним из самых южных укрепленных постов России. Среди жителей было немало людей, владеющих многоязычием (полилингвальностью). Но для христианизации нужны были не случайные люди. Пахомий не унывал. С Синодом он переписывался два года. Архимандрит писал Елизавете Петровне: «Для обучения осетинских малолетних детей надлежит учредить хотя бы в малом числе школу». (Материалы по истории осетинского народа.  Т.V. Орджоникидзе, 1942, с. 31).

Члены Синода сознавали, что без контроля чиновников не обойтись, так как Осетия еще не входила в состав России. Наиболее оптимальным городом сочли для этой миссии Моздок. Из-за политической ситуации в  Куртатинском ущелье открыть школу не удалось, ведь формально Осетия не находилась на российской территории. Открылась она лишь в 1764 г. и то только для подготовки проповедников православия, в которой главным контингентом были дети почетных старшин Осетии. Но теперь обучение велось на русском языке.  27 сентября заведена в Моздоке особая школа для преподавания учения российской грамоты и закона христианского новокрещенным осетинским детям; подполковнику Гаку (комендант крепости Моздок) предписано о скорейшем заведении сей школы, сиё исполнено (Бутков П. Г.  Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г.  СПб., 1869, Ч. 1, с.273).

Не всё было сначала гладко. Тревожная обстановка,  дальние дороги не вызвали особой тяги у детей и родителей. Но глава Осетинской духовной комиссии Григорий был всё-таки доволен, Первыми учениками стали дети старшин Алагирского ущелья. Школьниками стали внуки осетинских послов в Петербург в 1750 году – Зураба Елиханова  (т. е. Магкаева – Т.Д.) и Эба Генцаурова.

 Глава Осетинской духовной комиссии Григорий в своем донесении в 1766 году на имя кизлярского коменданта писал: «Они, осетины, в нынешнее мое в Осетии пребывание отдали мне четырёх знатных фамилий старшинских детей для обучения грамоте, а именно: Дигорского, Закинского и Нарского уездов…  Да в тоже время вывезен  мною из Осетии Закинского уезда крещеный старшина Генцауров с женою и детьми в Моздок, где и поселен». (ЦГА АО Ф. Астраханская консистория. Св. 4, Д. 1092. Л. 1-15).   Хотя число обучаемых было не постоянно и колебалось от 6 до 46 человек,  учебно-материальная основа была очень скудной, преподаватели были полуграмотными,  обучение шло в основном на грузинском и русском языках, но всё-таки это был сильный толчок, указавший траекторию основополагающего  необходимого продвижения  к цивилизации.  Методом проб и ошибок пестовалась будущая интеллигенция. Они были первыми: Феофан Карабугаев, Иван Елиханов, Беро Мамиев и др.

Одни ученые усматривают только колонизационный аспект христианизации, другие же цивилизационный и подчеркивают значимость распространения грамотности. Оппоненты упрекали историка-кавказоведа, профессора Г.А. Кокиева (1896-1954) за педалирование  колониальной заинтересованности имперской России. До сих пор многие исследователи с опаской относятся к его работам,  поступая инерционно из-за того, что в 1949 году его репрессировали за  концепцию колониальности имперской политики царизма к национальным меньшинствам. В СОИГСИ им. В.И. Абаева находится архив кавказоведа. Автор этой статьи неоднократно предлагала опубликовать его труды, снабдив комментариями.  Схожей парадигмы придерживался глава марксисткой исторической школы, советский ученый, академик АН СССР и политический деятель М.Н. Покровский (1868-1932).  Его научными руководителями были знаменитые историки В.О. Ключевский и П.Г. Виноградов. Работал заместителем наркома просвещения. Его имя носил МГУ (1932-1937). Захоронен в Кремлевской стене. Его многие высказывания часто цитировали, например: «История – это политика, опрокинутая в прошлое».

Были историки, придерживающиеся противоположного нарратива, в частности, М.М. Блиев (1929-2011), подчеркивал лишь просветительский характер.  Автор данной статьи считает, что  необходимо одновременное   наличие как одного аспекта, так и другого. Метафизическому «или – или» противопоставляет диалектическое «как то, так и другое». Но в процессе исследования данной темы Т. Дадианова усматривает доминанту цивилизационного, просветительского аспекта.  Надо внимательно изучать международную обстановку и поиск адекватных мер в конкретный исторический отрезок времени, учитывая реальное соотношение сил. Если нет оных, готовиться тайно, без огласки, пестуя разведчиков и пропагандистов, коими стали грузинские священники. Императрицам осетины должны быть благодарны. А.П. Бестужев консультировал обеих цариц. Он был очень дальновидным и опытнейшим государственником. Наверное,  ей многие качества достались и от него.  Как писал В. О. Ключевский: «В её уме было более гибкости и восприимчивости…»  Многие «старики»  считали,  что отцом Екатерины II был Бестужев. Она внимала его слову и делам. Её матерью была Иоганна Елизавета Гольштейн-Готторпская, а отцом – Кристиан Август, но взойти на престол ей помогли русские люди, в том числе и Алексей Михайлович Бестужев. Благодаря им она стала монархом просвещенного абсолютизма. Вполне закономерно, что в её честь в Санкт-Петербурге и во Владикавказе имеются памятники. Она предупреждала: «Для блага Империи Российской и Греческой советую отдалить от дел и советов оных Империи Принцев Виртембергских и с ними знатся как возможно менее, равномерно отдалить от советов обоих поль немцов». (Екатерина II. Записки. СПб: Азбука-классика, 2010, с. 26)

Грузины ждали момента, когда же наконец Россия сможет присоединить Осетию, а потом и перебросить свои вооруженные силы через Крестовый и другие перевалы, взять под защиту от нападавших на них заядлых в тот период врагов: турок и персиян. Надо было построить крепость, что и было сделано в 1784 году. Основание Владикавказской крепости совпадает с эпохой сближения России с Грузией. 24 июля 1783 года был подписан в Георгиевской крепости акт о вступлении Грузии под покровительство России. Его подписали Павел Потемкин (1743-1796) и Ираклий II (1720-1798) – сын Вахтанга VI. После этого 25 апреля 1784 г. генерал-поручик П.С. Потемкин  доложил о закладке в 30 км от  Дарьяльского ущелья русской крепости Владикавказ. 6 мая того же года императрица Екатерина Вторая издала указ о её создании. Тогда во Владикавказе население составляло 2031 человек, а в 2023 году  — 292 886. Прогресс налицо.

Некоторые национальные историографы народов, которые входили в российскую империю, концентрируют свое исследовательское внимание только в одном ракурсе, видя трудные моменты только в истории своего этноса, не учитывают интересы и трудности, экономику  титульной нации. Чтобы предотвратить кавказские войны, царствующим особам приходилось порой не только жёстко, но и жестоко подавлять недовольных, боровшихся за независимость своего народа. Осетины и грузины должны видеть, как пестовалась военная интеллигенция, а она способствовала  большому цивилизованному прогрессу национальных культур. Необходимо выявлять обойму, многоаспектность сочетания не только негативных моментов, но и положительных. «Новая история империи – это именно та сложная ткань взаимодействия имперских властей и местных сообществ, которую нужно стремиться воссоздать во всей её полноте. Когда мы говорим об имперском измерении российской истории, речь идет прежде всего о многообразии населения империи, о сложных системах отношений между центром и разнообразными окраинами, имперской властью и локальными сообществами, об асимметричности административно-политических структур, о ресурсах устойчивости империи, о её способности стабилизировать гетерогенное в этноконфессиональном и социокультурном отношении общество. Разумеется, история центральных органов власти как таковых, история армии как одного из ключевых имперских институтов, внешняя политика, экономическое развитие – все эти сюжеты составляют важную часть истории империи, и многое ещё предстоит сделать для более полного их исследования». (Северный Кавказ в составе Российской империи. М.: Новое литературное обозрение, 2007, с. 5-6).

Сегодня мы должны воздать дань уважения представителям первого посольства осетин в Санкт-Петербурге, верно установившим направление, по какому типу создавать свою государственность. Уникальный пример из истории, когда три этноса: осетины, русские, грузины помогали друг другу, чтобы не потерять свою аутентичность. Первым осознал эту необходимость Зураб Магкаев (Елиханов, Азов) — личность, впитавшая в себя лучшие устремления не только своего народа.

Предложения патриотической направленности культуролога Т.В. Дадиановой:

1. Предлагается воздвигнуть монументальный памятник в честь З. Магкаева – выдающегося осетинского дипломата и политолога международного уровня в столице Северной Осетии – г. Владикавказе, на левом берегу Терека, на улице имени А. Коцоева (в качестве ориентира иметь ввиду Армянскую церковь, расположенную на противоположном правом берегу реки Терек).  В скульптуре как виде искусства, кроме объема, пропорций, метафоричности, символичности важны и другие выразительные средства, такие как смотрибельность силуэта с разных ракурсов. Следует соорудить мобильную скульптуру, где можно изобразить императриц Елизавету Петровну, Екатерину II, Зураба и Пахомия, фигуры коих постоянно будут вращаться вокруг одной оси перед зрителями. Есть и другой более экономичный вариант, где за основу можно взять  памятник, находящийся в селе Зарамаг.  В этом случае необходимо создать барельеф в основании скульптуры, где отразить  встречи императриц с послами-депутатами, представляющими  основные горские осетинские общества того времени.

2. Автор статьи рекомендует ежегодно, в день г. Владикавказа, исполнять кантату «Слава в Вышних Богу», написанную по совету Екатерины Второй композитором Д. Сарти в честь победы над Турцией, а также фрагменты из оперы «Начальное управление Олега» (автором либретто является тоже она — выдающаяся русская императрица).

3. Провести во Владикавказе в Национальной библиотеке РСО-Алании конференцию, посвященную творчеству Павла Сергеевича Потемкина. Он являлся кавказским генерал-губернатором с 1785 по 1787 год. Сражался с турками в первую турецкую войну 1768-1774 гг. За воинскую доблесть награжден орденами Св. Георгия 4-ой и 3-ей степеней; золотой шпагой с бриллиантами; получил титул графа; удостоился звания генерал-аншефа. Сражался под командованием генералиссимуса А.В. Суворова. У него кроме военного образования было светское – учился в Московском университете. Выйдя в отставку, стал известным писателем: написал  драмы в стихах, был переводчиком. У читателей пользовался повышенным вниманием его труд «Описание кавказских народов». Павел Сергеевич Потемкин – уникальная личность, в должной мере не изученная. И в других  регионах России  следует обратить внимание  на опыт этого героического патриота,  талантливого стратега, геополитика и историка. 

Список источников

1.Блиев М.М. Русско-осетинские отношения. Орджоникидзе: Ир, 1970. – 380 с.
2. Бзаров Р.С. Из истории аланской культуры. М: СЕМ, 2014. – 400 с.
3. Бзаров Р.С. История Алании. Владикавказ, 2022. – 447 с.
4. Бзаров Р.С. Об историческом и культурном значении Зарамага / 15 регион. Информационный канал РСО-Алании. 28.02.2007. 23:29.
5. Волхонский М. А. Военная политика Российской империи в Закавказье в 1783-1796 гг./ Военно-исторический журнал, 2018, №9, с. 13-21.
6. Гребенщикова Г.А. Екатерина II и Абдул-Гамид: Российские моряки в Константинополе. — https: //naukarus.com/ekaterina-ii-i-abdul-gamid-rossiyskie-moryaki-v-konstantinopole.
7. Гребенщикова  Г.А. Слава русскому оружию — на суше и на море. К 235-летию начала Русско-турецкой войны 1787-1791 гг.  / Военно-исторический журнал, 2022, №8, с.4-19.
8. Дадианова Т.В. Как русские и осетины спасали грузинских царей. / yarcenter.ru/articles/ethnicworld/ussr/kak-russkie-i-osetiny-spasali-gruzinskih-tsarey-2829/
9. Дарчиев А.В., Дарчиева С.В. Колокола из святилища Дэивгисты-дзуар в рукописных материалах Е. Г. Пчелиной // Известия СОИГСИ. 2021. Вып. 41 (80), с. 138-156.
10. Екатерина II. Записки. СПб: Азбука и классика, 2010. – 288 с.
11. Кортуа Н.М. Русско-грузинские взаимоотношения во второй половине ХVIII века. Тбилиси, 1989. — 405 с.
12. Лобанов Д. В. Грузинский некрополь Донского монастыря./ Локус: люди, общества, культуры, смыслы. // 2018, №4, с. 11-25.
13. Медоев Дм. 260 лет первому посольству Осетии в Санкт-Петербурге (1752-2012 г. г.). – Международная жизнь // interaffairs.ru/jauthor/material/766
14. Рапорт генерал-поручика П. С. Потемкина генерал-фельдмаршалу, князю Г. А. Потемкину о закладке крепости Владикавказ 25 апреля 1784 года. // История Владикавказа (1781-1990) // Сборник документов и материалов. Владикавказ, 1991, с.15.
15. Северный Кавказ в составе Российской империи. М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 461 с.
16. Харебов Б. Осетия в XVIII-XIX вв. Российско-грузино-осетинские взаимоотношения. – / Республика (газета). Цхинвал, 09.06.2018.
17. 1751 г. октября 21. – Указ Сената коллегии иностранных дел об осетинском посольстве.. № 184. // www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVII/l1620-1640/lst_oss_dok_mat/181-200/184.htm

Автор: Дадианова Тамара Владимировна – доктор философских наук, старший научный сотрудник ЯВВУ ПВО, член Союза журналистов России, Заслуженный деятель науки РЮО-Алания

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments