Великий русский народ всегда слыл великодушным и дружественным по отношению к другим этносам, народам, нациям. Примеров тому огромное множество. Отношения, например, к северным, сибирским, а равно к народам Средней Азии, Кавказа и Закавказья. Известно, что кавказцы с большим радушием принимали дружбу с русскими, и почитали за честь иметь другом русского с почетным именем «Кунак». Огромные успехи в продолжении этих славных интернациональных традиций добилась Советская власть. Уже первые же государственно-правовые мероприятия были направлены на углубление и расширение братской дружбы народов Советской России, а затем СССР. Весь мир знает, что важнейшим фактором победы в Великой Отечественной войне была интернациональная сплоченность народов великого СССР. На фронтах Отечественной войны плечом к плечу сражались русские и татары, украинцы и якуты, белорусы и узбеки, чеченцы и туркмены, казахи и киргизы и другие. Многие воины из этих народов получили звание «Герой Советского Союза».
К сожалению, с развалом СССР оказались утраченными многие принципы братского интернационализма советского народа. Не случайно же печальным следствием этого развала стала идеология узколобого местного национализма, экстремизма и терроризма. Советская власть, можно сказать, калёным железом выжигала малейшие проявления такого негативизма в нашей стране. Существовали статьи уголовного права, преследовавшие виновных за нарушение этих принципов. Сегодня даже судебные инстанции находятся в затруднительном положении относительно наказания за националистические потуги. Особенностью нарушения принципов интернационализма является то, что они нередко облачаются в различные религиозные одеяния. К сожалению, нередко, и это факт, поднимает голову и русский великодержавный шовинизм. От него не отстают и другие элементы, рядящиеся в тогу ислама, иудаизма, буддизма и прочих клерикальных форм. Теперь уже эти факты стали настолько обыденными, что мы их либо не замечаем, либо относимся к ним с полным равнодушием.
Позволительно задать вопрос, как же сложилась такая ситуация в стране, занимавшей передовые позиции и пролетарского интернационализма и убежденной толерантности?
Этим благородным принципам остались верными подлинные интернационалисты и атеисты. Но их голос оказался приглушенным хором массового сознания, качнувшегося в сторону клерикализма. Особого непочтения, к стыду, испытывают атеисты. Самоё направление атеизма, как передовой формы свободомыслия, представляется неким аморализмом и даже бесстыдством. Нынешнее падение нравов, коррупцию и захребетничество относят насчет как раз безверия, которое отождествляется с атеизмом. Сегодня вы почти не встретите атеистической книги, брошюры или статьи, зато клерикальная литература, опошляющая и «уничтожающая» атеизм заполонила книжно-печатный рынок. Поэтому, массовое сознание попросту не знает благородных принципов атеизма, ратующего за торжество научного мировоззрения и социальное равенство.
Печальным следствием межэтнических распрей стали сегодняшние события в Киргизии. После развала СССР среднеазиатские республики пустили проблему интернационального воспитания на самотек. И это не заставило себя ждать. Исторически сложившаяся неприязнь, в частности, между киргизами и узбеками вылилась во второй раз в откровенные военные события. Пострадали огромные материальные ценности, тысячи человеческих жертв, и отток из Киргизии составил более 400 тысяч человек. В этом националистическом обороте и оказалось русское население. До поры, до времени оно не испытывало националистического прессинга, пока не обострились социально-этические и межконфессиональные отношения, крайне радикальные элементы в открытую стали провозглашать русских «кафирами», всячески притесняя их и предлагая убираться «с нашей жирной киргизской земли».
Эти факты говорят за то, что клерикализм в любых его облачениях не только поднял голову, но и разлился широким течением.
В сегодняшних создавшихся условиях несколько странными выглядят призывы лидера Ингушетии Юнус-Бек Евкурова к возвращению русских в республику. Несомненно, что намерения уважаемого президента благие, но вот только насколько они сбыточны. Ведь в свое время русское население достаточно испытало откровенного притеснения и унижения со стороны мусульманских ортодоксов. Последние делали все, чтобы вышвырнуть из республики «русских кафиров». Вышвырнули. Но теперь спохватились, что русские слишком много ценного сделали для ингушского народа во всех сферах жизни – в экономике, культуре и прогрессе в целом.
Заявление президента Евкурова о том, что они в Ингушетии создадут активный центр ислама серьезно настораживает русских, в частности[1]. Они достаточно хлебнули унижений от истовых мусульман и едва ли захотят повторить свой печальный опыт. Тем более, что в соседней Чечне Рамзан Кадыров утверждает, что «человек если не верит – это опасный человек», а «враг ислама», по его словам, тождествен «врагу народа»[2].
Что бы не говорили лидеры Ингушетии и иже с ними мусульманские пропагандисты о миролюбии ислама за этими словесами нет никакой гарантии в том, что активизация ислама будет способствовать принципам интернационализма. История достаточно полна фактов того, что, если активизируется какая-то религиозная конфессия – жди беды. Таковая может вспыхивать либо как абсолютизация «своей» религии, либо принижением, а то и откровенной борьбой против «чужой» религии. Тем более можно ждать серьезного ополчения против атеизма, ненавистного для всех религий.
В меру краткости настоящей статьи мы опустили массу фактов, говорящих о том, что никогда не было и не может быть мира под оливами любых религий.
Теперь скажите, дорогой читатель, как бы Вы не относились к религии, есть ли в нашем опусе какие-либо передержки или оскорбления религиозных чувств верующих? Скажите, не кривя совестью…
К.Ю.Н., доцент кафедры ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ»,
профессор Академии военных наук,
член Президиума СОБОРА РУССКОГО НАРОДА,
Сергей Иванеев
[1] «ЗАВТРА», «Автоматы должны молчать», № 25 (866) ОТ 23 июня 2010 г.
[2] http://archive.carnegie.ru/ru/pubs/briefings/Briefing%20Malashenko%203%202007%20Rus.pdf