Новая книга Ю. Г. Петраша

Вышла в свет очередная монография известного исламоведа-исследователя из Обнинска Ю.Г. Петраша, в которой автором на большом историко-архивном и фактическом материале представляется сложный процесс образования и эволюции двух единственных составляющих компонентов структур ислама – права и духовенства, которая будет интересна всем нашим читателям, стремящимся познать причину возникновения мусульманского экстремизма, терроризма и фундаментализма.

Книга во многом необычна, т.к. круг исследований научных авторов по исламу чаще всего страдает описательностью. И тогда за обилием во многом уже известных фактов от внимания читателя ускользает главное – те идеологические основания ислама, над которыми надстраивается вся система воззрений и соответствующих им обычаев и обрядов.

Совершенно иное содержание представленной книги, т.к. исходной позицией автора является исследование поставленной проблемы вглубь ее сущности.

Автор совершенно правильно понимает, что ключом к раскрытию содержания правовой системы в исламе и характера деятельности духовенства, как транслятора этой системы в практику, является научно-философская методология. К счастью, значение этой методологии осознано только в последнее десятилетие. И автор, владея знаниями в этой области, профессионально экстраполирует их в сферу научного познания всей структуры ислама как социально-духовного феномена. От других исследований в области научного исламоведения данный труд отличает отнюдь не кабинетный и декларативный характер. Этот труд по праву можно назвать сплавом научно философской теории, истории и живой практики ислама в современных условиях. Подтверждением этого является использование автором большого историко-архивного, источниковедческого и полевого материала. Все эти большие и бесспорные данные дают автору основание для соответствующей объективной оценки роли правовой системы и духовенства в практике влияния ислама на массы его приверженцев.

Отличительной чертой данного исследования является его объективность и толерантность. Автор ведет читателя по запутанным и многотрудным путям истории ислама, когда в пору его становления и утверждения в качестве мировой системы формировались правовые основания, закреплявшие идеологические основы господствующих классов именем «воли Аллаха». Как и в других религиях здесь, в исламе, правовая система выступила своеобразной санкцией сверхъестественных сил на господство верхов и подчинение им основных масс трудящихся. Как верно показано в книге, эти идеологические основы, заложенные в Коране, затем развиты в системе четырех шариатских масхабов. Такая правовая система ислама фактически мистифицирует ее социальную сущность и придает характер «вечного и неизменного закона Аллаха». Догматика ислама (Акида) требует от мусульман безоговорочного признания истиной всего того, что внушает вероучение. Мусульманам предписывается не подвергать ни тени сомнения этих предписаний. Такая абсолютизация «законов Аллаха», предписанных Шариатом, является основанием для строгого следования сложившимся традициям на мусульманском Востоке. Поэтому, несмотря на очевидный анахронизм там крепко удерживаются традиции почитания предписаний Корана и Шариата – признание человека «рабом Аллаха», жизни как «временного удела», богобоязненности, неравенства женщины и мужчины, многоженство, строгого следования традициям и т.п.

Особого внимания автор удостаивает анализ духовенства. Нам не известно другого такого исследования, где бы с такой глубиной давался анализ духовенства как главного носителя идеологии ислама и его вероучения. К чести исследователя, им раскрыта иерархия мусульманского духовенства от его высших кругов до низового состава. Едва ли многие из Вас, читатели, знают о подлинном содержании и функциях этой иерархии. Пожалуй, впервые в научной литературе столь подробно и объективно развернута идея о том, что такой своеобразный «веер» носителей идеологии и вероучения исторически образовался как необходимость оптимального влияния на сознание и быт масс мусульманского населения. Именно столь многообразная дифференциация служителей культа явилась и остается действенным фактором, влияющим на сознание и быт последователей ислама.

Несомненным достоинством книги Петраша Ю.Г. является сближенность ее содержания с жизнью. Многое из описанного автор черпает из своей личной практики контактов с мусульманским населением регионов Средней Азии, Памира, Северного Кавказа, Закавказья и Балканов. Наглядным подтверждением этого является частичное приложение из огромного фотоархива автора. Полагаю, что такая документальная наглядность поможет читателю более вдумчиво и критично отнестись к теории и практики вероучения ислама. В целом, как представляется мне, правоведу, книга Петраша Ю.Г. вносит весомый положительный вклад в осмысление малоразработанных проблем, связанных с изучением ислама в области его правосознания и деятельности мусульманского духовенства.

К.Ю.Н., доцент кафедры ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ»,

профессор Академии военных наук,

член Президиума СОБОРА РУССКОГО НАРОДА,

Сергей Иванеев