Важная дата.
Тамара Владимировна Дадианова с 1980 года трудится в г. Ярославле на педагогическом поприще; принимала активное участие в работе Ярославского отделения «Ассамблеи народов России»; создала Центр аланской культуры, получивший позже название «Национальная культурная автономия «Алания» (сейчас функционирует как осетинская община). К сожалению, многие члены нашей организации покинули нас – ушли в мир иной, не справившись с недугами, другие постарели.
1 мая 2024 гола Тамаре Владимировне исполняется 75 лет. Возраст далеко не юный. Но она принимает активное участие в международных конференциях, где многих часто удивляет своей нестандартной позицией в понимании сущности той или иной проблемы. Т.В. Дадианова являлась инициатором многих плодотворных идей, хотя потом авторство инноваций часто доставалось другим личностям. В 1980 г., по окончании очной аспирантуры философского факультета Ленинградского государственного университета, была приглашена на работу ректором С.С. Клитиным в накануне образованное Ярославское театральное училище (вуз). Она преподавала философию, эстетику, этику, религиоведение и руководила научно-исследовательской работой студентов. Параллельно решила инициировать открытие кафедры культурологии и эстетики в пединституте им. К. Д. Ушинского, долго разъясняя прежнему руководителю ярославского департамента образования Вере Рыбаковой необходимость реализации этой идеи, так как пестование учителей без этой эстетической составляющей формирует их однобоко. Представила программу. И только через 10 лет вызрела эта идея, но авторами стали другие. Рада, что её задумку всё равно реализовали.
В конце 90-х годов предлагала присвоить звание Почетного гражданина Ярославля драматургу Виктору Розову, так как он родился в Ярославле в день празднования дня Толгской Богоматери, а в драматическом театре им. Ф.Г. Волкова были поставлены спектакли по его 10 пьесам. И Театр юного зрителя, ходатаем которого он был, открылся его пьесой «Вечно живые». Всем известен фильм «Летят журавли» — призёр Каннского фестиваля. Она предлагала администрации области присвоить ТЮЗу его имя. Почётным гражданином Ярославля стал другой человек, а Театр юного зрителя стал именоваться розовским через 20 лет.
Т. В. Дадианова высказала идею через газету ярославскому отделению Союза театральных деятелей учредить премию имени выдающейся актрисы Прасковьи Жемчуговой-Ковалевой (Шереметевой) «За лучшую женскую роль» и вручать её ежегодно в День театра достигшей успеха актрисе в создании сценического образа. Через 10 лет учредили, но идею приписали другим. Тамара Владимировна к подобным ситуациям подходит с юмором, считая, что идея должна привиться, а её авторство должно к этому времени забыться. Ушла в небытие и премия имени этой выдающейся актрисы
Она уже более 30 лет пробивает идею реализацию создания памятника аланке (осетинке) Марии-Ясыне (Шварновне) – жене Всеволода III – великого владимирского князя, маме, бабушке и прабабушке московских ярославских, переславских, ростовских, белозерских, новгородских, суздальских, владимирских князей в Ярославле на пересечении улиц Свободы и Ленина, в детском сквере «Дружба», где мамы с малышами отдыхают. Мария-Ясыня, хотя и жила в эпоху Средневековья, но она опередила свое время, её по праву можно считать женщиной эпохи Возрождения, умело воспитала детей и внуков, применяя дифференцированный подход к личности каждого. Сыновья за свои подвиги были причислены РПЦ к лику святых в статусе благоверных. (См. н-р, статью Т.В.Д. «О заслугах Марии-Ясыни и её потомков – благоверных князей в упрочении потенциала земли Русской»). Дочери стали верными и деятельными помощницами мужьям. Княгиню, в основном, многие знают только как бабушку А. Невского и прабабушку Д. Пожарского. Идею памятника поддержали маэстро В. Гергиев и руководитель Ярославской области С. Вахруков. (Губернатор покинул вскоре свой пост, и её мечта не была воплощена. Тамара Владимировна свою идею русско-кавказских связей через скульптуру дарит другим (лишь бы увековечить память этой уникальной женщины).
Юбиляром написано много научных статей, посвящённых выявлению сущности творческого сознания, выразительности искусства, диалектике национального и интернационального в культуре, выдающимся личностям далёкого прошлого и настоящего. В Интернете имеется немало научных статей Т. Дадиановой, в частности, на престижном научном портале «Богослов.ру». На её диссертации, защищённые: в ЛГУ им. А. А. Жданова в 1980 г. о диалектике отражения и преображения действительности в искусстве, а также в МГУ им. М.В. Ломоносова в 1997 г. об основных носителях выразительности художественного творчества, которым диссертант присвоил категориальный статус, активно ссылается новое поколение диссертантов.
Т.В. Дадианова после защиты докторской решила создать областную благотворительную журнал-газету поддержки интеллигенции «Ярославская культура», которая в 2000 г. стала Лауреатом Всероссийского конкурса изданий, пишущих на темы культуры, в номинации «Специальное издание». Журнал-газета издавалась на общественных началах 10 лет, активно помогал в качестве заместителя главного редактора известный поэт Е.П. Гусев. При ж.-г. «Ярославская культура» действовал творческий клуб «Интеллигент», где апробировались, обсуждались новые работы поэтов, певцов, художников, композиторов, ученых, краеведов. Шли споры о будущем России, издание и клуб помогали морально выживать творческой интеллигенции, так как известны среди деятелей культуры и высшей школы печальные случаи суицидов, запоев, депрессий. Творческие встречи полуголодных тогда людей помогали морально друг другу выживать путем общения и споров за чашкой чая. «Ярославская культура» в то лихое десятилетие была единственным изданием, где печатались регулярно стихи, ноты, исследования ярославцев. Кроме этого Т.В. Дадианова писала предисловия о сути творчества авторов к их статьям, книгам. (Сейчас это печатное издание находится в Архиве Ярославской области в г. Ярославле, на ул. Советской).
В период перестройки государственные вузы влачили жалкое существование, открылись новые негосударственные, где Тамара Владимировна была востребована, имела возможность преподавать в должности профессора: в институте офицеров запаса, институте Екатерины Великой, в Международном институте управления, Московском финансово-юридическом университете (яросл. филиал), Московском психолого-социальном университете (яросл. филиал). Ей приходилось параллельно преподавать в этих вузах, чтобы оплачивать аренду офиса, коммунальные услуги и телефон, а потом и Центра аланской культуры (потом он стал называться Ярославская городская осетинская общественная организация национально-культурная автономия «Алания»), создание которой она инициировала и в течение 15 лет руководила ею. Были задуманы и проведены: Дни культуры Осетии в Ярославле; День осетинского кино; встреча с мастерами цирка, артистами-осетинами; вечера, посвященные творчеству основоположника осетинского языка и культуры – К.Л. Хетагурова. В конкурсах «Мисс национальная красавица» ярославского отделения «Ассамблеи народов России» принимали участие и члены нашей организации. Были отмечены дипломами и ценными подарками наши девушки-осетинки: К. Дзабиева, А. Редькина, Л. Сидакова. Члены нашей национальной культурной автономии принимали и принимают, по мере возможности, участие во всех мероприятиях ярославской Ассамблеи народов. Она осуществляла сбор помощи пострадавшим от природной катастрофы в Кармадоне Северной Осетии; организовала пункт приёмки и отправки продуктов питания, одежды, стройматериалов в офисе Центра аланской культуры для жителей Южной Осетии, пострадавших от военных действий грузинской армии в 2008 году.
В библиотеках Ярославля Т. В. Дадианова неоднократно выступала с лекциями: «М. Лермонтов. Кавказский аспект», «Мифологизация и стихотворчество Ю. Андропова», «А. С. Пушкин в Осетии», «Наследие философа В.С. Соловьёва в Ярославле», «Путешествие А.П. Чехова по Военно-Грузинской дороге», «Об оболганном Лаврентии Берия – Почётном Гражданине СССР» и др. На её сбережения были приобретены национальные женские осетинские костюмы, заказана парсуна-портрет княгини Марии-Ясыни у художницы А. Харламовой-Сибриной, книги по истории и культуры Кавказа и Осетии. В частности, по просьбе Тамары Владимировны написана поэтом Н. Супруном поэма «Мария-Ясыня», а поэтом Е. Гусевым создана песня «Княгиня Мария» (музыка композитора И. Куницыной). Культуролог Т. Дадианова обратилась в патриархию с инициативой, учитывая огромный вклад в созидание владимирского княжества (прообраз русского централизованного государства) княгини Марии-Ясыни, увековечить её в общепочитаемом статусе – в лике святости. Почти 10 лет назад, 10 ноября 2014 года, в храме Христа-Спасителя в рамках XVIII Всемирного Русского народного Собора в зале церковных соборов эта идея была поддержана патриархатом. А в Осетии она с 2023 года почитается святой как местночтимая.
Ею написано много статей по философии искусства, культурологии, этике. Широк спектр знаний и творческого дарования Тамары Владимировны. В начале своей деятельности она не только преподавала в Ярославском государственном театральном институте теоретические дисциплины, но и ставила экспериментальные спектакли в студенческом театре Ярославского Политехнического института и в Народном театре ВОГ. (По первому образованию, она – режиссер, выпускница режиссерского отделения факультета КПР Московского государственного института культуры). Эта деятельность помогла ей потом написать инновационную докторскую диссертацию, посвященную выявлению необходимых и достаточных элементов художественного творчества, и трактовать их как категории. Она обучалась очно в аспирантуре и докторантуре лучших вузов страны: ЛГУ (ныне СПбГУ) и МГУ, чем гордится. Там успешно защитила научные работы. Она знакома с выдающимися учеными и деятелями науки и культуры – для неё это важная духовная ценность и радость.
Сейчас, будучи немолодой женщиной, она уже не может содержать за свой счет офис НКА «Алания» на улице Красный съезд и вести столь же активную культурно-просветительскую деятельность, как прежде, работая ночами, занимаясь кроме всего прочего краеведением не только Осетии и Кавказа. Она доказывает, что чистых явлений к культуре не бывает, а только проявление диалектики национального и интернационального. Часто оригинальное своеобразие феномена одной национальной культуры достигает апогея, шедевра в культуре другого этноса, например, скань, финифть, позаимствованные в странах Востока, обрели новое качество в Ростове Великом и т. п. Т. Дадианова, ссылаясь на источники, показала, что икона-святыня Толгская Богоматерь вывезена из Алании 1278 г. ярославским князем Фёдором Чермным (Черным), детьми А. Невского и белозерскими князьями. Владимирская княгиня Мария-Ясыня – аланка; у истоков первой на Руси меновой ярмарки были пленные аланы (см. её статью «Осетины на Мологе»). Прах грузинской царицы Тамары находится не в Грузии, как считают тамошние ученые, а в Святой земле, в Израиле. Юрий Андропов – бывший руководитель КГБ и краткосрочный глава СССР – Григорий Либерман, родился не в Ставропольском крае, а в Москве, учился в Моздоке, потом носил фамилию отчима Федоров, с нею он приехал учиться в Рыбинск с именем Григорий в училище водного транспорта, потом стал Юрием Андроповым. Возглавляя КГБ, имел кабинет на Лубянке, где раньше были ювелирная и часовая мастерские его деда Фликкенштейна. И таких исторических парадоксов она выявила немало. Её часто приглашают на съезды и конференция в Москву, СПБ, Можайск, во Владикавказ и Цхинвал, и она активно откликается на это, выступая с докладами, а порой и с критикой негативных явлений, которые усматривают там. Часто и подбадривает, видя ростки нового прогрессивного. За заслуги в области кавказоведения и осетиноведения она удостоена почетного звания Заслуженный деятель науки РЮО-Алании. Её конёк – генеалогия. В генах Тамары Владимировны бурлит кавказская кровь и казачья. Родилась она в Ростове-на-Дону. Отрочество и ранняя юность связаны с г. Орджоникидзе (сейчас называется, как и в старину, Владикавказ). Окончила Северо-Осетинское педагогическое училище. 4 года, проведённые там, вспоминает с благоговением. Педагоги преподавали высокопрофессионально, многие обучались в Москве и Ленинграде. Многое приняла у них, самое главное – искать истину, найти и не сдаваться. Она всегда повторяет студентам и аспирантам, что культура начинается с памяти. Что бы Т. Дадианова ни делала, всё подвергает сначала сомнению, опираясь на декартов принцип познания. Очень ценит труд Г.В.Ф. Гегеля «Наука логики» и всегда следует его основному тезису: «Знакомое, потому что знакомо, остаётся непознанным». Для того, чтобы понять суть явления, надо использовать принцип отчуждения, надо посмотреть чистым, наивным, подобно ребёнку, взглядом, как на странное, чужое, и тем самым убрать все стереотипы, напластования. Этому она учит не только деятелей искусства, чтобы их творчество было откровенным, органичным, лишённым наигрыша и вторичности, а аспирантов в поиске истины полагаться на интуицию и многоаспектный подход, и не переписывать банальные и стереотипные суждения.
Кроме искусствознания и философии, любит историю. Преподаватели после окончания училища прочили ей идти поступать на исторический факультет или на спортивный. Но она выбрала искусство. Тамара Владимировна отважна в науке и честна в общении, старается никогда не лгать, а если уверена в объективности своей позиции, не подстраивается под общее мнение. Всегда скрупулёзно, со всех сторон исследует предмет, явление. К студентам и аспирантам (адъюнктам) относится с любовью и с требовательностью, как к своим детям и внукам. Сын Руслан – менеджер, дочь Анастасия – актриса и режиссер, певица. На двоих у них — пятеро детей, а значит, у неё вместе столько же внуков и внучек. Эти научные и жизненные постулаты внедрила в воспитание своих детей, а теперь наблюдает, как они внедряют их в повседневной жизни.
Она работает сейчас над книгой «Лики и личности», преподаёт в ЯВВУ ПВО историю и философию науки, является старшим научным сотрудником НИО этого вуза; публикуется в научных журналах, предлагая читателям неожиданные подходы в трактовке личностей, а, следовательно, преподносит читателям новые версии мотивации поведения Лжедмитрия, Марины Мнишек, Лермонтова, конструктора авиалайнеров и луноходов Г. Токати, П. Багратиона, Петра I, св. Григория – просветителя и др. Инициирует издание двухтомника трудов историка Г.А. Кокиева. Настояла на публикации труда Н. Марра – востоковеда, кавказоведа, филолога, историка, этнографа и археолога, создателя нового учения о языке («яфетическая теория»). До сего времени ученые остерегаются заниматься изучением его работ, вспоминая резкую критику И.В. Сталиным языковедческой концепции Николая Яковлевича. Она написала предисловие к исследованию Н.Я. Марра «Крещение армян, грузин, абхазов и алан святым Григорием». (Книга вышла во Владикавказе в 2022 году).
Будучи членом Союза журналистов России, Т.В. Дадианова начала спасать в СПб–ом отделении Архива РАН от порчи из-за недолжного хранения научное наследие сотрудника Эрмитажа, ученого, археолога-этнографа, кавказоведа Е. Пчелиной, привлекая общественное мнение в печати. Подключила к реализации к акции спасения пчелинского архива ученых, краеведов и чиновников, религиозных деятелей. Проблема дошла до патриарха Кирилла. Он обратился к Президенту. Владимир Владимирович дал указание заместителю Председателя правительства России О.Ю. Голодец. Теперь не только наследие Е.Г. Пчелиной спасено, обработано противогрибковыми средствами, но и атрибутировано (расписано) и доступно широким кругам исследователей. Несколько десятилетий оно находилось в Колымягах (Парголово) в непотребном состоянии. Она с большим уважением вспоминает бывшего владыку Владикавказской и Аланской епархии Леонида (Горбачева). Узнав о его новом назначении после протоиерея Зосимы и прибытии в Аланию из Аргентины, полетела срочно на встречу с ним для объединения усилий не только спасения работ Е. Пчелиной. (На этой беседе присутствовала её помощница М. М. Руденко-Икоева). Это было архиактуально, так как Осетия готовилась к празднованию 1100-летия Крещения Алании. В первую очередь, надо было заняться реставрационными работами по реконструкции древней Нузальской часовни, а инженеров и художников-реставраторов не допускали к исследованиям Е. Пчелиной, которая после ВОВ проводила раскопки в этом средневековом поселении, и, в частности, занималась изучением шедевра – Нузальской церкви. Благодаря настойчивости владыки Леонида и его вниманию к злободневным проблемам, изложенным Дадиановой, вектор направления действий был усвоен и вовремя преподнесен важным лицам. Сменивший его протоиерей Герасим действует очень осмотрительно, опасается востребовать из Третьяковской галереи икону Богоматерь с Предвечным младенцем, именуемой сейчас Толгской Богоматерью (Тронной), решил попросить японку З. Ватанабе сделать список с этого шедевра. Он получился приблизительным, в уменьшенном размере и в другой живописной тональности, да ещё и на белом фоне. Но хоть таким образом идея возвращения памяти к иконе из Осетии тыла осуществлена. Но Тамара Владимировна верит, что икона вернется на родину в РСО-Аланию, откуда была вывезена в 1278 году. Т. Дадианова создает вектор движения. Сначала у некоторых её наработки вызывают непонимание, даже неприятие, а потом нередко отвергатели её идей выдают их за свои или умалчивают. Но приятно отмечать, что нестандартность концепций Тамары Владимировны потом подтверждается объективностью и начитает разделяться учеными.
К сожалению, её муж Николай Редькин – Заслуженный работник культуры РФ, профессор театрального института, бывший его проректор, создатель кафедры пластической экспрессии, известный шоумен, режиссер основных городских праздников, директор филармонии умер в 2006 году. В городе Ярославле их считали образцовой парой. Со студенческой скамьи они были всегда вместе. Учились оба в Москве, на одном курсе у Ю.Н. Мальковского — Заслуженного артиста РСФСР, ученика реформатора театрального искусства К.С. Станиславского. Прожили в браке 33 года. Помогали друг другу создавать творческие работы, растить детей и пестовать студентов, занимались эстетическим и этическим воспитанием ярославцев.
Подводя итог всему выше изложенному, прошу учесть эту важную в жизни Тамары Владимировны Дадиановой дату, её юбилей – 75-летие со дня рождения. Она всецело посвятила себя науке и педагогике.
Анастасия Редькина, специалист Учебно-методического и информационного центра работников культуры и искусства Ярославской области при Министерстве культуры ЯО, актриса и режиссер, член осетинской общины при «Ассамблее народов России»