Великая просветительница Земли Русской Мария-Ясыня

  • Post category:Статьи

О заслугах святой Великой княгини Марии-Ясыни и её потомков – благоверных князей в упрочении потенциала земли Русской.

Нет ничего более человечного в человеке,

чем потребность связывать

 прошлое с настоящим.

                                                                                                          Ф. И. Тютчев

Общеизвестно, что человек отличается от животного наличием культуры. Она начинается с памяти, с уважительного отношения к своим корням – предкам, или как отмечал А. С. Пушкин, с «любви к родному пепелищу, к отеческим гробам». Я всегда придерживалась суждения, что основа государства – большая добротная семья. От генетики и умелого воспитания подрастающего поколения зависит мощь державы. Многое обусловливается мудрым поведением матери.  Матерью мы называем Россию, равно как наши предки – Русь. Полученные от родительницы в детском и отроческом возрасте этико-эстетические скрепы переносятся на всю последующую жизнь личности и на функционирование государства. Этой позиции придерживалась владимирская княгиня Мария-Ясыня (1158-1206) – жена Великого князя Всеволода III (1154-1212), родившая и воспитавшая 12 детей. Из-за многодетности его прозвали «Большим гнездом». Их дети, внуки и правнуки стали ярославскими, ростовскими, переславскими, угличскими… князьями и исправно руководили своими вотчинами. А внуки и правнук стали князьями московскими. Многие из них за ратные подвиги и создание  русской государственности были причислены русской православной церковью к лику святых.

В нашем, Ярославском высшем военном училище ПВО, кроме юношей обучаются и девушки. Ярким благотворным примером для них может служить личность великой владимирской княгини Марии-Ясыни или, Марии Шварновны, как её величают владимирчане.

Современная парсуна-икона с изображением Марии-Ясыни. Художник А. Г. Харламова-Сибрина. (Собственность Ярославской национально-культурной автономии «Алания»)

Владимиро-Суздальская Русь – колыбель Русской державы. На ранних порах Москва и Ярославль, будучи маленькими городами, входили в её территорию.  Мария-Ясыня за свои благодеяния прославлена в сонме владимирских святых. Её свёкор Юрий Долгорукий (1090-1157) предвидел в ней пассионарный, культурогенный потенциал: креативность, красоту, настойчивость, трудолюбие, терпеливость, выносливость, самообладание.  Он задумывался и о внешней привлекательности своих потомков, какой статью станут обладать, будут ли пригожи лицом и, конечно же, делами. В этом отношении стоит с благоговением и благодарностью вспомнить имя Юрия Долгорукого.

Юрий Долгорукий (1095-1157)

Он был властолюбив, мудр и дальновиден. Юрия Владимировича побаивались современники, но уважали за воинскую отвагу, доблесть, личное мужество. Гены Долгорукого уникальны: 6-ой сын (из 11) Владимира Всеволодовича Мономаха (1053-1125) – одного из наиболее выдающихся государственных деятелей и полководцев Древней Руси. Внук Гиты (дочери короля саксов Англии Гарольда), правнук Ярослава Мудрого (978-1054). У его прадеда, упомянутого Ярослава Владимировича, дед был византийским императором Константином Мономахом. «Долгорукостью» обладал Ярослав, неспроста нарекли его Мудрым. Политические контакты налаживал и за счёт родственных связей: дочь Елизавету выдал за норвежского принца Гаральда Смелого, Анну – за короля Франции Генриха I, Анастасию – за Андрея I Венгерского. Сыновья Всеволод и Святослав взяли в жёны иностранных принцесс. Сестра Ярослава Мария стала женой Казимира Польского. Иностранные летописцы отмечали родственные связи с английскими королями. Потомки Ярослава Мудрого правили в 11 странах: Австрии, Германии, Греции, Венгрии, Норвегии, Великобритании, Византии, Дании, Польше, Франции, Чехии. Интернационализм, как видим, проклюнулся в Средневековье. Он оставил завещание, в коем предостерегал сыновей от раздора и междоусобиц и убеждал с любовью относиться друг к другу. Идею миролюбия потом проповедовала жена внука Ярослава Мудрого Мария–Ясыня.

По моему разумению, Ю. Долгорукий, осознав опыт своих пращуров, был зачинателем евразийства – ориентировкой в политике не на католический Запад, душивший широту русской натуры жёстким диктаторским прагматизмом, а на Восток. Не случайно, что его первой женой и матерью сына Андрея Боголюбского была дочь половецкого хана Аэпы. Сноха Мария – дочь его друга – аланского князя Шварна (Сварна, Фарна). Он настойчиво советовал своим сынам и родственникам не только дружить с аланами, но и родниться с ними, так как те были доблестными и искусными воинами. Вполне закономерно, что их приглашали на ратную службу европейские правители, о чём свидетельствуют в Европе почти 300 топонимов со словом «алан». Потом и сами татаро-монгольские ханы приглашали их в свои военные формирования.

Во времена Ю. Долгорукого (отца А. Боголюбского и Всеволода III) в Алании была мощная митрополия. Аланки были женами византийских императоров. Христианские ценности прочно вошли в их сознание и быт. Многие ремёсла и знания пришли от греков. Сохранились уникальные аланские храмы на территории нынешних Краснодарского и Ставропольского краёв. Эти чудесные произведения зодчества: Сентинский, Шоанинский храмы радуют взоры путешественников и прихожан. Они находятся под чутким патронатом международной организации ЮНЕСКО. Ю. Долгорукий прекрасно понимал, что православная вера упрочивает державу. Поэтому он подружился с аланом (ясом) Сварном (Шварном) и пожелал, чтобы ясова грудная дочь Мария, повзрослев, вышла замуж за его сына Всеволода III, рождённого от гречанки-византийки.

В Грузии: в местных хрониках отмечена встреча в 1169-1170 годах грузинского царя Георгия III из династии Багратионов с племянником из Константинополя и о его свадьбе с осетинской княжной. Этим племянником вполне мог быть Всеволод: и Георгий, царь грузинский, отец прославленной царицы Тамары, и мать Всеволода были внуками Давида IV Строителя.

Вполне допустимо, что на пути из Царьграда в Русь Елена-Ольга с сыном заехали навестить родню в Мцхету. Здесь и приглянулась полугреку и полурусичу 16-летнему витязю Всеволоду юная прелестница Мария-Ясыня, родственница красавицы Бурдухан – супруги царя Георгия, дочери осетинского царя Худана и самой Тамары, с которой они были ровесницами и троюродными сёстрами.

Да и другие дочери его друга – мариины сёстры потом вышли замуж за русских князей. Так, например, одна из них стала женой Мстислава – сына Великого князя Святослава Всеволодовича. Сёстры жили дружно и помогали друг дружке растить здоровых, образованных, хорошо воспитанных детей и внуков и подсобляли своим мужьям и их потомству в упрочении державы.

Самое главное, Мария-Ясыня (1158-1206) оправдала возлагаемые надежды своего свёкра. По ходу повествования замечу, ясами русичи величали алан. Соседи-грузины нарекли их осами (овсами). От них это именование перешло к русичам и модифицировалось в ясы. Некоторые исследователи пишут ахинею, называют аланку-ясыню то молдаванкой, то чешкой. Я считаю, что по уровню менталитета, широте кругозора она гораздо обогнала время. Её с полным основанием можно признать личностью уровня лучших представителей эпохи Возрождения, хотя жила в период Средневековья.

Мария-Ясыня (Шварновна) и её горячо любимый муж Всеволод III
Всеволод Юрьевич (Большое гнездо), в крещении Дмитрий

Она помогала строить уникальный Дмитровский собор (1194-1197) во Владимире. Мариин муж Всеволод III (1154-1212), в крещении его нарекли в честь святого Дмитрия Солунского.  Потому-то храм стал великокняжеским.  (Его украшает резьба, исполненная в «зверином» скифском стиле. Скифы – предки алан. Об этой специфике художественной выразительности писали выдающиеся путешественники и художники Рерихи.)

Шедевр XII века (1194-1197) – Дмитровский собор во Владимире со скифской резьбой, который строила осетинка Мария Шварновна (Ясыня)

Много сил Мария Шварновна отдала и строительству Успенских собора и монастыря, где в последнем она и покоится со своими сестрами, а также с женами её внука А. Невского: Александрой и Вассой (Василисой) и его дочерью Евдокией.

Мария-Ясыня на протяжении своего супружества, не щадя здоровья, неистово помогала мужу Всеволоду III выполнить задуманное. И он успешно справился с поставленной целью. Она не только хлопотала по дому и успешно воспитывала 12 детей. (К сожалению, двое мальчиков умерли в младенчестве). Но она всё же находила возможность подсоблять мужу, чтобы Владимирское княжество достигло расцвета, и возвысился его статус.

Княгинин Успенский монастырь во Владимире, построенный Марией-Ясыней

Мария способствовала развитию ремёсел, книгочейства, написанию икон, строительству городов. Во время военных походов мужа и его соратников она ладно управляла Владимиро-Суздальской державой и успевала толково взращивать умных, умелых, героически отважных детей и внуков, неистово любящих родную землю. (Я четверть века посвятила возданию дани уважения этой великой женщине. Стремилась увеличить число её почитателей, в первую очередь, историков и культурологов, дабы они обратили на неё свой пристальный научный взгляд. Нашла во Владимире её захоронение в Княгинином Успенском монастыре. Неоднократно агитировала сотрудников Владимирского музея-заповедника заниматься исследованием роли Марии Шварновны в возвышении Владимиро-Суздальской Руси. Мною написаны статьи, посвящённые ей, а также неоднократные выступала с докладами по радио, на различных конференциях, съездах. Способствовала созданию фильма, иконы-парсуны, песен, стихотворений в её честь). Обращалась к А. Медведеву (тогда Президенту России), к его жене Светлане – руководительнице различных фондов, чтобы поставить памятник в её честь в Ярославле в пересечении улицы Свободы и проспекта Ленина. Но к нам в город привезли памятник Петру и Февронии, растиражированный по всей стране. Писала письма и Патриарху… Слава богу, лёд тронулся. О ней во всеуслышание заговорили. Вспомнили, что она осетинская княжна, прародительница великих русских полководцев, отличалась праведностью и щедростью. Летописцы называли её «собирательницей Святой Руси». За свои благодеяния была причислена к лику местное чтимых владимирских святых. Настала пора о всеобщем её почитании. Но почему же о ней редко вспоминали?

Восстановить историческую, да что там – человеческую справедливость взялись на самом высоком уровне. 10 ноября 2014 года в рамках Всемирного Русского Народного Собора в столичном храме Христа Спасителя состоялась конференция, посвящённая этой удивительной женщине. Политики, священнослужители, историки, общественные деятели говорили о личности Марии-Ясыни и её большом вкладе в нашу историю. Я не верила своим ушам и глазам. Многие мои прежние ярые оппоненты вспомнили мои наработки, что её корни из Западной Алании (Осетии) в XII в., что юная княжна стала женой великого князя Всеволода III, которого за его многодетность прозвали Большим Гнездом. При его правлении Владимиро-Суздальская Русь достигла небывалого расцвета. Ясыня не только подарила княжескому роду 12 детей, но и многое сделала для упрочения христианства: помогала возводить храмы и монастыри, милосердствовала, покровительствовала больным и нищим. Она стала для своего мужа не только любящей женой, но и верной, мудрой соратницей в делах государственных…

Вот цитаты из речей выступивших тогда в зале соборных присутствий храма Христа-Спасителя. 

«Судьба и деяния аланской княжны навсегда исторически соединили Аланию и Русь, став символом нашего духовного единства на многие века вперёд», – так отозвался о ней Таймураз Мамсуров, прежний глава Республики Северная Осетия – Алания.

Вообще в древнерусских летописях очень мало сведений о женщинах, буквально крупицы, но Мария-Ясыня в этом смысле редкое исключение.

«Остались повествования о её жизни, где рассказано, как она строила монастырь, о её взаимоотношениях с детьми и полностью приведён текст её духовного завещания. Это говорит о том, что современники очень уважали эту женщину и хотели, чтобы память о ней осталась на века», – рассказывала Людмила Морозова, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН.

Но на самом деле в биографии великой княгини остались и спорные моменты. Например, некоторые исследователи утверждают, что была она не осетинкой, а чешкой.

«В польских, немецких, чешских хрониках нет ни слова о свадьбе этой княжны с Всеволодом, как и нигде не упоминается человек с именем Шварн (отчество Марии – Шварновна), когда как в русских летописях среди приближённой к княжескому роду знати встречается несколько Шварнов, и один по датам упоминания, скорее всего, и был отцом княжны», – считает Аслан Дигоев. (Кстати отметить, он по моей просьбе стал исследовать биографию Марии-Ясыни). Зато в её умении воспитывать детей никто не сомневался. Вот что находим об этом у историка Николая Карамзина: «Готовясь умереть, призвала сыновей и заклинала их жить в любви, напомнив им мудрые слова Великого Ярослава, что междоусобие губит Князей и отечество, возвеличенное трудами предков; советовала детям быть набожными, трезвыми, вообще приветливыми и в особенности уважать старцев».

В Евангелии сказано: «По плодам их узнаете их». И лучше всего о Марии- Ясыне скажут славные деяния её потомков. Сын её, Георгий Всеволодович, стал князем владимирским и в нашествие Батыя принял в неравной битве с татарами мученическую смерть. Причислен к лику святых. Другой сын, великий князь Святослав III, тоже канонизирован. Знаменитый полководец Александр Невский был внуком Ясыни, а Даниил Московский (первый московский удельный князь) – правнуком. Среди её потомков и Дмитрий Донской – герой Куликовской битвы. (Об этом более подробно пойдёт речь чуть позже). Благодаря Марии-Ясыне был основан Успенский Княгинин монастырь во Владимире – ныне действующий. Своё название «Княгинин» он получил в её честь и изначально задумывался как родовая усыпальница женщин Владимирского княжеского дома.

«Мария всегда питала особое расположение к монашеству. И, возможно, это было её тайное желание, но только супружеский и материнский долг не позволяли принять постриг ранее. Но после рождения последнего сына, Ивана, она заболела и, не желая быть обузой для семьи, приняла решение уйти в монастырь. По её просьбе князь Всеволод Большое Гнездо и заложил центр ансамбля будущего монастыря – каменный Успенский собор (к сожалению, несохранившийся). Сейчас на его месте стоит храм, построенный в первые годы XVI в., но по образу и подобию своего предшественника», – рассказывала Светлана Мельникова, в то время директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника. (Отрадно мне было слушать её выступление, хотя 18 мая 2005 г. на открытии Дмитровского собора после его 30-летнего ремонта и 5 июля 2011 г. на международной конференции, посвященной 900-летию Андрея Боголюбского, деверю Марии-Ясыни, она не соглашалась со мной и говорила другое).

Ясыня покровительствовала книгам, наукам и искусствам, не жалела средств на богатое убранство церквей. За это поздние агиографы (изучавшие жизнь святых) сравнивали её со знаменитой княгиней Ольгой.

«Мария – потрясающий пример того, как представительница сильного, гордого народа повлияла на судьбу России. Много раз делались попытки разделить страну. А наше богатство – в величайшем разнообразии наших народов. И мы можем, несмотря на различия, быть вместе, и наше многообразие становится не точкой уязвимости, а богатством в этих условиях», – подчеркивал куратор конференции – протоиерей Всеволод Чаплин, в бытность председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московской патриархии. В тот же ноябрьский день 2014 года на радио «Комсомольская правда» он провёл и передачу, посвящённую ей. (К сожалению, в январе 2020 г. он скончался).

Спасибо всем ораторам, вспомнивших заслуги нашей княгини на конференции в рамках Всемирного Русского Народного Собора, в том числе и губернатору Владимирской области, и директору музея-заповедника города Владимира, особенно популярному владикавказскому историку Р. С. Бзарову, резко поменявшему свою позицию (хотя раньше, в 2009 г., на съезде осетинского народа он рьяно вступил в дебаты, опровергал мои доводы, и даже отключил микрофон).

Следует отметить старания З.К. Кусаевой, подхватившей эстафету славопочитания владимирской княгини, – филолога-краеведа из СОИГСИ, взявшей на себя львиную долю в технической организации мероприятия.  Она активно старается и сейчас, организовав фонд в честь полюбившейся ей Марии-Ясыни. (По её инициативе художница И. Кокаева создала предполагаемый «портрет» жены Всеволода III – к сожалению, один к одному портрет радетельницы Залины Константиновны).   Ясыня – местночтимая святая, то есть её поминают в Осетии и на Владимирской земле. Но участники конференции приняли решение обратиться к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с предложением рассмотреть вопрос о том, чтобы для Марии-Ясыни было установлено общецерковное прославление. Для этого есть все основания.

Приведу доводы.

Она учила их выдержке и умению находить точки соприкосновения с противниками, то есть дипломатии. Особенно хорошо усвоили материнские наставления сын Ярослав Всеволодович (1191-1246) и внук Александр Ярославич (Невский). Последний даже стал побратимом Сартака – сына Батыя. (Побратимство – старинный излюбленный приём дружелюбия у кавказских народов). Примечателен в этом плане факт женитьбы на дочери Сартака Глеба Васильковича – белозерского князя, являющегося старшим сыном внука Марии – легендарного князя Василька.  Василько Константинович (1209-1238) героически погиб в схватке с татаро-монгольским отрядом Бурундая в Шеринском лесу Ярославии и в 25 верстах от Кашина Тверского княжества. Взятого в плен красавца и смельчака-князя долго уговаривали пришельцы сдаться, перейти на их сторону, сулили богатое вознаграждение и возвышение по службе в их стане. Но Василько предпочёл смерть позорному предательству. Этот факт его героической биографии выразительно запечатлела ярославская поэтесса И. Е. Баринова (1952-2008), написав по просьбе руководителя ярославского Центра аланской культуры «Алания» в его честь стихотворение. Имеется и экспрессивная работа в технике ростовской финифти замечательного художника-эмальера Н. А. Куландина – мастера исторической и портретной миниатюры.

«В нём обитало мужество и ум, истина и правда были его спутниками.  Посему хвалим был князь Василько от всех людей. А за свою веру сподобился получить венец нетления от Христа-Бога», – говорится в «Житии русских святых». Святые мощи святого Василька почивали в ростовском Успенском соборе под спудом. Его сын Борис, князь ростовский, был прозван народом «печальником», что означает заступником, вынуждено пребывая в Орде по требованию ханов. Другой сын – Глеб Василькович дважды был в ставке хана Менгу-Темира, участвовал вместе с детьми А. Невского – своими двоюродными братьями – в захвате непокорной Алании. Безнравственность этой экспедиции заключается в том, что Менгу заставил правнуков Марии-Ясыни придти на её родину и громить несдававшихся ему алан. Алания была лакомым куском для татаро-монголов и их вассалов.

Константиново племя

Особо в том походе отличился ярославский князь Федор Чермный (1240-1299) (медновласый), прозванный за жестокость и мародёрство Чёрным. Будучи изначально бедным, обделённым своими братьями после смерти отца Ростислава Мстиславовича, князь можайский пошёл в примаки, княжить в Ярославль, женившись на Марии (Анастасии) – дочери ярославского князя Василия Всеволодовича, приходившегося правнуком Марии-Ясыни по линии её первенца – сына Константина. Фёдор был вызван ханом Менгу-Темиром в ставку, находившуюся на Северном Кавказе, вместе с родственниками жены в захватническую военную экспедицию на подавление непокорных алан (ясов). От совместных действий аланские храмы были разорены, вывезены уникальные евангелия и иконы, драгоценности.  В том числе находилась икона «Богоматерь с Предвечным младенцем», получившая потом название Толгской. В той эпопее на славный аланский (яский) город Дедяков принимал участие и походный духовник Фёдора – Прохор, в будущем митрополит Ростовский и Ярославский (в схиме, Трифон). (Об этом есть немало работ, том числе и Интернете). Фёдор, удачливо женившись в ставке вторым браком на ханской дочке Юлдуз, окрещённой потом в Сарайской епархии под именем Анна, родил от неё двух чад Константина (Умельца) и Давида и вернулся с награбленным добром в Ярославль.   Теперь 33 города посылали ему дань, по сути, уподобившемуся хану. Ярославские Чингизиды, обладая теперь такими богатствами, заботились о процветании города и княжества. За радения причислены к лику святых как местночтимые. (Их мощи перенесены во вновь построенный ярославский кафедральный Успенский собор). Следует подчеркнуть, Фёдор перед смертью в 1299 году всё же покаялся прилюдно на площади за свои грехи: жестокость, мародёрство и двоежёнство.

Глеб Василькович тогда же привёл, как написано в летописи, аланский (яский) «полон мног». Пленники имели обширные торговые связи, прогрессивные технологии, образовавшиеся у них в результате экономических и политических связей в кавказской зоне Великого торгового Шёлкового пути. Они стояли у истоков первой на Руси ярмарки на реке Мологе. Об этом писали исследователи: Т. Каменевич-Рвовский, А. Экземплярский, А. Титов, С. Марков. Имеется и редкая работа Т. Дадиановой «Осетины на Мологе». Глеб Василькович ликвидировал первый мощный демографический кризис: заселил кавказцами земли, опустевшие в результате Ситского побоища, владевшими технологиями создания прогрессивного тогда кузбурунского безотвального лемеха, искусством гидросооружений и налаживанием торговых связей.

Обратившись к тому времени, надо обязательно и упомянуть детей Всеволода – сына Константина Всеволодовича: Василия и Константина Всеволодовичей. Василий из-за внезапной смерти после встречи с А. Невским во Владимире в 1249 году не вернулся в Ярославль, Константин принял управление княжеством. Правнуки Марии-Ясыни, рано лишившиеся отца, были не по годам опытны, так как надо было быстро и умело преодолевать невзгоды. У Василия и его жены Ксении родились дочь Мария, в мужья которой пригласили бедного, но   из знатного рода, князя можайского Фёдора Ростиславича, о котором я повествовала выше. Но это было потом. У Марии Васильевны был и брат Василий, но рано умерший, поэтому её мать Ксения сосватала за Фёдора Ростиславича, так как женщинам было очень трудно управлять уделом, противостоя агрессорам. 

 А до этого, в 1257 году, Константин Всеволодович – брат Василия, внук и тёска Константина Всеволодовича (1186-1218), погиб в битве с татаро-монголами на правом берегу реки Которосли, отдав свою жизнь за православную веру, самостийность и независимость.

Сражение ярославичей с монголами на правом берегу Которосли в 1257 г.

Сражение было кровопролитным. С обеих сторон полегло много бойцов. Когда погребли убитых, образовался огромный холм, называемый в народе Туговой горой. Ярославль лишился мужей и отцов, слышался горький плач и печальный стон вдов и детей. Оставшиеся в живых воины и горожане тужили по убиенным. (Эта героическая гора (холм) находится недалеко от Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны, в противоположной стороне от прилегающего к вузу Московского проспекта). В 1501 году случился пожар в Ярославском Кремле, и были обнаружены нетленными мощи братьев, от которых по легенде, стали происходить чудеса при прикасании к ним молящихся. С той поры благоверных князей поминают в сонме Ростово-Ярославских святых.

Анализируя героику потомства Марии-Ясыни, мы сначала проследили генеалогическую ветвь, касающуюся Константина, так как он был самым старшим из сыновей. В то хищническое, разбойное время было очень трудно следовать христианским скрепам-заповедям, а часто и невозможно. Но Мария Шварновна строго придерживалась их. Каждого своего ребёнка с пелёнок готовила к служению интересам народа.  С детства выявляла у них задатки и формировала умения и навыки. Как сейчас бы выразились психологи, к каждому ребёнку она умело применяла индивидуальный и дифференцированный подходы.  Так её старший сын-любимец Константин (1186-1218), о потомстве которого я повествовала выше, строил по материнскому напутствию в Ростове и Ярославле храмы, выписывал из-за границы дорогие и необходимые книги и знатных мастеров.

В сравнении с другими братьями был слаб здоровьем. Да и нрава поначалу был дерзкого. Брутальность и непокорность предков проявилась в нём особенно после смерти отца: он не согласился с несправедливым завещанием Всеволода III уступить великий престол во Владимире младшему брату Георгию. В те времена действовал закон старшинства, и Константин даже сразился с братом на берегу реки Липицы близ города Юрьев-Польского, победил Георгия, но, к сожалению, погибло много людей с обеих сторон. Родители умерли до этой схватки, не кому было повлиять на константиново решение. Отец знал о   вспыльчивости характера Кости и, осознавая сложность международной обстановки, взаимоотношений братьев и наличие многочисленных внуков, пальму первенства предпочёл передать спокойному и рассудительному Георгию. Младший сын в конце концов пошёл на уступку и согласился с предложением о том, что после смерти Константина престол перейдет к нему. Так это и произошло.

До своей кончины ясынин любимец Константин продолжал следовать наказу матери: создавал библиотеки, строил храмы, в частности, Успенский собор в Ярославле, который недавно в новой интерпретации воссоздали жители к 1000-летию города на деньги талантливого инженера-механика и мецената В. И. Тырышкина (в прошлом, полковника).

Ярославский Успенский кафедральный собор

Георгий (Юрий) Всеволодович (1188-1238)

После смерти старшего брата Великим Владимирским князем стал Георгий. На его плечи свалилась неподъёмная ноша противостоять зверскому натиску отряда батыевца Бурундая. Защищая рубежи Владимиро-Суздальского княжества, геройски погиб 4 марта 1238 года в битве на реке Сить (ныне Некоузский и Брейтовский районы, север Ярославской области) вместе с сынами брата Константина: Васильком и Всеволодом. Он попытался отвести татаро-монголов подальше от стольного града.  Понятным становится высказывание иранского историка Рашидаддина : «Князь же той страны Георгий старший убежал и скрылся в лесу; его тоже взяли и убили». (Цит. по: Ляхов В. А. и Анкудинова А. М. За землю Русскую. Ярославль, 1980). Но, к сожалению, этот военный приём не спас город Владимир от разорения и гибели горожан, запертых в Успенском кафедральном соборе и заживо там сожженных. Силы были у русичей неравные и истощенные. Вся река Сить была полна трупов. Вода от истоков до устья была красной от крови. (См. статью «Сить – красная река» – Ярославская культура, 2003, №2-3). В войске Георгия сражались многие и финно-угорские этносы: весь, ёгна, меря. Первоначально его тело погребли в Ростове, но в 1239 году перенесли во Владимирский Успенский собор. В 1643 г. Георгий Всеволодович был канонизирован в чине святого Благоверного князя. День его памяти 4 (17) февраля осуществляется в воспоминание о перенесении его святых мощей из Ростова во Владимир в день побоища на реке Сить. Святого благоверного князя Георгия прославляют в сонме Владимирских (23 июня) и Тверских (первое воскресенье после 29 июня) святых. А в 1860 году в Успенском кафедральном соборе во Владимире создали обширный придел во имя святого благоверного князя Георгия, объединивший собор колокольней.

На взгляд автора, он не склонен был быть отчаянным рубакой. Ему претили смерть и кровь. Родился он 26 ноября 1188 года в тихом Суздале. Возрастал в тиши и уединении. Умиротворенная обстановка и природа способствовали формированию незлобливой, доброй, неагрессивной личности. Ему следовало быть священником. Но время и отец распорядились по-своему. Всеволод III надеялся, что он будет мирить князей и врагов, не лезть на рожон, и в княжестве будет мир. (Социальные роли братьев отец по этой причине поменял). На престоле Георгий пробыл более 20 лет (в славном граде Владимире). Был в браке с Агафьей, имел от неё пятерых детей.

Во владимирском житии князя дана церковная характеристика по личности: «И бысть кроток и смирен, всех милуя и снабдевая и милостыню, любя и церковное устроение. О том пекийся от всея души своея день и нощь. И украшая чюдными иконами, исполняя книгами и всякими украшеньми, чтяше же священнический и монашеский чин и дая им на потребу, взимая от них благословение. Бе бо сей святой князь Георгий во истину по Иову: око слепых и нога хромых, и рука не имущих света. И всех любя, нагия одевая, трудныя упокоевая, умрети хотящих зимою согревая, печальных утешая, никого же ничем не опечали, но всех умудряя телесными и духовными беседами, часто почитая святыя книги с прилежанием и творящее все по писанному. И не воздавая зла за зло. Воистинну бо одарова его Бог кротостию Давидовою, мудростию же Соломоновую. И исполнен сый апостолского правоверия». (Цит.: Путь к граду Китежу. Князь Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах. Сост. А. В. Сиренов. Спб., 2003 г., с. 59-60).

В Великое княжение Георгия входили не только Владимир и его окрестность Боголюбово, но и Суздаль, Москва, Городец, Соль Великая и Кострома. Надо было продолжать культурогенное дело и подвижническую миссию христианского просвещения святого равноапостольного князя Владимира-Крестителя и   дяди Георгия – святого благоверного князя Андрея Боголюбского, также родителей Георгия: Всеволода III и Марии-Ясыни. В силу того, что из-за княжеских междоусобиц Киевская Русь обезлюдила, а здесь, в Волго-Окском междуречье, пестовалась великорусская народность. При А. Боголюбском была написана первая русская икона Боголюбивой Божией Матери. Братьев – А. Боголюбского и Всеволода III справедливо называют «предвестниками и приготовителями» Московского самодержавия. С 1158-1164 г. при А. Боголюбском были установлены праздники Всемилостивого Спаса и Божией Матери – 1 августа, в день Крещения Руси, в честь Боголюбивой Божией Матери (18 июня по старому стилю) и в честь Покрова Богородицы (1 октября, по старому стилю). На месте слияния рек Клязьмы и Нерли, так называемых вратах Владимиро-Суздальского княжества, был воздвигнут в начале 1160 г. из белого камня первый на Руси храм во имя Покрова Божией Матери. А чуть выше, на берегу реку Клязьмы был возведен из того же белого камня Боголюбовский монастырь. Рядом с ним находилась его резиденция, где он первый самодержец – «самовластец» принял мученическую смерть в 1174 году. (В 1934 г. его останки были обследованы и идентифицированы специалистами. По черепу Андрея Юрьевича скульптор и антрополог академик Герасимов создал уникальный скульптурный портрет Великого князя. (Живописные же работы – «портреты»-иконы князей носят символический, культуральный смысл).

Ярослав

Ярослав Всеволодович (1191-1246), третий сын Марии-Ясыни, внук византийской принцессы Ольги Мануиловны Комниной (по линии отца) и внук аланского князя Шварна (по линии матери).

Он знал об огромном горе. Его брат Георгий (Юрий) Всеволодович, понимая, что городу Владимиру – столице княжества грозит тотальное разорение и погибель жителей, как это осуществил Батый в Суздале, Коломне и Москве, Галиче и Ростове. Ранее Вам напомнила, как он собрал боеспособную дружину (в Ярославле) и совершил маневр на реку Сить. Вы уже знаете, что там полегло все русское войско, в том числе его два сына. После побоища ростовский епископ Кирилл разыскал среди убитых тело Георгия Всеволодовича по княжеской одежде. Но к великому горю, голова его была отсечена. Она была найдена и приложена к телу. Именно Ярослав Всеволодович через два года торжественно перенес из Ростова во Владимирский Успенский собор его останки. Ярослав знал, что жена Георгия – Агафья вместе с детьми и другими жителями мученически была сожжена батыевцами в закрытом Успенском кафедральном храме Владимира.

Ярослав II (Федор) был князем Переславским (здесь и родился), новгородским, впоследствии, великим князем. В семейных спорах был на стороне брата Георгия против Константина. Его биография – постоянные военные стычки: то с половцами, то против рязанцев, то с новгородцами, которым за непослушание устроил хлебную блокаду. Ходил на Колывань (Ревель), разорил всю Чудскую землю, взяв много трофеев, опустошая литовцев, финнов. В 1227 году без насилия крестил карел. С любимым братом Юрием громил мордовцев, немцев, нападавших на новгородско-псковские земли. Неоднозначные отношения у него были с новгородцами, то они спорили с ним, то просили княжить. Правил киевлянами на великокняжеском престоле. После жуткой гибели Георгия (Юрия) занял престол во Владимире, где повсюду были развалины и смердили трупы после батыевых зверств 1238 года в храмах и на улицах. Пришлось очищать город, дабы избежать чумы и других эпидемий, вселять смелость в напуганных злодеяниями владимирцев. Литовцы постоянно тревожили жителей Смоленска. Приходилось ему их успешно усмирять. Татаро-монголы, как голодные волки, подвергли опять своим набегом Муром. В 1239 году, через год после геноцида на реке Сить, хан Батый основал свою ставку в Сарае, затребовал к себе на преклонение русских князей. Через 4 года, в 1243 году отправился к нему и Ярослав Всеволодович. Батый пожаловал ему старейшинство среди князей. А в 1245 году он с братьями Святославом и Иваном, с племянниками отправился в Орду. Братьям и племянникам позволил потом вернуться восвояси, а вот Ярослава Батый отправил к берегам Амура к Великому хану, не посмев, видимо, ликвидировать его. А может он приглянулся ему как бравый, героический вояка. То жестокое время пестовало либо героев, либо трусов. Но надо было выживать, думать о будущем своей страны. Приходилось приноравливаться, учитывая, выражаясь современным языком, международное положение. Так вырабатывался у Ярослава II дипломатический нрав. Иногда с оккупантами приходилось договариваться, выступать порой конфедератами. Но интриган боярин Федор Ярунович и ханша, осознавая незаурядность Ярослава, его боевые заслуги и силу духа, решила его устранить, спрятав отраву в угощенья. Через неделю, 30 сентября 1246 года, в дороге он скончался.

Специально заострено внимание читателей (слушателей) на личности Ярослава II Всеволодовича, так как он – отец великого благоверного князя Александра, прозванного народом Невским. В нем текла героическая кровь его предков: русичей, половцев и алан. Он учился боевому искусству у отца и дядей – всеволодовых и марииных детей. Его матерью была Ростислава Мстиславовна (в святом крещении, Феодосия), вторая жена Ярослава II и дочь Мстислава Мстиславовича Удалова (Удатного) – князя новгородского и галицкого от брака с дочерью Котяна, или Котяка, хана половецкого. История не сохранила имя его бабушки по линии матери, но в древних рукописных святцах считают ею преподобную Феодосию. Она вышла замуж за Ярослава II в 1214 году, когда он был уже зрелым, 23-летним мужчиной. В первом браке у него не было детей. Она родила ему 9 сыновей (в том числе святого Федора – князя новгородского, великих князей: святого благоверного Александра Невского, Ярослава III, Василия I и двух дочерей. Умерла за 2 года до смерти мужа, в 1244 году. Прах ее покоится во владимирском Успенском соборе. По плодовитости ее можно сравнить с Марией-Ясыней.

Святослав III

Из всех детей Всеволода III и Марии Шварновны, по моему мнению, самым небоевым, неагрессивным был Святослав III Всеволодович (1196-1253), в крещении Гавриил. В течение своей жизни княжил в Новгороде (с 4 лет), в Переславле-Залесском, Суздале, Владимире. Был женат на Евдокии – дочери Петра и Февронии Муромских, ставшими впоследствии легендарными возлюбленными. По-видимому, идущая от них и их дочери аура спокойствия и благочестия способствовала тому, что он почти всегда поступал справедливо – по совести. Досталось от него волжским булгарам, подвергавших княжества набегам. В 1212 году, после смерти отца правил в своем уделе г. Юрьеве-Польском (от слова поле). Участвовал в смертоносной сече в 1238 году на реке Сить с бурундаевским отрядом. К счастию, он и его единственный сын Дмитрий остались живы. РПЦ почитает их святыми благоверными князьями. После смерти своего старшего брата – великого князя Владимирского Ярослава II, заступил на престол. Сдержал слово, данное перед смертью брата, раздал его 7 сыновьям по княжеству. Однако угодить всем было трудно – не все остались довольными, особенно Михаил Ярославич (Хоробрит, то есть Храбрый). В 1248 году этот племянник изгнал дядю с престола и возвел на великое княжение другого своего брата Андрея Ярославича. Через 2 года после этой несправедливости Святослав со своим сыном направился в Орду, видимо, заручиться ярлыком на обладание великой княжеской властью. Но эта затея оказалась тщетной. Заслуга его перед РПЦ состоит в том, что он создал мужской княжеский монастырь в честь Архангела Михаила. Последний год он прожил в посте, молитве и покаянии. Умер он 3 февраля 1252 года. Тело его было погребено в построенном им соборе святого великомученика Георгия. Мощи святого благоверного князя Святослава III Всеволодовича в 1991 году были вновь обретены и находятся в Свято-Покровском храме Юрьева-Польского.

Дочери

Я поведала Вам о сыновьях Всеволода III и Марии-Ясыни, хотя они родились гораздо позже своих сестёр. В Лаврентьевской летописи названы имена их 4-х дочерей: Всеслава, Верхослава, Вышеслава и Собислава. Дореволюционный священник-учёный Григорий Дьяченко обратил внимание на то, что девочки были названы в честь аланской богини Славы: «Слава» – богиня древних славян. Алане веровали в единое божество – Славу. Они представляли его себе богинею, девою, единою властительницею судеб жизни как земной, так и загробной, райской, называли её также и царицею неба. Ей же передавали они и название матери, полагая, что от нее происходит как самая жизнь, так и всякое благополучие для человека. В отличие от матери земной, ее звали божеской матерью. Культ этой богини Славы в глубокой древности был распространен у всех арийцев… Корень этого слова слыть, называться, именоваться, быть известным; отсюда происходит и слово, и слух, и слава»… (Полный церковно-славянский словарь. Составитель священник–магистр Г. Дьяченко. М.: Дом Московского патриархата, 1993 год (репринтное переиздание, с.612-613). Замечательные дочери были у Марии–Ясыни  и Всеволода III «Большое гнездо». Старшая из них – Всеслава (род. 26 окт. 1180 г.) стала потом супругой князя Ростислава Ярославича Рязанского; княгиня Верхослава (в крещении, Антония) – женой Ростислава Рюриковича; Вышеслава – женой Ростислава Ярославича Черниговского; княгиня Собислава (в крещении, Пелагея); Елена. Аланская, яская тяга в поиске имен отчетливо проявилась.

Алания раньше приняла христианство. В 2016 году исполилось 1100 лет со дня создания аланской митрополии. Юрий Долгорукий и его ближайшие родственники знали, что у алан своя самостоятельная митрополия. На их землю гораздо раньше апостол Андрей Первозванный принес веру в сына Божьего – Христа. И новая вера способствовала умалению, микшированию средневековой животной агрессивности и стремлению к плотному объединению княжеств, правда, не всегда это получалось, как я ранее выше отметила. Пришли с христианством ремесла, книгочейство, зодчество… Дети наблюдали, как их мать контролировала строительство городов Хлынова и Твери, основанных отцом. Она проникновенно относилась к мужу, о котором сказано в «Слове о полку Игореве»: «Ты можешь Волгу вёслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать». Умению любить и хозяйствовать, а также миролюбию они научились у матери. Прилагаю её наказ о мире. Считаю, что он должен висеть во всех учебных заведениях, в том числе и военных, в общественных организациях, даже Организации Объединённых наций, и все миролюбы должны быть с ним ознакомлены!

Современная икона Марии Ясыни
В руке Мария Шварновна держит завещание детям, внукам и правнукам – наказ о мире

Потомки Марии-Ясыни по линии А.Невского – её внука и сына Ярослава Всеволодовича

В Ярославском высшем военном училище ПВО для духовного окормления офицеров и курсантов появилась внутривузовская церковь в честь благоверного святого Александра Невского. Действует она с июня 2005 года (согласно подписанному начальником училища генерал-майором А. К. Кротовым и архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом соглашению). Сначала он был полевым.

Осенью 2005 года духовник патриарха Кирилла – схиархимандрит Илий (Ноздрин) благословил вновь назначенного начальника ЯВВУ ПВО генерал-майора В. Мартынова возродить при училище храм.  6 мая 2010 года был освящен закладной камень. 12 сентября 2010 года Святейший патриарх Кирилл посетил наше училище и совершил чин её освящения.   И в тот знаменательный день подарил верующим военным икону Святого равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси, оставившего русичам заветы.

Какие же это заветы?

“… И даждь им, Господи, уведети Тебе, Истиннаго Бога…” – вот в каких словах выражен первый священный завет нашего Просветителя.

Это – завет Боговедения, завет познания Бога в Его отношении к миру и человеку, – Бога, как нашего Творца, Промыслителя, Спасителя, Искупителя, Освятителя и Мздовоздаятеля. На таком познании Бога и основывается вся истинно христианская жизнь: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к ближним, ради Бога. Такое познание Бога ведет к конечной цели христианства – Богообщению, через молитву и таинства церковные.

“… И утверди в них веру праву и несовратну…” – вот второй завет – завет нерушимого хранения правой, то есть, православной веры и твердого, непоколебимого стояния в ней, несмотря ни на какие соблазны и испытания, вплоть до готовности жизнь свою отдать за нее.

Третий завет говорит о необходимости неустанной борьбы с “супротивным врагом”, вплоть до окончательной победы над ним, при помощи Божией: “… помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побжду козни его”.

В нашем прошлом для русского человека дороже всего на свете была чистота его православного исповедания, за которую он жизнь свою готов был отдать. Понятия “православный” и “русский” в его представлении были как бы синонимами, понятиями однозначащими, неотделимыми одно от другого.

(СМ. более подробно: архиепископ Аверкий (Таушев). Заветы князя Владимира. – Pravmir.ru).

Патриарх Кирилл на территории ЯВВУ ПВО 12 сентября 2010 года
Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершает чин освящения Храма в честь Святого благоверного князя Александра Невского в Ярославском высшем военном училище противовоздушной обороны
12 сентября 2010 года
Подарок Патриарха Кирилла верующим военным ЯВВУ ПВО

Для русского народа и всего российского А. Невский – национальный герой.

 Александр Ярославич – второй сын великого князя Ярослава Всеволодовича, правнук Мономаха, внук Марии-Ясыни и Всеволода III. Сейчас идут научные баталии вокруг оценки этой выдающейся личности. Подвергаются уточнению даже годы жизни. Я придерживаюсь позиции историка В. А. Кучкина, что родился он не в 1220 году, как считают повсеместно, а в 1221 году. Год смерти мы не опровергаем: есть тому подтверждение – пергаментная Новгородская I летопись старшего извода. Там фигурирует не только 6771 год (от сотворения мира), то есть 1263 (по новому стилю, при расчёте вычитается число 5508), но и день смерти 14 ноября. Историк В. Н. Татищев написал в своем труде: «Майа 30 родился князю Ярославу сын и наречен во святом кресчении Александр». Его небесный покровитель – военный святой мученик – Александр Римский, пострадавший за веру в начале IV века, (почитание – 13 мая). Обоснованной является догадка Н. П. Лихачева, в честь кого он был назван, так как Александр родился вслед за братом Федором. Многие опираются на летоисчисление от нового года, отсюда следует, что две прославившие его победы: над шведами 15 июня 1240 и над немецкими рыцарями 5 апреля 1243 года Александр совершил, когда ему уже исполнилось 19 лет и неполный 21 год. (См. Вопросы философии, 1986 год, № 2, с. 174-176).

Как и его отец родился он в Переславле-Залесском (ныне, территория Ярославской области). Отрочество и юность провел в Новгороде, где он начал княжить с 1238 года совместно со старшим братом Фёдором по распоряжению отца. Уже в 1223 над ним был совершен в родном городе обряд пострига. С детских лет его готовили к ратным делам. Отец часто  брал сына с собой на баталии. На 20 году женился на дочери полоцкого князя Брячислава Васильевича – Александре. Занимался строительством крепостей по реке Шелонь на западной стороне Новгородского княжества. Всем известны его ратные заслуги в борьбе со шведами, немцами, литовцами, жаждущими захватить Новгород и Псков, когда другие русские княжества были подвергнуты тотальному татарскому погрому. В 1240 году шведы не могли согласиться, что новгородцы обладали Финляндией, прорвались к Неве и достигли устья Ижоры. Александр с жителями Новгорода и Ладоги поспешили к ним навстречу и на левом берегу Невы, где впадает Ижора, нанесли шведам поражение. За эту победу его впоследствии прозвали Невским.

Сейчас появилась мощная тенденция в переоценке Невской битвы. (См. Фенелл Дж. Кризис средневековой Руси. 1200-1304 г. М. 1990, с.142-1440).  Умаляется и значение его победы в Ледового побоище на Чудском озере. Уточняется место, а порой игнорируется факт, что рыцари могли провалиться под лед. Сколько участвовало человек в этом сражении с обеих сторон? Порой уменьшается не только численность разбитых участников битвы, с 10-12 тысяч со стороны Ливонского ордена, до потери всего лишь 20 братьев и пленения 6. Новгородская летопись констатирует, что всего погибших немцев было 400 человек и 50 плененных. При реконструкции этой битвы следует уяснить, что представляло собой «рыцарское копье», как боевая единица, и следует включить в него оруженосцев, слуг–телохранителей и профессиональных бойцов. Более предпочтительна научная позиция, когда отмечают участие 150 рыцарей и полторы тысячи кнехтов (солдат) и столько же участвующих в нем эстов. Так что значительного перевеса не имела ни одна сторона: ни захватчики, ни русичи, так как в войске Александра Невского было почти столько же участвующих в битве, около 4-5 тысяч. Будучи юным, Александр Ярославович правильно выбрал место для сражения и придумал разбить бойцов католического ордена клином «свиньей»: основные силы русского войска зашли с флангов и тыла. Как отмечено в русских источниках, воины князя гнали захватчиков в 7 верст до дальнего берега Чудского озера. Это было генеральное сражение, положившее конец захватнической кампании Тевтонского и Ливонского орденов 1240-1242 годов.

Как отмечал великий Гегель, знакомое, потому что знакомо, остается непознанным. А для того, чтобы подобраться к истине, приходится использовать прием очуждения (остранения), то есть свежим взглядом, лишенным стереотипных заблуждений, изучить объект, выявить объективную сущность феномена. То, что сейчас в исторической науке нет единой позиции в оценке личности А. Невского, и порой появились противоположные, по моему разумению, не так уж плохо. Значит, он продолжает будоражить умы исследователей, убирает напластывания, мифы, сложившиеся за это время в истории. Оценивая современную обстановку, исследователи извлекают уроки из прошлого, выстраивая политику нашего государства на мировой арене. В экстремальной ситуации Александр искал пути выживания для русичей, находя даже среди врагов–ордынцев своих сторонников. Поэтому его стратегию путают с тактикой, ставя ему в вину, что и брата он предал, и татар навел на русскую землю и т. п. Надо воздать дань уважения тогда, в 2008 году, еще не патриарху, а архиепископу Калининградскому и Смоленскому Кириллу. Он благодаря своей политической мудрости и ораторскому дару в проекте «Имя – Россия» телеканала «Россия» и телекомпании ВиД способствовал тому, что А. Невский был назван победителем, набрав 524575 голосов, опередив с небольшим перевесом П. Столыпина (II строчка), И. Сталина (III строчка).

Можно вспомнить высказывание Хана Батыя: «…Нет подобного этому князю». Без прошлого нет будущего. Надо извлекать уроки, учась у А. Я. Невского, делая акцент на восточную политику. Ныне это – архиактуально. Вполне закономерно, что президент России В. Путин взял рациональное зерно из политики А. Невского, опирается на союз бывших республик СССР в выработке совместной стратегии в противостоянии панглобалистской позиции США и его сателлитов из западных стран.

Хотя А. Невский был канонизирован православной церковью лишь в 1547 году, но почитание его как святого началось гораздо раньше. Петр I в Спб построил монастырь в его честь, перевез туда его мощи и постановил отмечать его память 30 августа, в день заключения победоносного мира со Швецией. В 1725 году Екатерина I учредила орден святого благоверного князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи.

 В СССР в разгар Великой Отечественной войны, в 1942 году был тоже учрежден орден в его честь, которым награждались офицеры Красной армии за проявление личной отваги и ведение успешных действий своих частей.

В новой модификации орден существует и в современной России
Всеволодов и Мариин внук Александр Невский не подвел своих прародителей: до сих пор является образцом для подражания

Следует заметить, что в Ярославском художественном музее есть оригинальная живописная икона (54х32, дерево, темпера), изображающая народного героя А. Невского во весь рост. На фоне Александро-Невской лавры, на заднем плане видна панорама Санкт-Петербурга. В 1724 году Святейший синод запретил изображать князя Александра Ярославича в монашеских одеждах, хотя он и принял схиму под именем Алексий. С тех пор  почти на всех иконах XVIII – начала XX века святой представлен в образе князя-воина).

Необходимо напомнить читателям, что 06.12.2012 в городе Переславле-Залесском, где родился он и его отец, открылся музей благоверного князя Александра Ярославича Невского.

Даниил Александрович – сын Александра Невского

Великая княгиня Мария Шварновна явила собою красную и плодоносную ветвь древа русской святости в лике святых Церкви: просияли не только ее дети, внуки, но правнук Даниил Московский (1261-1303) – родоначальник князей московских, первый правитель Москвы, 4-ый сын Александра Невского и праведный заступник Земли Русской. Был похоронен в церкви созданного им Даниловского монастыря.  Даниил Александрович – князь московский никогда не брался за оружие, чтобы отнять чужие земли и собственность, не проявлял коварства, как это делал его брат Андрей, опустошивший Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, Дедяков, одно время разбойничавший с татарином Дюденем («Дюденева рать»).

Благотворная миссия возвышения Москвы была продолжена его сыном – великим хитромудрым князем Иоаном Даниловичем, – прозванного народом Калитой (1310-?).

Иоан I Даниилович (Калита) (1283-1341)                

Князь Московский (1322), Великий князь Владимирский (1331-1340), Новгородский (1328-1337). Внук легендарного Александра Невского.

В 2001 г. по благословлению Святейшего патриарха Алексия II причислен к лику местночтимых Москвы в лике благоверных ( день памяти 13 апреля).

Иоан I Даниилович (Калита)

Иван I Даниилович, прозванный Калитой. Это слово     означает денежный мешок, небольшая поясная сумка, от тюркского «калита» – «карман». Так назвали его впервые татаро-монголы за предприимчивость и богатство князя. Возвышал статус Москвы, расширял свою власть за счёт покупки и отвоёвывания земель. При нём был в Москве в 1326 г. заложен белокаменный Успенский собор, сооружён собор Спаса на Бору, Архангельский собор, дубовый Московский кремль (последние три не сохранились), церковь Иоанна Лествичника. В 1339-1340 г. было написано Сийское евангелие, хранящееся в библиотеке Российской Академии наук.

Внук Калиты – Дмитрий Донской (1350-1389) продолжил его дело. Причислен и лику святых как собиратель земель русских и праправнук Марии-Ясыни Дмитрий Донской – генетическая поросль Александра Невского.

В схеме указаны годы правления
Дмитрий Донской – внук Иоана Даниловича (Калиты) и праправнук Марии-Ясыни

Сейчас активное внимание читателей и слушателей привлечено не только к биографии А. Невского, но и его внука Дмитрия Донского, особенно в недавно вышедшем номере популярнейшего исторического журнала «Дилетант». Уже надоели досужие домыслы, опровергающие Куликовскую битву, так как якобы отсутствуют артефакты сражения на Куликовском поле. Его уже вдоль и поперёк перерыли, ищут их, забывая, что со времени побоища прошло 635 лет.  21 сентября (8 сентября по юлианскому календарю) в России отмечается как День воинской славы – в память о победе русских полков во главе с великим князем Д. Донским над татаро-монгольскими войсками в Куликовской битве 1380 года.

Не утихает спор вокруг ключевых событий и персонажей этого военного действа.Слава богу, нашли материальные свидетельства сражения в виде обломков снаряжения и оружия. «Но учёные сомневаются, что в битве у речки Непрядвы участвовали десятки, а то и сотни тысяч воинов, как об этом часто писали. Палеография поля Куликова свидетельствует, что место сражения – относительно небольшая поляна (10 км в длину и не более км в ширину), и на ней могли уместиться от силы 10 тысяч воинов с каждой стороны. Немало споров в науке вызывает оценка личности князя Дмитрия Донского. Неверно представлять его только как бестрепетного борца, единственной целью которого всегда было освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Нет Дмитрий был человеком и правителем своего времени, он вёл почти непрерывную, причём часто нечистоплотную, борьбу с собратьями – русскими князьями, не гнушался ради власти унижаться в Орде». (Анисимов Евгений. Как не подрались Пересвет с Челубеем. –  Дилетант,  2015, №7-9, с. 51).

Недаром говорится, что чистыми намерениями вымощена дорога в ад. Ради достижения поставленной цели – возвышения своего княжества Дмитрий дотла разорил в 1371 году Рязань. Через 4 года с огромным войском союзных князей Дмитрий Иванович осадил Тверь и принудил Михаила Тверского заключить мир на условиях, выгодных Москве. Этим и объясняется отсутствие в 1380 году на Куликовом поле рязанцев, тверичан и других, притесняемых им князей, в том числе и новгородцев.

Хоть и неловко, но приходится развенчивать миф о поединке Пересвета с Челубеем. В Житии Сергия Радонежского, в «Задонщине» нет никаких сведений об их поединке перед сражением. Мы привыкли со школьной скамьи к иллюстрации полотна художника М. Авилова  «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», созданной в 1943 году. Живописная картина привлекает зрителя своей экспрессией. Известный историк Евгений Анисимов из СПб отмечает, что в «Сказании о Мамаевом побоище» лишь говорится   о продолжительности боя, всего три часа. Эта летопись написана через век после сражения, поэтому стоит трактовать её  как художественное произведение. Мифологичен и факт реальной встречи священника Сергия Радонежского с целью поддержки идеи, благословления  Д. Донского выступить против темника Мамая. (По ходу размышлений отмечу, Сергий – наш земляк, родился в Варницах, недалеко от Ростова Великого, на Ярославщине). Они не встречались, так как Мамай пришёл на Русь внезапно, и великому князю пришлось срочно, без промедления собирать войска для похода за Оку, к Непрядве, чтобы не дать монголам прорваться в Москву. Не было времени на свидание со священником, к тому времени Троицкого монастыря. Другой не менее известный исследователь Андрей Никитин считает более вероятным факт передачи реально существовавшим Александром Пересветом послания от преподобного Сергия с благословлением на ратный подвиг, а также просфоры. Гонец принял участие в битве и сражался в первом ряду воинов и погиб. Его родственник Ослябя тоже бился, но остался в живых.

Противник нечингизида Мамая хан Тохтамыш (Туктамыш) был рад, что Дмитрий Донской победил его заклятого врага, да и сам потерял много сил. Через два года сам совершил жуткий набег на Москву, сжёг её и порубил христиан. А потом огнём и мечом прошёлся по Руси. Многих увёл в плен.

Оставшихся обложил неподъёмной данью всех князей. Дмитрий согласился, а его соперник Михаил Тверской не мог дать щедрых обещаний и потерял ярлык на великое княжение. Дмитрий же обещал платить «выход» и с согласия хана передал наследственное завещание сыну Василию перед своей смертью. Ему важнее всего быть первым на Руси, возвысить Москву и выбить идею наследственного права.  Хитростью, граничащей порой с безнравственностью, в жуткой экстремальной международной обстановке он выбил, договорился, чтобы не назначался владетель княжества, а престол передавался по наследству , чтобы достичь заветной цели собирания земель вокруг своего княжества.

Героика и созидательность Дмитрия Донского базировалась на трех основных составляющих: а) на накопленной пассионарной генетике рода большого всеволодова гнезда;  б) собственном опыте;

 в) на историческом опыте предков, дальних и близких;

г) а также на продуктивном и объективном анализе образовавшейся обстановки, сложившейся в княжестве и вокруг него.                

Патриотизм Дмитрия Донского был взращен неистребимым стремлением самосохранения страны, утверждения ее самодостаточности, достоинства и святости.

 Святыми считают не только людей, посвятивших свою жизнь праведной жизни, но и тех, кто обладает высокими чувствами: любовью к Родине, несгибаемой волей, храбростью. Именно такими качествами обладал Александр Ярославович Невский. После него великое и святое дело возвеличивания страны продолжали Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, Дмитрий Пожарский и многие другие правители России.

Вспомним ещё раз поимённо наших прапрародителей, тех, кто создавал и укреплял Владимиро-Суздальскую Русь – славный прообраз нашего государства – Россию, с какими неимоверными трудностями они сталкивались и преодолевали их. Воздадим дань уважения и почитания Марии, её славному мужу Всеволоду и их «гнезду»: 

  • Сбыслава (род. 1178);
  • Верхослава (род. 1181), с 1188 года жена своего троюродного брата Ростислава Рюриковича, будущего князя Торческого, великого князя Киевского, Вышгородского, Галицкого. Мать его дочери Измарагды-Евфросинии;
  • Константин (1186-1218), князь Новгородский, князь Ростовский, великий князь Владимирский. Женат на Агафье Смоленской, дочери Мстислава Романовича Старого;
  • Всеслава (ум. после 1206), замужем за Ростиславом Ярославичем Сновским – сыном Ярослава Черниговского;
  • Борис (ум. 1188);
  • Глеб (ум. 1189);
  • Георгий-Юрий (1188-1238), великий князь Владимирский, князь Городецкий, князь Суздальский. Женат на черниговской княжне Агафии Всеволодовне;
  • Елена (ум. 1203/1205;
  • Ярослав (1191-1246), князь Переславский, князь Переславль-Залесский, великий князь Киевский, великий князь Владимирский, князь Новгородский. Дважды женат.
  • Владимир (1192-1227), удельный князь Переславский, Стародубский;
  • Святослав (1196-1252), великий князь Владимирский, князь Новгородский, князь Юрьев-Польский. Жена – Евдокия Муромская, дочь Давыда Юрьевича Муромского;
  • Иван (1197-1247), удельный князь Стародубский, по прозвищу Каша. После родов мать Ивана –  Мария-Ясыня сильно заболела. Важно подчеркнуть, от сына Ивана и её внука Михаила пошла ветвь князей Стародубских, из которой вышел спаситель Земли Русской в годы Смуты – Дмитрий Пожарский, возглавивший вместе с К. Мининым патриотическое ополчение против интервентов..

И опять-таки, без участия жителей города Ярославля не обошлось.

Родословная князей Пожарково-Стародубских идет по мужской линии от великого князя Всеволода Большое Гнездо (1154–1212). И ни у одного историка не было и тени сомнения в истинности ее.

В 1238 году великий князь Ярослав Всеволодович дал в удел своему брату Ивану Всеволодовичу город Стародуб на Клязьме с областью. С конца XVI века Стародуб стал терять свое значение, и к началу XIX века это уже было село Клязьменский Городок Ковровского уезда Владимирской губернии.

Стародубское удельное княжество было сравнительно невелико, но оно занимало стратегическое положение между Владимирским и Нижегородским княжествами. Кстати, и вотчина Дмитрия Михайловича, село Мугреево, входила в состав Стародубского княжества.

Иван Всеволодович стал родоначальником династии независимых стародубских князей. Его правнук Фёдор Иванович Стародубский был убит в 1330 году в Орде. Иван Калита написал хану Узбеку донос на стародубского князя. Хан предложил Фёдору на выбор принять лютую

казнь или перейти в ислам. Князь предпочёл смерть. За свой подвиг Фёдор получил прозвище Благоверный и был причислен к лику святых. Сын Благоверного, Андрей Фёдорович Стародубский, отличился в Куликовской битве. Второй сын Андрея Фёдоровича, Василий, получил в удел волость с городом Пожар (Погара) в составе Стародубского княжества. По названию города Пожар (Погара) князь Василий Андреевич и его потомки получили прозвище князей Пожарских. В начале XV века стародубские князья становятся вассалами Москвы, но сохраняют свой удел.  Князья Пожарские верой и правдой служили московским правителям. Согласно записи в «Тысячной книге», за 1550 год на царской службе состояли 13 стародубских князей: «Князь Ондрей да князь Федор княж Ивановы дети Татева. Князь Иван да Петр княж Борисовы дети Ромодановского. Князь Василей княж Иванов сын Ковров. Князь Иван Чорной да князь Петр княж Васильевы дети Пожарского. Князь Тимофей княж Федоров сын Пожарского. Князь Федор да Иван княж Ондреевы дети Большога Гундорова. Княж Федоров сын Данила. Князь Федор да Иван княж Ивановы дети Третьякова Пожарского».

Иван Федорович Пожарский был убит под Казанью в 1552 году. Отец нашего героя стольник Михаил Федорович Пожарский отличился при взятии Казани и в Ливонской войне…Через 60 лет после взятия Казани началась в стране Смута. В первых числах апреля 1612 года основные силы ополчения под колокольный звон вступили в Ярославль.

Ратная икона «Благословение Преподобным Иринархом, Затворником Борисо-Глебским, православного Русского Воинства, народных героев – вождей и спасителей Отечества – Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского в 1612 году». XVII век

Ярославское правительство

Минин и Пожарский решили покончить со Смутой раз и навсегда – собрать Собор в Ярославле для выборов царя и патриарха и лишь тогда двинуться на Москву. Созыв Собора в обстановке смуты и хаоса – дело не недель, а долгих месяцев. Поэтому в Ярославле, не дожидаясь Собора, было создано земское правительство, управляющее уже большей частью России.

По указанию Минина и Пожарского в городах: Костроме, Суздале, Устюжне, Угличе, Переславле-Залесском, Белоозере, Тобольске, Ростове, Владимире, Кашине, Твери, Касимове были сменены воеводы, на место которых были поставлены верные люди. В Ярославле возникли учреждения типа министерств: Поместный приказ, Разрядный приказ, Большой дворец, Монастырский приказ, Посольский приказ… (См.: Широкорад А. Б. Дмитрий Пожарский – Полководец, политик, дипломат. – Независимое военное обозрение, 20.10. 1212). (Но это уже другая история).

Вывод. Если бы не было Марии-Ясыни и её мудрых этико-эстетических, педагогических подходов и принципов, то не было бы таких героических защитников Земли Русской, благоверных князей как: А. Невский, М. Тверской, Д. Донской, И. Калита, Иван III, Фёдор Стародубский-Благоверный, Д. Пожарский и других. Не было бы и культурогенного рода, к которому принадлежит солнце русской поэзии – А. Пушкин.

Т.В. Дадианова у иконы своего любимого героя – А. Невского в
Ярославском Художественном музее
Выступление Т.В. Дадиановой в Зале церковных соборов в рамках XVIII Всемирного Русского Народного Собора в храме Христа Спасителя 10 ноября 2014 года с сообщением о проделанной работе по увековечению памяти Великой просветительницы Земли Русской Марии-Ясыни

Автор статьи: Дадианова Тамара Владимировна – доктор философских наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Ярославского высшего военного училища ПВО; профессор Ярославского филиала Московского психолого-социального университета

Впервые доклад в полном объеме был прочитан автором 28 октября 2015 года на научно-практической конференции по благословению Митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеймона  «Духовная культура русского воинства: традиции и современность» в Ярославском высшем военном училище ПВО.

N/B. При использовании материала, ссылка на эксклюзивную проблемную статью Т. В. Дадиановой обязательна.

 

Литература

Бутков П. Г. – Материалы для новой истории Кавказа. В 3-х ч. (Под редакцией Л. Броссе). СПб. 1886 г.

Бутков П. Г. О браках князей Русских с Грузинками и Ясынями. – Северный Архив. XV 2/12. 1825, №IV, с. 317-333. 

Вести-Алания. Спецреп//31.10.11. Дадианова Тамара. История – http://telehot.ru/video/specialnyi-korespondent.

Генеалогическое древо основных русских родов 826-1917 гг. (схема). – Пашков Б. Г. Русь – Россия – Российская империя. М., 1997, с. 82, 140.

Дадианова Т. В. Аланская компонента художественной выразительности «Фёдоровского евангелия» как памятника культуры XIII-XIV в. – Православная церковь в социально-культурных процессах России: история и современность. (Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 23-24 мая 2012 г.). Владикавказ, СОГУ, 2013, с.118-126.

Дадианова Т. В. Забыть Герострата. 29 апреля 2015. – osinform.org>50177-sabyt-gerostrata.html. (Критика антиясыневского подхода).

Дадианова Т. В. Икона «Толгская Богоматерь» – трофей из Алании. – Ярославская культура, 2002 г., №1-2, с.1-2.

Дадианова Т. В. О заслугах Марии-Ясыни и её потомков – благоверных князей в укреплении потенциала Земли Русской. – Духовная культура русского воинства: традиции и современность. Ярославль, ЯВВУ ПВО, 2015.

Дадианова Т. В. Мария-Ясыня, Земли Русской великая просветительница. – Ярославская культура, 2004, №1-2, с. 3-5.

Дадианова Т. В. О Марии-Ясыни – великой просветительнице Земли Русской.- yro.narod.ru/bibliothek.

Дадианова Т. В. О Марии-Ясыне, великой просветительнице Земли Русской.- Макариевские чтения. Выпуск XIX. Можайск, 2012, с.189-196.

Дадианова Т. В. О мероприятиях, посвящённых увековечению памяти выдающейся просветительницы Земли Русской, княгини Марии-Ясыни.- yro.narod.ru/Xronika_culture/Marija-Yas, 20.04. 10 года.

Дадианова Т. В. Осетины на Мологе. – Ярослав. культура. 2002, №1-2, с.4-5.

Дадианова Т. В. Основа государства – большая добротная семья. – Северная Осетия (газета), 2014, №220, 29 ноября, с. 9; №225, 6 декабря, с. 9.

Дадианова Т. В. Сить – Красная река. – Ярославская культура. 2003, №1-2, с. 4-5.

Иппатьевская летопись. Рязань, 2001.

Карамзин Н. М. История государства Российского. 5-е изд. Т. 1-12. СПб, 1842.

Лаврентьевская летопись. Рязань, 2001.

Макарий – архимандрит. Окончание смуты. Период междупатриаршества. (1612-1619). – Макариевские чтения. Выпуск XVIII. Можайск, 2011, с. 127-151.

Мария-Ясыня (фильм), режиссёр и оператор С. Т. Цориев, идея Т. В. Дадиановой. Владикавказ, 2010.

Морозова Л. Г. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. М., 2008.

От единства символов – к реальному единству. (О VI съезде осетинского народа). – Северная Осетия (газета), 2007, 21 сентября, с. 8-9.

Полное собрание русских летописей. М., 2007. Т.

Полный церковно-славянский словарь. /Составитель священник-магистр Г. Дьяченко. М.: Московский патриархат, репринтное переиздание, 1993, с. 612-613.

Приселков М. Д. Троицкая летопись. СПб, 2002.

Рерих Ю. Н. Аланские дружины в монгольскую эпоху. /Журнал «Осетия», Париж, 1933, №4-6.

Свято-Успенский Княгинин женский монастырь.-http://lubovbezusl.ucoz.ru/publ/istorija/Vladimir/svjato_uspenskij_knjaginin_zhenskij_monastyr /64-1-0-1569.

Сиренов А. В. (сост.) Путь к граду Китежу. Князь Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах. СПб, 2003.

Тёшкин Ю. А. Святой князь Фёдор Чёрный. М.: Паломникъ, 2001.

Титов А. А. Ростовская епархия. Материалы для истории Русской церкви. М., 1840, с. 64-66.

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments