Русские на Кавказе – как прожилки у зеленого листа

Похоже, августовская лютая жара в Центральной России «испарила» последние надежды на молодого красивого полпреда по Северному Кавказу и его ребят. Обещанного еще к середине июня «ХлопНЭПа» «по турецкому образцу» так и не появилось. И вряд ли причина задержки – одни только жуткие лесные пожары. Приехавшие в «столицу федерального округа» Пятигорск из Москвы и Красноярска молодые самоуверенные менеджеры едва ли не впервые в жизни всерьез задумались, к какому народу они принадлежат.

Ведь какой образец для своего «НЭПа» ни выбирай, привязывая экономику вверенного твоему попечению региона к турецкой, персидской или китайской экономике, первична «национальная составляющая плана». Ибо все мы, прежде всего, нация, а уже потом «субъекты экономики».

Но ребята в университетах и бизнес-школах «этого не проходили».

Бизнес-подход к политическим проблемам на Северном Кавказе не выдержит даже Россия. Они может быть и рады бы попробовать воспроизвести на Кавказе опыт легендарного «Треста по строительству на Дальнем Севере» со столицей в поселке Магадан, по образцу которого потом кроились все закрытые районы Советского Союза. Но в «Дальстрое», директор которого был царем от правого берега Лены до Чукотки, действовал принцип «персональной ответственности» руководителя. А этого у нас нынче боятся, как чумы!

И слабо им повторить то, что устроил у себя в Грузии Эдуард Шеварднадзе, неплохо почистивший руководящие кадры республики, едва стал первым секретарем ЦК Компартии Грузии. Всех проворовавшихся судили открытым судом, на которые мог прийти любой гражданин, взять слово и, не выбирая выражений, высказать все, что он думает о подсудимом и всей его родне. А республиканское телевидение вело прямую трансляцию с каждого судебного процесса. Новый глава грузинской церкви, сменивший гомосексуалиста-предшественника, разворовавшего хранилище древних рукописей, на проповеди в главном храме в Мцхета, говорил: «Все мы кровно заинтересованы в том, чтобы честь и честность воцарились бы, наконец, на грузинской земле. И поэтому должны поддержать главного труженика на ниве чести и честности – товарища Шеварднадзе!».

Но у хлопонинцев нет ни опыта команды тогдашнего Шеварднадзе (кстати, типичного для аппаратчиков Советского Союза), ни достаточного запаса времени, чтобы подобный опыт обрести.

В 30-е годы XIX века Александр Грибоедов проталкивал через императорскую канцелярию проект превращения Кавказа в некое подобие Ост-Индской компании, совмещавшей функции территориальной власти, подотчетной Лондону и крупнейшего в мире концерна. Англичанам это очень не понравилось, и Грибоедова зарезали в Тегеране. Его недруги полагали, что он способен найти в Российской Империи достаточно толковых менеджеров, чтобы раскрутить свой проект.

Но что же делать Хлопонину и хлопонинцам? Они очень одиноки в своем Пятигорске среди аборигенов, в последние годы чаще стреляющих и взрывающих, чем занятых нормальным трудом. Чего стоит одно лишь убийство кизлярского атамана, бандитский «салют» полпреду перед его встречей с казаками?

В Ставрополе, где перед самым приездом полпреда демонстративно взорвали Дворец Культуры, ширится и крепнет движение в поддержку создания в СКФО Русской республики, равноправной с остальными республиками, где даже «самые приличные» люди называют русских некоренной нацией, права которой вроде бы вторичны.

И хлопонинцам, по сути, не остается ничего другого, кроме попыток хотя бы затормозить стремительную дерусификацию региона, по поводу которой бил тревогу в специальном докладе еще Дмитрий Козак, предшественник Хлопонина в роли куратора Северного Кавказа. В Дагестане, Кабардино-Балкарии, Ингушетии имеются программы по возвращению и сохранению русского населения, но они реально не работают.

Перед тем, как вернуться в Москву, бывший полпред Козак создал в Карачаево-Черкесии два новых национальных района – Абазинский и Ногайский, дав понять местным жителям, пребывающим в состоянии перманентной войны друг с другом, что власть может быть вменяемой и умело гасить первопричины конфликтов.

Продолжится эта линия – сохранятся хотя бы хорошие надежды на будущее. Не продолжится – не останется даже надежд. О чем тут еще спорить, если президент Дмитрий Медведев был вынужден признать ситуацию северокавказского региона главной угрозой безопасности страны?! А 19 мая 2010 года на встрече с правозащитниками Дмитрий Анатольевич официально назвал сохранение русского населения в республиках региона главной гарантией безопасности России.

Едва Ставропольский край, не спросив мнения его жителей, включили в состав СКФО – в газете «Северный Кавказ» было опубликовано Обращение славянских и казачьих организаций с призывом создать Русскую республику, где русские были бы «титульным народом». Сейчас это Обращение обсуждается на 350-ти сайтах на Ставрополье, в Санкт-Петербурге, Москве, Воронеже и других городах России. Идет сбор подписей под Обращением.

Рано или поздно перед президентом страны, его полпредом в СКФО и законодательными органами будет поставлен вопрос: являются ли русские равноправным народом в Северо-Кавказском федеральном округе с собственным правовым статусом, и каковы гарантии государственной поддержки «северокавказских» русских, в которой они на сегодняшний день нуждаются (как и другие народы Северного Кавказа)?

При положительном ответе на поставленный вопрос появляется надежда, что русское население Ставропольского края будет равноправным участником экономических программ, а не резервной территорией, страдающей от различных политических, экономических и военных экспериментов в ходе их реализации в соседних республиках.

В 1998 году при разработке Концепции государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе под руководством тогдашнего вице-премьера федерального правительства Рамзана Абдулатипова русское население в ее тексте было искусственно разделено с казачеством. При этом ни казаки, ни русские не получили в концепции полноправного статуса народов Северного Кавказа.

Дагестанец Абдулатипов (ныне посол России в Душанбе) всю свою «концепцию» построил на призыве проблемы «бедных гор» решать за счет «богатой равнины», которая, по его мнению, начинается с территории Ставрополья. Экспертное заключение ставропольских ученых, опубликованное в одном из сборников, издающихся в Администрации Президента, решило судьбу концепции. Она не получила статус государственного документа. Но не имеющая статуса, она, тем не менее, оказалась мощным «руководством к действию» для аппаратчиков разных уровней. Это не может не провоцировать все новые и новые межэтнические конфликты.

Русские на Кавказе – как прожилки у зеленого листа. Места занимают немного. Но если эти прожилки перерезать, лист погиб.

Сергей КУЧЕРОВ, сопредседатель «Собора Русского Народа»

Обсудить статью в блоге можно здесь

Постоянный адрес :
http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=10&newsid=12356