Устарел ли «красный граф»?

  • Post category:Статьи

К выходу первого тома Полного академического собрания сочинений А.Н. Толстого

В современном литературоведении произошло, несомненно, нерядовое событие. В результате длительной кропотливой подготовки, труда целого коллектива научных работников в ИМЛИ РАН вышел в свет первый том Полного академического собрания сочинений Алексея Николаевича Толстого (1883–1945), наследие которого не тускнеет со временем, а напротив высвечивается новыми красками, приобретает новые интонации и обертоны.

Надо отметить, что последние десятилетия А.Н. Толстой в политическом контексте стал спорной, в чём-то даже одиозной фигурой, прошедшей, как обычно принято писать штампованными словами, «сложный и противоречивый творческий путь». Ему постоянно ставилось в вину, и делались всевозможные разоблачительные упрёки по поводу того, что он — бывший граф (в скобках заметим, довольно провинциально-захудалый), эмигрант и белогвардеец — сумел идеально приспособиться к сталинскому времени, на который приходился пик его творчества, стал будто бы верным сталинским холопом и лизоблюдом. В этом, возможно, есть определенная доля истины, но не всё так просто и однозначно. В советское время Алексей Толстой совершенно правомерно был второй по значению фигурой в советской литературе после Горького — в этом нет ни малейшего преувеличения. Конечно, ему приходилось делать некоторые уступки своему непростому и жёсткому времени, положение его во многом было сложным.

«В угоду Сталину я стал как акробат, — признавался он в доверительном разговоре с художником Ю.П. Анненковым во время своей поездки в Париж в 1936 году, после написания повести «Хлеб», в которой была сильно преувеличена роль И.В. Сталина в Гражданской войне и, в частности, обороне Царицына — и добавил при этом: «и грязный и бесчестный шут».

Конечно, А.Н. Толстой, и это очень хорошо и давно известно, очень дорожил своим материальным благополучием. Эмигрантский горький хлеб был не по нему, он получил от Советской власти всё сполна — огромные гонорары, огромные тиражи книг, Сталинские премии (4 раза), «прегрешение орденов», как не без яда и не без зависти сказал о нём писатель-эмигрант М.А. Алданов. Но в том же можно было бы обвинить и большинство его современников — советских писателей, начиная с того же Горького! Сталин очень высоко ценил его. Во время Великой Отечественной войны А.Н. Толстой даже вошёл в состав высокой комиссии (Комиссии Бурденко), расследовавшей обстоятельства расстрела немецко-фашистскими захватчиками в Катынском лесу (близ Смоленска) военнопленных польских офицеров. Вскоре после этих событий последовали смертельная болезнь и смерть писателя 23 февраля 1945 года.

А.Н. Толстой жил в своем времени, вписался в него, вынужден был подчиняться его установкам и порядкам. Вряд ли можно упрекать его за это, особенно, теперь, спустя многие десятилетия. Главное же всё-таки состоит в том, что это — великолепный, ярчайший художник, несравненный мастер «жарко красивого русского слова», по позднейшему выражению К.А. Федина. Его произведения во все времена имели и имеют огромный читательский спрос, постоянно переиздаются. А.Н. Толстой во всём был ярко талантливым и интересным человеком. Поэтому, как совершенно справедливо высказался однажды в частном разговоре с автором этой статьи сын писателя, известный деятель культуры Никита Алексеевич Толстой, ничто из его наследия «не должно быть похоронено». Всё должно стать предметом научного изучения и достоянием читателей.

В институте Мировой литературы уже давно ведётся работа над подготовкой полного собрания сочинения А.Н. Толстого, которого прежде никогда не было, хотя других изданий было множество. Непосредственно подготовкой издания заняты научные сотрудники Г.Н. Воронцова, И.П. Казакова, Т.И. Радомская, Ю.Н. Кирьянов, участвовал и покойный ныне В.В. Петелин. И вот появилась «первая ласточка» — в этом томе опубликованы ранние произведения А.Н. Толстого периода 1902–1910 годов, собственно, времени его вхождения в литературу. Они снабжены исчерпывающими комментариями, где главное внимание уделено критике.

Публикующиеся здесь произведения А.Н. Толстого указанного времени в основном посвящены теме угасающих дворянских гнезд, хорошо известных молодому автору, вырождения дворянства как сословия. В этом А.Н. Толстой во многом следовал классической традиции, в частности гоголевской (ярко выраженное сатирическое начало, великолепный юмор). К ним относятся рассказы и повести «Старая башня», «Самородок», «Соревнователь», «Яшмовая тетрадь», «Мишука Налымов», «Мечтатель», «Штосс», «Актриса», роман «Чудаки» (здесь же и первый, никогда не публиковавшиеся его вариант под заглавием «Две жизни»). Во втором разделе тома представлены оставшиеся незаконченными произведения этой поры, совсем недавно извлечённые из архивов Москвы, Санкт Петербурга, Самары и других городов. Несмотря на очевидную подражательность, неровность и даже некоторую литературную вторичность большинства этих произведений — которые, по мнению самого автора, не особо ценны и представляют собой лишь небольшие фрагменты, с довольно назойливыми мотивами — в них явственно проглядывают «когти» будущего писателя-классика. Они отличаются «сочным», «вкусным», пластичным русским языком, колоритно выписанным бытом, великолепными пейзажными зарисовками. В речи героев — кем бы они ни были — преобладают просторечные элементы, что также было непосредственной творческой задачей молодого автора. Это свидетельствует о напряжённом интересе писателя к фольклору русского народа, который не оставлял его в течение всей жизни.

Однако в этот том почему-то не вошли ранние стихи А.Н. Толстого, составившие его первую книгу «За синими реками», которая опять же показывает его интерес к устному народному творчеству, поскольку начинал он, как поэт, что хорошо известно. По какой-то причине эти стихи оказались отодвинуты в один из последующих томов, что представляется не совсем правильным, ибо не вполне соответствует установившимся канонам академических изданий.

Как отмечается в редакционном предисловии, целью нового Полного собрания сочинений А.Н. Толстого является изучение творчества А.Н. Толстого «в более широком биографическом, социально-культурном, историческом и литературном контекстах», по возможности объективно воссоздать творческий путь писателя. Однако не можем не заметить, что в томе отсутствует вступительная статья, освещающая весь творческий путь писателя — что тоже не совсем правильно. Задачи и принципы данного издания образуются на опыте предшествующих собраний сочинений классиков и утверждавшихся в последние десятилетия фундаментальных положениях отечественной текстологии.

Составителями придается особое значение опубликованию текстов А.Н. Толстого, без каких бы то ни было купюр, с сохранением особенностей его языка и стиля, а также с необходимыми исправлениями и устранением накопившихся за долгие десятилетия разного рода искажений — цензурных, редакторских, корректорских и технических.

Известно, что А.Н. Толстой постоянно, для каждого нового издания переделывал свои произведения. Это учитывалось при выборе основного источника текста — ими были прижизненные издания, в наибольшей мере несущие в себе следы авторского вмешательства.

В данном издании впервые вводится в научный оборот, как мы уже отметили, неучтенная авторская правка, пометки писателя на страницах издания из его личной библиотеки, письма, воспоминания и другие свидетельства современников, ранее не включающиеся в комментарии его собрания сочинений. И в этом состоит, пожалуй, главное новшество книги, которая сейчас перед нами.

Усилия исследователей, подготовивших издание, были направлены в основном на то, чтобы как можно более доказательно представить закономерности творческой эволюции А.Н. Толстого в контексте времени, в которое довелось ему жить и творить. Всему этому и служит 800 с лишним страничный том.

Остаётся посетовать лишь на то, что его тираж очень невелик — всего 300 экземпляров, но что делать — академическая литературная наука в современных условиях находится не в цветущем состоянии по многим причинам.

Но издание такого рода, несомненно, крупное событие в литературной науке и вообще в культуре — так А.Н. Толстого ещё не издавали! — об этом мы уже сказали в самом начале.

Александр Руднев

Источник: Слово

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments