Русский Леонардо

  • Post category:Статьи

100 лет Побиску Кузнецову.

В этом году в календаре знаменательных и памятных дат, связанных с именами выдающихся российских ученых мы, увы, не найдем упоминание об этом человеке — математике, философе, физике, химике, медике, биологе, экономисте, кибернетике и управленце. О таких часто говорят – непризнанный гений. Однако сказать так о Побиске Георгиевиче Кузнецове, а именно о нем пойдёт речь, наверное, было бы неправильно. Он всё-таки был признан передовыми представителями научных кругов позднего Советского Союза, но до конца, к сожалению, не оценён руководством страны. Личность масштаба Вернадского, Циолковского, Подолинского, Лобачевского! 18 мая ему исполнилось 100 лет со дня рождения.

Кандидат химических наук. Доктор физико-математических наук. Профессор Московского физико-технического института. Гранд-доктор Брюссельского университета. Главный конструктор по разработке систем «СПУТНИК-СКАЛАР» в целях управления научно-исследовательскими коллективами при создании систем жизнеобеспечения для людей, работающих в Космосе (60-е годы). Председатель Научного Совета по разработке крупномасштабных систем в терминах физических величин (созданного в 1977 г. Постановлением Президиума Совета Министров СССР и ГКНТ). Генеральный конструктор СССР (конец 70-х — первая половина 80-х гг.). Председатель экспертного совета Комитета национальной безопасности Государственной Думы Российской Федерации (90-е годы). Академик Международной академии информатизации по отделению «Общественного развития и общественной информации».

По широте своего научного кругозора Побиска Кузнецова можно, пожалуй, сравнить с великим русским химиком Д.И. Менделеевым, чья деятельность не ограничивалась только фундаментальными исследованиями по химии, физике, химической технологии, метрологии, но и затрагивала такие сферы как экономика, воздухоплавание, сельское хозяйство, народное просвещение.

И сходство тем более поразительно, если вспомнить, что Менделеев вошёл в историю науки прежде всего своим открытием фундаментального Закона природы, в соответствии с которым (в современной интерпретации) свойства химических элементов, а также образуемых ими соединений находятся в периодической зависимости от величины заряда их атомов. И выразил это графическим способом через составление таблицы, известной сегодня как Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

П.Г. Кузнецов, решая совместно с выдающимся ученым и авиаконструктором итальянского происхождения Р.Л. Бартини проблему множественности геометрий и множественности физик, разработал универсальную систему общих законов природы. Эта система выявила пространственно-временную связь между математикой и физикой, объединила все уже установленные физические законы и дала возможность открывать новые законы природы.

Как и Менделеевым, система была представлена в виде таблицы, но только L (пространство) – T (время) — размерностей. Каждая клеточка таблицы являет собой класс систем, обладающий конкретным качеством, имеющий определенную универсальную меру и соответствующую L, T — размерность, и отвечает определенному физическому закону.

Причем единой формулой выражения всех законов, как установил П.Г. Кузнецов, служит равенство: [LRTS]=const (где R и S могут принимать отрицательные или положительные целочисленные значения), которое и представляет собой тот самый общий закон природы, являющийся «инвариантом, не зависящим от выбранной частной системы координат…».

Так вот, как было доказано учеником и последователем П.Г. Кузнецова доктором технических наук, профессором, академиком РАЕН Б.Е. Большаковым, периодический закон Менделеева можно, оказывается, так же представить в терминах универсальных мер на L-T-языке, которые будут целиком и полностью описывать все базовые свойства химических элементов.

Иными словами, периодический закон можно рассматривать как частный случай более общего закона природы, который как раз был открыт и сформулирован П.Г. Кузнецовым.

Так кто же он — Побиск Георгиевич Кузнецов?

Обладатель необычного имени, при расшифровке которого обнаруживается дух революционной эпохи начала двадцатых годов прошлого века. Это аббревиатура от «Победитель Октября, Борец и Строитель Коммунизма». Как известно, выражение «как корабль назовешь, так он и поплывет» связано с древнегреческой мифологией и верой в магическую силу имен. Вряд ли родители Побиска в 1924 году задумывались о Древней Греции, но имя сыну дали такое, которое целиком и полностью определило всю его дальнейшую судьбу.

Военно-морская спецшкола, ускоренный курс танкового училища. С 18 лет на фронте. Командир взвода танковой разведки. Орденоносец, был тяжело ранен. Судьба этого человека настолько типична для того времени, что поневоле приходят на ум десятки имен ученых, инженеров, управленцев, разделивших тяготы той великой и неоднозначной эпохи.

После ранения и последовавшим за ним коротким студенческим периодом Кузнецов обратил свое внимание на научные и философские занятия. Его увлекала проблема возникновения живой материи и жизни в целом. Полемист по натуре, Побиск решил собрать студенческое научное общество для обсуждения смысла жизни. Кому-то показалось это «антипартийным», последовал донос. Он был обвинен в антисоветской деятельности, признан виновным в создании контрреволюционной организации и по 58 статье приговорен военным трибуналом к десяти годам лагерей. Это был 1944 год.

Последующие десять лет, проведенные Кузнецовым в различных лагерях системы ГУЛАГа, позволили ему не только получить весьма интенсивное и широкое научное образование, но и провести некоторые из своих наиболее оригинальных научных работ, заложив основу для своих будущих открытий. Причиной этого парадоксального обстоятельства была, как известно, своеобразная природа системы учреждений ГУЛАГа, где осужденных ученых и инженеров для выполнения «народно-хозяйственных задач» объединяли в так называемые «шарашки».

Поэтому в сокамерниках у П. Кузнецова были многие из самых блестящих ученых России. В Новосибирских лагерях он познакомился с уже упомянутым выше авиаконструктором Р.Л. Бартини, с которым подружился и тесно сотрудничал в 70-х годах. Во время длительного пребывания в Норильске в лагерях горно-металлургического комбината П. Кузнецов общался со многими видными учеными. Среди них были: академик Николай Федоровский, основатель Института прикладной минералогии, близкий друг и сотрудник академика Владимира Вернадского; химик и бывший начальник химического управления Красной Армии Яков Фишман; химик-аналитик Петр Левин; и многие другие. В другом лагере ГУЛАГа Побиск познакомился с академиком Василием Париным, с которым они впоследствии решали задачи создания систем жизнеобеспечения советской пилотируемой космонавтики.

Именно во время работы в Норильске на Экспериментальном металлургическом заводе Побиск Кузнецов, по его собственным словам, сделал важнейшее наблюдение, которое определило большую часть его последующих научных работ: «В реальном мире — в отличие от виртуального мира математической физики, каким он является, обычно понимают — существование и поддержание разницы или градиента потенциала (например, химического потенциала) всегда связано с непрерывным потоком энергии и затратой работы». Это наблюдение позже стало основой исследования Кузнецовым систематических различий между энтропийными и антиэнтропийными системами, а также его исследования законов физической экономики человека.

В 1954 году Побиска Кузнецова освободили из лагерей. А еще через два года в связи с отменой приговора военного трибунала он был полностью реабилитирован. С этого момента началось восхождение ученого по тернистому пути на Олимп научной славы. И в своем исследовательском поиске он всегда следовал девизу — «творчество есть процесс превращения невозможного в возможное».

Для характеристики неординарности, глубины и научной значимости работ, которые выполнил П.Г. Кузнецов за более чем двадцатилетний период, приведу лишь фрагмент одного официального документа, подписанного в середине 70-х тремя академиками АН СССР: В. Глушковым, В. Семенихиным и В. Афанасьевым: «П.Г. Кузнецов обладает способностью использовать при решении сложных научных проблем в одних областях знания аппарат других наук, зачастую очень удалённых. Это затрудняет немедленное и широкое восприятие, признание и реализацию его идей, но это же и является ценным в научном исследовании, так как именно такой широкий синтез способствует прокладыванию новых путей в науке».

Мое знакомство с Побиском Георгиевичем Кузнецовым состоялось в 1986 году, когда он был назначен на должность заместителя начальника отдела АСУ издательства ЦК КПСС «Правда». В редакции газеты ему выделили отдельный кабинет, кажется, на восьмом этаже и обычно с утра до позднего вечера он просиживал за своим компьютером, либо проводил научный ликбез с сотрудниками редакции или вел беседы с иными приглашенными лицами. В тот год я вернулся с научной зарубежной стажировки, на которую отправляли в советское время молодых кандидатов наук из Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева, и пребывал в состоянии неопределенности о своей дальнейшей профессиональной судьбе химика. Хотелось заняться чем-то новым. Поэтому с радостью согласился на предложение старших товарищей пообщаться с уникальным человеком с «химическим прошлым», оказавшимся волею судеб и главного редактора в стенах центральной газеты страны.

Сразу выяснилось, что оба кандидата химических наук занимались схожей проблематикой, связанной с разделением редкоземельных элементов. Затронули вопросы термодинамики, понятия энтропии, тепловой смерти Вселенной. Но химическая тема на этом практически исчерпала себя. Поскольку на неожиданный вопрос Побиска Георгиевича о том, что есть деньги, можно ли от них отказаться и нужны ли они нашим космонавтам на орбите — вразумительного ответа у меня дать не получилось.

И вот тогда-то при первой нашей встрече и состоялось мое знакомство с открытием, которое сделал П.Г. Кузнецов. А оно заключалось в том, что все явления Жизни, по убеждению ученого, находятся под контролем закона сохранения мощности: как утверждения о том, что полная мощность на входе в систему равна сумме активной (полезной, созидательной) мощности и мощности потерь (рассеивания) на выходе системы. Это означает, что процессы рассеивания и процессы накопления энергии, процессы хаоса и порядка, Жизни и Смерти находятся в компетенции закона сохранения мощности, которая в пространственно-временной системе, уже упомянутой нами ранее, находится в правом верхнем углу таблицы и имеет размерность [L5T-5]. При этом универсальной, объективной мерой стоимости в мировой экономике III тысячелетия должна быть физическая величина — киловатт-час. А не масса конвертируемой валюты («крашен-ной бумаги», как выражался Кузнецов) — спекулятивного капитала, количество которого зависит только от времени работы печатного станка и желаний его владельца повыгоднее обменять напечатанное на землю, заводы, фабрики, природные ресурсы и интеллект живых людей.

Плотное участие Побиска Кузнецова в разработке систем жизнеобеспечения для длительных полетов позволило ему сделать вывод, что человек не нуждается для нормальной жизнедеятельности в денежных знаках! Ведь космонавты не берут их с собой, даже отправляясь в длительные полеты. Все технические возможности и комфорт людей на орбите зависят не от денег, а только от энерговооруженности корабля.

Поэтому, по мысли Кузнецова, систему жизнеобеспечения людей на планете Земля следует планировать, основываясь не на бюджетах, а на производимых человечеством киловатт-часах.

Следующими шагами в развитии своих идей о всеобъемлющей роли закона сохранения мощности явились предложенные Побиском Кузнецовым в рамках понятия «физической экономики» законы исторического развития Человечества:

закон экономии времени или тенденция к сокращению общественно необходимого времени для производства того или иного товара;

закон неубывающих темпов роста производительности труда в системе общественного производства;

закон возрастающего спроса потребления, связанный с «созданием всесторонне развитой творческой личности».

Связывая эти законы с измерением экономического роста с использованием таких физических параметров, как, например, характеристики потоков энергии в экономике, Кузнецов делал акцент на том, что «производство новых творческих идей является движущей силой экономического роста, приводя как к увеличению материального благосостояния, так и интеллектуальных способностей человеческого рода». П.Г. Кузнецов особо подчеркивал, что это справедливо для любого типа общества, любой страны, любой организации независимо от её политического устройства и форм собственности.

Отдав всего себя выяснению смысла Жизни, как Вселенского явления, и установлению законов, по которым она развивалась и развивается, П.Г. Кузнецов сформулировал суть устойчивого развития общества в системе Природа-Общество-Человек. Согласно его мировоззрению, переходом к устойчивому развитию общества является движение Человечества из «мира вещей» в «мир духовных ценностей». Из мира, где доминирует потребность и идея «ВЗЯТЬ», в мир, где будет доминировать идея и потребность «ОТДАТЬ» для блага людей и Человечества в целом.

И не случайно американский журнал «Executive Intelligence Review» назвал П.Г. Кузнецова «русским Леонардо да Винчи».

В 2017 году было создано Русское Космическое Общество (РКО), которое воплотило в себе научные, философские, методические и практические идеи, развивавшиеся П.Г. Кузнецовым. Эта организация стала продолжателем дела, которому Побиск Георгиевич посвятил свою жизнь. Под эгидой РКО с 2018 года проводятся так называемые «Побисковские чтения» — международные научно-философские чтения имени Побиска Георгиевича Кузнецова.

Андрей АФАНАСЬЕВ, канд. хим. наук. Институт физической  химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН

Источник: Слово

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments