Памяти Владимира Кострова.
На 88-м году жизни скончался Владимир Андреевич Костров (21 сентября 1935 — 26 октября 2022). Поэт. При всей нынешней девальвации этого высокого звания — настоящий, бесспорный поэт, далёкий по внутреннему складу своему от изменчивой и суетной литературной моды. Поэт из поколения “шестидесятников”, стоявший чуть поодаль и от “эстрадного” стихотворчества, и от “тихой лирики”. Тем не менее поэт более чем современный — не столько через злобу текущих дней, сколько через Время, с большой буквы.
Может быть, из стороны нездешней
Я увижу, как в лугах идёт
Преданный, распятый и воскресший
Мой народ.
Было во Владимире Кострове и в его творчестве то неистребимое и неизъяснимое русское начало без конца, которое объединяет нашу страну, наш мир и в годины поражений, и в годины побед, которое проявляется и на войне, и в трудах, и в праздники, которое пронизывает и духовные взлёты/падения, и тончайшие движения души, и яркие чувственные восприятия, и даже сочный юмор — вплоть до навечно ушедшего “в народ”:
Жизнь такова, какова она есть,
и больше — никакова!
Уроженец дальней костромской деревни, он даже фамилией своей подтверждал неразрывную связь с малой родиной. Костромич Костров. Но его стихи — не только и не столько “гармошка да жалейка”, “берёзки да церквушки”. В них отражается вся русская история, культура и литература, причём в её, можно сказать, пушкинско-тютчевской традиции. Не случайно Владимир Андреевич многие годы являлся председателем Международного Пушкинского комитета, не случайно он был одним из главных инициаторов признания даты 6 июня, дня рождения Александра Сергеевича, Днём русского языка; не случайно его перу принадлежат замечательные переводы написанных по-французски стихов Фёдора Ивановича, не случайны постоянные “пушкинские” и “тютчевские” мотивы в его стихотворениях.
Стон последней любви в журавлиных созвучьях.
Русской белой метели сияющий храм.
Не ошибся ли Фёдор Иванович Тютчев,
Завещавший любимую Родину нам?..
…Как направить свой путь сквозь туман бездорожья
Там, где мера одна только — заповедь Божья —
Не погонные метры, не общий аршин?
Что важно, образ “любимой Родины” у Кострова обладает исторической цельностью, не делится на “хорошую” и “плохую части”, это настоящая любовь, для которой прошлое, настоящее и будущее сливаются в единое, поверх этих времён, действие.
Да стоят по родине кремли,
Утишая яростную новь —
Белые, как русские тела,
Красные, как пролитая кровь.
Это ведь не только про “красных” и “белых” — это о всех русских “кремлях”, священных и защищённых — от врагов внешних и внутренних — пространствах нашего бытия, которые составляют историческое единство России. Это единство Владимир Костров крепил своими словами и делами. Вечная память и Царствие Небесное!
Георгий Судовцев
Источник: Завтра