Традиционность и инновация в процессе развития общества Республики Дагестан

Российский цивилизационный процесс: прошлое, настоящее и будущее.

Аннотация. В статье проводится аналитическое исследование развитие цивилизационного процесса посредством двух основополагающих тенденций – сохранение традиций и введение новаций. Проводится сопоставление влияний на цивилизацию новых норм и принципиальных решений, которые влияют на общую конструкцию общества. Далее делается вывод, что новация имеет место быть в неустойчивом состоянии цивилизации, в то же время необходим баланс между появлением новшеств и устойчивостью традиций для сохранения жизнеспособности цивилизации.

Ключевые слова. Цивилизация, цивилизационный процесс, традиция, новация, развитие, стагнация, индивидуальное сознание, общественное сознание.

В ряде научных исследований под процессом цивилизации понимается появление, развитие и гибель цивилизаций. Цивилизация представляет собой симбиоз традиций и новаций, что и обеспечивает развитие. Традицией принято считать укоренившуюся форму социального поведения, которая передается от поколения к поколению. В понимание традиций закладывается также и общественные предписания, правила поведения, ценностные ориентации, обычаи, обряды и т. д.

Традиции сохраняются в определённых обществах в течение длительного времени. Под инновацией понимают нововведение, которое отличается более эффективными свойствами чем традиционное. Инновация может быть любое открытие, реализованное как на индивидуально-личностном, так и на общественном уровне. Характерная черта инновации в том, что новшество в дальнейшем достигает некоторого уровня всем обществом. Самый подходящий период для возникновения новаций – это неустойчивое состояние цивилизационной системы, когда инновации цивилизации представляют лишь этап в череде причинно-следственных связей.

Ключевым условием для новаций является их транслируемость, способность передаваться по определенному алгоритму научения. Иначе, инновация является лишь открытием для самое себя и прекращается в том сообществе, где оно появилось. Это может быть уровень общего течения событий в цивилизации, этносе, культуре. Трансляция может быть локальной, тогда она оказывает влияние на некоторую часть общества.

Отметим, что на сегодняшний день инновация возникает через информационные источники, что позволяет овладеть сразу определённой группой или сообществом. Рассматривая республику Дагестан как пространство сопряжения традиционности и инноваций, характерным условием взаимовлияний стало общественная миграция. В силу общественно-экономических факторов за последние 50 лет стремительно протекает урбанизация. В этом контексте традиционные векторы развития общества претерпевают серьёзные изменения.

Таким образом, неустойчивость социальной системы является условием для появления новаций. Именно в такой среде есть шанс для возникновения относительно нового общекультурного образца (возникновение протестантизма в западноевропейской цивилизации, либо ультрарадикальных течений ислама) или культурного образца, который в достаточной степени повлияет на развитие цивилизации в целом.

Новация может идти по пути возобновления исторической традиции, т. е., проявлять цикличность.

Инновация часто выступает как продукт индивидуального сознания, некоторое следствие сложного процесса культурно-исторического или социокультурной работы индивидуума. (общественного деятеля, социального реформатора, учёного).

Итак, прежде чем что-либо новое станет достоянием в обществе, в том числе и цивилизации, должно появиться и сформироваться первоначально на индивидуальном уровне. Исключение составляет инкорпорированный (заимствованный и включенный в свою культуру) опыт чужих культур.

Социальная организация, включает такие институты как религия, производственная деятельность, морально-нравственные нормы регламентируются на запретительных нормах, заданных в виде табу. Этот механизм табуирования ограничивает новации и сохраняет традиции в качестве оптимальной основы существования в экологической, этнокультурной и социально-экономической среде. Такими ограничителями выступают: культура, мораль, традиции, система ценностей, устоявшиеся формы поведения, культурные шаблоны, каноны. Ограничения могут быть жёсткими и гибкими, многовариантными, но они всегда должны быть. Человек всегда свободен в рамках определённого выбора, из установленных позиций.

Существует оптимальный порог восприятия новаций цивилизационной системой. Этот порог охраняется традициями. Поэтому уничтожение сложившихся традиций ведёт систему к гибели.

Развитие любых социальных институтов, в том числе идеологий и культур, могут не только эволюционировать, но и деградировать, откатываться назад. Анализируя исторические процессы, можно констатировать, что научное учение могут становится доктриной, затем догмой. Догмой называют вырождения идей. А канон является стадией вырождения метода. То же самое мы наблюдаем при анализе закономерностей общественных процессов.

Первыми из идеологии исчезают элементы, ограничивающие элиту или заставляющие её исполнять социальные обязанности, не свойственные основной массе населения. Такая форма является обусловленной гармонизации прав и обязанностей в обществе. И чем более разделено общество по социально-экономическому положению, тем большую значимость имеют эти ограничения. Следовательно, чем однороднее общество, тем меньше роль играет идеология.

Нивелирование табу, отмена канонов открыли дорогу новациям. Ведь, чем меньше ограничений, тем более быстрыми темпами идёт развитие.

Переход к новому этапу развития общества – это всегда отрицание предыдущего. Если не сформировалась новая альтернатива развития, то искусственно созданной новацией будет восстановление предыдущего опыта, но в новой интерпретации. Так, средневековье отрицало античность, эпоха средневековья отрицала возрождение, капитализм отрицал социалистическое общество, а неокапитализм отрицает социализм. В современных реалиях происходит глобалистской унификации идет отрицание традиционных основ национальных различий и культур, как результат появляются локальные или глобальные новации, связанные с новым религиозным течениями или посткультурной парадигмой.

Луговой Руслан Александрович — директор ГБУ РД «Республиканский центр русского языка и культуры», председатель комиссии ОП РД по межнациональным и межрелигиозным отношениям, миграционным процессам и внешним связям, кандидат психологических наук

Литература

  1. О.А. Сергеева. https://www.socionauki.ru/upload/socionauki.ru/journal/fio/1999_2/190-213.pdf?ysclid=m3sfq3ftyy984408815
  2. Луговой, P.A. Моральное самосознание молодежи Дагестана в традиционной и иноэтнической среде / Р.А.Луговой // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки – 2011. – № 3(16). – С. 18 – 22. – 0,2 п.л
  3. Луговой, P.A. К проблеме психологического содержания этнической идентичности / З.М.Гаджимурадова, Р.А.Луговой // Вестник Дагестанского Государственного педагогического университета. – 2005. – № 5. – С.50 – 55. – 0,3 п.л..
  4. Абатаева П.Н. Понятие ценностей в психологических исследованиях / П.Н. Абатаева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №63-2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-tsennostey-v-psihologicheskih-
  5. Селезнева Ю. А. ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ. ЧТО СТОИТ ЗА ЭТИМ ПОНЯТИЕМ? // Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments