Евразийские параметры Российской цивилизации

Российская цивилизация: вчера, сегодня, завтра.

Сегодня мы проводим научно-практическую конференцию «Вклад в евразийское будущее народов России» в динамично развивающихся условиях современного мира. Какие же принципы и параметры евразийской цивилизации продолжают именно российскую цивилизацию? Концепции определенного цивилизационного развития базируются на синтезе научных изысканий и прагматичных политических целей того или иного общества.

Евразийство, зародившись совсем недавно в историческом и научном масштабе продолжает поиски политической целесообразности своего становления. Осмыслить саму идею Евразийства и придать ей идеологически завершенную структуру пытаются ряд ученых, среди которых широко представлены наши земляки, среди которых ярким именем обозначен географ, писатель, публицист, ученый Мурад Эскендерович Аджиев. (псевдоним Мурад Аджи).

Смелые гипотезы Мурада Аджи как при его бурной деятельности, так и сейчас находят отклик в происходящих событиях, имеют политическое значение и возможность рассматривать концепцию Евразийства под разными углами.

Как известно, кто управляет прошлым, тот владеет будущим. В этой связи концепция Мурада Аджи это яркий пример намерения перехватить цивилизационный историческое лидерство в этом процессе тюркоцентричной идеей, придав евразийству тюркский доминирующий параметр. Особенную значимость такого подхода придает и острый миграционный вопрос в политической плоскости современной России.

Так, согласно концепции Мурада Аджи, одним из основных результатов Великого переселения стало создание страны Дешт-и-Кипчак (Великой Степи). Ее земли лежали от Байкала до Атлантики. Включая в себя значительную часть территории Сибири и современной России, она во многом совпадала с границами позднейшей Российской империи. Здесь жили тюрки — предки нынешних башкир, казахов, киргизов, кумыков, ногайцев, татар, украинцев, чувашей, и других народов, в том числе и части сегодняшних русских.

Освоенная и заселенная тюрками в ходе переселения с Алтая, Великая Степь дала начало Киевской Руси и другим странам Средневековья. А потому историю России надо отсчитывать не с IX века и не с Киевской Руси, а много раньше, и не в Европе искать ее истоки, а с Древнего Алтая, родины тюрков. Такова главная идея Мурада Аджи. Концепция Евразийства характерна тем, что представляет поле для дискуссий кто же был первым родоначальником цивилизации на континенте, кто начал путь развития народов и их объединения вокруг какой-то идеи.

В  трудах Мурада Аджи подчеркивается, что тюркские племена Алтая не были кочевыми, а продвигались по степи, оставляя за собой укрепления. Так, Мурад Аджи заключает, что появление русского мира началось не с европейской части, а как раз с противоположного начала – Азии, ее колыбелью Евразийского континента – Алтая.

Что же дает данная гипотеза, в случае ее принятия за основу. На этот вопрос Мурад Аджи отвечает в одной из своих трудов «Европа. Тюрки. Великая Степь» [1], что в таком случае русское государство представляет собой также и тюркскую цивилизацию. Как мы говорили выше любая концепция цивилизаций имеет как научную практичность и необходимость, так и политическую. Как бы не пытались перетянуть историческое одеяло на свою сторону адепты тюркоцентризма, дерусфицировав историю, надо понимать следующее: евразийское пространство Российской цивилизации как укрепившееся образование имеет славянское начало.

Это вытекает не из национального состава населения, а из простого факта, что государственным языком России являлся и является русский язык, язык славянской группы индоевропейских языков.

Языковая идентичность имеет решающее значение при определении интегральной этнокультурной природы того или иного государства. Столь же несомненна и славянская историческая идентичность России, опирающаяся на идентичность индоевропейскую. Славянский характер происхождения Российского государства и русского народа важен в связи с тем, что он показывает высокую степень автохтонности русских-славян-индоевропейцев на тех территориях, где сформировалось Российское государство. Новейшие данные палеогенетики говорят, что между современным русским населением России и населением России в глубокой древности существует прямая генетическая связь [2]. 

В ледниковый период (40-12 тыс. до н.э.) прямые предки современных индоевропейских народов обитали в Восточной Сибири. Они охотились на мамонтов и северных оленей. Материалы генетического изучения палеолитических стоянок Мальта (Иркутская область) и Афонтова гора (Красноярский край) показали, что у их обитателей была гаплогруппа R1, как у большинства русских и большинства индоевропейских (или восходящих к индоевропейцам) народов. В западной терминологии эти люди получили наименование Ancient North Eurasian (ANE) (Древние северные евразийцы) [3].

Во II тыс. до н.э. была изобретена лёгкая колесница на спицах, и именно самыми ранними свидетельствами её изобретения и использования интересен знаменитый Аркаим в Челябинской области. Конь и колесо — это причина, почему индоевропейские языки стали самыми распространёнными на планете. В бронзовом веке скорость их перемещений была несопоставима со скоростью других народов, в том числе и тюрков [4].

В III тыс. до н.э. начинается обвальная индоевропейская экспансия на Запад и Восток. Индоевропейцы, двигаясь из восточноевропейских степей, заселяют Западную Европу (в основном это были носители группы R1b), лесную зону Восточной Европы, через Приуралье и Западную Сибирь они идут в Среднюю Азию, далее — в Индию и Иран. В этот период пространственный ареал распространения индоевропейских народов стал максимальным.

Индоевропейская экспансия создала в Северной Евразии масштабный индоевропейский мир от Бретани до Амура и от Балтики до устья Ганга. В Великой Степи в скифский и сарматский период господствовали ираноязычные кочевники, вступавшие во взаимодействие с оседлым индоевропейским населением, которое может условно считаться пред-славянским или перед-балтославянским.

Постепенно масштабы индоевропейского мира сжались, значительную часть ареала заняли тюркские и монгольские народы, усилилось и значение финно-угров. Однако эпоха индоевропейского расширения чрезвычайно важна для истории всего Старого Света [5].

Подытоживая выступление подчеркну, что полемика между различными подходами в становлении Евразийской цивилизации не утихает, что дает возможность дальнейшего изучения и прагматичного подхода в политическом аспекте. Подчеркну, что сейчас, когда нацистский режим Украины орудуя лозунгами и сомнительными изысканиями, распространяет ложь о том, что Россия — это Азия и не имеет отношение к подлинной Руси, к которой несомненно причисляет себя сама Украина, нам надо очень внимательно относится к позициям в евразийской доктрине, чтобы ненароком не подыграть в этом контексте укрофашистским идеологам, и с легкостью отказаться от исторического первенства славянской цивилизации на евразийском континенте. В то же время, процесс определения евразийских параметров Российской цивилизации должен исходить из интересов геополитического положения России и интересов национального большинства.

Луговой Р.А., кандидат психологических наук, директор ГБУ РД «Республиканский центр русского языка и культуры», председатель комиссии ОП РД по межнациональным и межрелигиозным отношениям, миграционным процессам и внешним связям, эксперт ФАДН

Литература:

  1. Аджи Мурад. Европа. Тюрки. Великая Степь.— М., «Мысль», 1998. – 334 с.: ил. Тираж 11 000 экз. ISBN 5-244-00914-1.
  2. Холмогоров Е. С. Славянская Россия // режим доступа: https://readovka.space/slavyanskaya_russia
  3. Герасимов М.М.  Мальта — палеолитическая стоянка. Результат работ 1928—1929 гг. Иркутск, 1931.
  4. Епимахов А. В. Ранние комплексные общества севера центральной Евразии (по материалам могильника «Каменный Амбар-5»). — Кн. 1. — Челябинск: Челябинский дом печати, 2005.
  5. Николаева Н. А. О концепции четырех прародин индоевропейцев В. А. Сафронова// Индоевропейская история в свете новых исследований: сборник научных статей : Сборник трудов конференции памяти профессора В.А. Сафронова. — М.: МГОУ, 2010. — С. 56—70. — ISBN 978-5-7017-1653-5.
Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments