Медицина.
Кубань станет первым регионом в России, который может полностью отказаться от труда мигрантов. О планах введения подобных ограничений рассказал губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев на «Прямой линии», сообщает kuban.kp.ru/daily. «Если говорить про строительную сферу, то сейчас можно привлекать 50% иностранных кадров. В остальных сферах запрет действует с начала этого года. Со следующего – полностью запретим иностранную рабочую силу», – отметил Вениамин Кондратьев.
В крае уже действуют достаточно жесткие ограничения для работников из других стран. Получить патент иностранцам не получится в 85 отраслях. Так, приезжим нельзя устроиться на работу в сфере образования, сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, торговле, на обрабатывающих производствах, а также производстве техники и оборудования. Штрафы — впечатляющие, работодатель может заплатить в казну до 1 млн рублей, если возьмёт на работу мигранта.
Меры, введённые властями Краснодарского края, прежде всего направлены на защиту национального рынка труда и необходимость в приоритетном порядке трудоустройства россиян. Увы, подобная политика характерна отнюдь не для всех регионов России. Особенно беспокоит население кризис в здравоохранении. В районных поликлиниках всё больше сотрудников с труднопроизносимыми фамилиями. Вузы России зазывают учиться бесплатно абитуриентов из Средней Азии. Есть факультеты, на которых нет ни одного местного студента. Кто будет лечить через пять-семь лет тех, кто не может платить за своё здоровье по коммерческим расценкам?
Из-за нищенских зарплат врачи идут в коммерческие клиники, а в государственных медучреждениях их замещают приезжие. В частной медицине специалисты примут, обследуют, назначат лечение. Даже в провинциальных городах приём доктора стоит от двух тысяч рублей. А если визитов требуется несколько? Разоришься. Приходится идти по месту жительства, а там сегодня часто встретишь врача, квалификация которого вызывает немало вопросов.
По данным Минздрава, штат больниц и поликлиник врачами укомплектован на 82%, средним медперсоналом — на 84%. Но на деле картина хуже, ведь каждый врач трудится минимум на полторы ставки.
В нашей местной поликлинике, пишет корреспондент tsargrad.tv Ольга Антонова, приём ведёт таджик-хирург. Мой родственник обратился к нему с болезненной шишкой на ладони. Врач с акцентом предложил: «Не знаю, что там у тебя, давай сейчас разрежем и там посмотрим». Резать себя больной не дал — идея сыграть роль живого учебного пособия не вдохновляет…
Верный помощник чужеземцев в белых халатах — интернет. Свекровь часто ходит в поликлинику, говорит: «У нас через кабинет сидят приезжие врачи. Смотрят на тебя, слушают, потом медленно, выискивая русские буквы на клавиатуре, забивают симптомы, читают и выписывают рецепт», — цитирует родственницу Антонова.
Недавно Росздравнадзор раскрыл статистику по приезжим специалистам, которые подавали заявление на получение медицинской лицензии. Так в 2022 году было получено 5,3 тыс. обращений: 1940 — от медработников с украинским образованием; 1097 — специалисты с таджикскими дипломами; 620 — киргизские специалисты; 561 (10,6%) — казахские медики; 233 (4,4%) — заявители из Узбекистана. Выдано 4515 положительных решений (85%). Отказано было из-за «несоответствия заявленного уровня подготовки установленным в РФ квалификационным требованиям». Надо думать, остальные оказались высококлассными специалистаами?
Устроиться на работу приезжему врачу просто, диплом подтверждать не надо: действует межгосударственное соглашение с бывшими республиками СССР. Требования в Союзе к медобразованию были высокими. Сохранён ли тот уровень? Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов в интервью «Свободной прессе» пояснил: «После гонений на русскоязычное население учить там стало некому, специалисты, в том числе в образовании, уехали. На Украине пытались перевести русский медицинский язык на мову — им смешно самим стало».
Отказ от русского языка в большей части республик создал каверны в образовательном процессе. К нам они едут не работать, а деньги зарабатывать. Медицина, подчёркивает эксперт, это служение. И здоровье — не товар.
Как допустили до пациентов специалистов без знания русского языка? Есть медкнижка у специалиста? Есть ли в ней данные о детской вакцинации? Мы же знаем, как помолодел туберкулёз в Таджикистане, вакцинации нет. А врачи каждые 15 минут общаются с пациентами. Они им инфекцию передают?
Власов подчёркивает: в любом государстве врач всегда был элитой, представителем высокого культурного пласта. И элита эта таковой и должна оставаться.
Россия не только легко принимает приезжих врачей, но и с радостью обучает абитуриентов из Средней Азии. В том числе бесплатно, по квотам. Учёбу в России выбирают выпускники таджикских школ, в приоритете — медицинское направление. Страна входит в топ-5 по числу студентов в России. На 2025 год мы выделили самую высокую квоту в мире — тысячу мест. А Кыргызстану на следующий год выделено 700 бесплатных мест. Для абитуриентов из Узбекистана в следующем году подготовлено 800 бюджетных мест. Всего по программам России обучаются более 53 тыс. узбекских студентов, из них 4 тыс. — студенты-медики.
Коммерческие вузы не отстают от государственных. Так, на первом курсе стоматологического факультета частного университета в Саратове учатся сплошь приезжие. При этом поступить в любой медицинский вуз очень сложно. Мама выпускницы рассказала: «Кроме репетиторов по русскому и математике, дочь углублённо занималась в онлайн-школе, где «натаскивают» на ЕГЭ. Мы подавали документы в несколько медуниверситетов и поступили в Казань. В родном городе не прошли на бюджет, а стоимость платного обучения на стоматолога — 225 тыс. рублей в год — не потянем». В коммерческом медуниверситете Саратова семестр для будущего стоматолога стоит более 250 тыс. рублей. А нам чиновники твердят, что в республиках Средней Азии бедность и разорение. Выходит, у наших родителей денег нет на обучение, а у их — есть.
Председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета по правам человека Кирилл Кабанов подчёркивает, что массовая замена наших врачей на мигрантов из Средней Азии есть угроза национальной безопасности, жизни и здоровью людей.
Надежда забрезжила, когда председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил: «Целесообразно ли в сферу здравоохранения привлекать мигрантов? Или, может, сделать всё, чтобы наши целевики, из которых всего треть возвращается работать в больницы, пошли в профессию, и понять, почему они не идут? А у нас Минздрав подаёт заявку, чтобы мигранты ехали врачами и медсёстрами».
Кажется, до региональных властей доходит острота проблемы. Летом запрет на работу мигрантов в здравоохранении ввёл Севастополь. В Якутии табу действует с сентября. С 1 января приезжих перестанут трудоустраивать в Нижегородской области и в Подмосковье. Полностью запретят труд мигрантов в Краснодарском крае. Чего ждут остальные?
По материалам СМИ
Источник: Слово