Памяти атамана Ветрова

  • Post category:Статьи

Стало известно о кончине Ветрова Альберта Тимофеевича — бывшего атамана Енисейского казачьего войска, а позже в 90-х годах и атамана общественного объединения “Союз казачьих Войск России и Зарубежья” (СКВРЗ).

А.Т. Ветров родился 5 ноября 1946 года в селе Усть-Пит Енисейского района Красноярского края. Предки — забайкальские и донские казаки. Окончил исторический факультет Красноярского педагогического института по специальности “историк-краевед”. Специализировался по истории казачества и освоения Сибири и Дальней России.

Переломные этапы истории порождают неординарных личностей, которые нередко становятся неформальными лидерами общественных движений. Не исключением является и Ветров Альберт Тимофеевич, ставший с конца 80-х годов лидером значительной части “вольных казаков”. Как мы помним, процесс так называемого “казачьего возрождения” 90-х годов начинался с инициативы и контроля партийных организаций КПСС в рамках общественных организаций. Но очень скоро с распадом единого государства, обвалом экономики и традиционных сфер жизни процесс “казачьего возрождения” вступает в сферу противостояния с нарождающейся социальной прослойкой отечественного олигархата и особенно той его либеральной частью, которая своё будущее никак не связывает с Россией. Особенно наглядно этот процесс проявился на национальных окраинах, где либеральная риторика федерального центра воспринималась местными элитами как руководство к действию по выдавливанию коренного славянского населения. Процесс приобрёл катастрофический характер, особенно в республиках Северного Кавказа. Процесс “возрождения”, по совершенно справедливому замечанию Ветрова А.Т. , завершился почти полной утратой казаками своих исконных территорий — земель казачьего Присуда.

Следует отметить, что к этому времени уже были приняты достаточно серьёзные документы по казачеству. Прежде всего “Закон о реабилитации репрессированных народов”, а позднее и сборник нормативных документов по реестровому казачеству. Проблема в том, что эти документы не работают в соприкосновении с местными, часто коррумпированными элитами. Принятые документы предполагают и социально-экономическое возрождение казачьих общин, но ситуация складывается так, что большого труда стоит даже сохранение самобытной культуры и памятников истории казачества. Не создает гарантий для этого и госреестр. На нашем сайте мы размещали аналитическую справку атамана Кизлярского округа Терского войскового казачьего общества (ТВКО). Это к вопросу о том, как работает в Дагестане широко объявленная программа по предотвращению оттока русскоязычного населения. Аналитическая служба СРН многие годы отслеживала политику по сохранению культуры казачества в северокавказских республиках, то есть в широком смысле российского цивилизационного пространства, о необходимости сохранения которого нам часто напоминает президент РФ. К сожалению, долгие годы у Правления СРН ушли на то, чтобы обратить внимание российской общественности на происходящие нарушения федеральных законов. Восстановлены некоторые памятники. Но это Дагестан, где, кстати, дважды местными элитами провалено принятие федерального “Закона о казачестве”. Казалось бы, в Северной Осетии ситуация должна быть другой, но и там под угрозой существование известного казачьего хора. Многие годы не удается установить мемориал георгиевским кавалерам Терского казачьего войска, памятник атаману ТКВ Караулову, защитнику южных рубежей России Архипу Осипову.

Вот на таком историческом фоне и прошла 30-летняя общественная деятельность атамана Ветрова А.Т., которая была совмещена с серьезной исследовательской работой по изучению древней истории российского казачества, многочисленными поездками по казачьим регионам. Попытки приклеить к имени Ветрова А.Т. ярлык “казачьего сепаратиста” абсолютно беспочвенны. В публикациях и выступлениях Ветрова А.Т. позиция “казачество и Россия неотделимы” абсолютно внятна. Здесь он следовал словам последнего гетмана Украины, царского генерала П.Скоропадского, покинувшего свой пост в преддверии гражданской войны и наступавшего хаоса : “Нам без России некуда!”

Пархоменко Владимир Степанович, координатор СРН, есаул Терского казачьего войска

 

Атаман Ногинской казачьей общины Янко Владимир Викторович об А.Т. Ветрове:

Атаман Ветров был сильной и разносторонней личностью. Можно предположить, что родись он в другое время и сложись судьба его несколько по-иному, он вполне мог бы быть на гребне революционных событий государственного масштаба и возглавлять силы, осуществляющие ломку старых и созидание новых общественных или государственных структур. Но кто-то сверху распорядился по-иному, и Альберт Тимофеевич не вошел в число деятелей страны первой величины, хотя и оставил след в истории казачьего и патриотического движения России постперестроечного периода на стыке XX и XXI веков.

Каждый человек такого масштаба, как Ветров, противоречив. Но что, пожалуй, никто из знавших его отрицать не будет: он был истинным патриотом казачьего движения, Патриотом с большой буквы. При этом он был историком казачества, знатоком его возникновения, становления и генезиса, хорошо разбирался в его политической и культурной жизни. Мало того, сам был знатоком казачьего фольклора и помнил большое количество казачьих старых песен. Имея красивый зычный голос, неоднократно в конце очередного казачьего круга все собрание заслушивалось этими песнями, исполняемыми им как правило а капелла.

У него не было своего жилья в Москве, и так случилось, что он несколько лет прожил в моем доме в Подмосковье. Дом был без отделки, довольно большой. Я там постоянно не жил, но давал возможность жить тем моим друзьям, кто по той или иной причине в этом нуждался. И одним из них был Ветров. Он, только появившись, нашел себе приемлемое для него место в цокольном этаже и начал энергично его обустраивать. Оказалось, что ко всему он еще и хороший плотник! Он сделал сам себе прекрасную комнату из дерева, обустроил ее в соответствии со своими вкусами, поставил себе неприхотливую мебель, прежде всего рабочий письменный стол, кое-что из мебели сделал сам, и таким образом уютно обосновался.

У него были свои принципы и своя программа действий, от которых он не отступал ни на йоту. Он один мог выступить против мнения всего очередного собрания, если что-то шло не так, как им, организатором данного собрания, планировалось. Он не шел на поводу как отдельных личностей, так и толпы, выступая при необходимости против любых авторитетов.

Он много ездил по стране. Будучи многолетним активистом русского и казачьего движений, во многих городах у него были единомышленники, которые или принимали участие в этих движениях в прошлом, или и по настоящий момент продолжают в них участвовать. Он находил их, встречался, обсуждал широкий круг вопросов, стараясь втянуть их в свою орбиту общественно-политической активности патриотического направления.

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments