
15 апреля на 89-м году ушёл из жизни поэт Валентин Сорокин (1936–2025).
…Беречь Россию не устану,
Она — прозрение моё,
Когда умру, то рядом встану
Я с теми, кто берёг её.
Так жил и так чувствовал Валентин Сорокин.
Без сомнения, можно сказать, что он один из тех, кто создавал литературный процесс как в 1970–1980-е, трудясь в журналах «Волга», «Молодая гвардия», в издательстве «Современник», так и в 90-е и нулевые годы, несколько десятков лет возглавляя Высшие литературные курсы в Литинституте. Много литераторов, учеников Валентина Васильевича и сегодня – в профессии.
Его поэзия и драматургия – это лирическое переживание судьбы народа, но и мобилизация нашего национального самосознания. Валентином Сорокиным созданы образцы русского героического эпоса XX века: поэма «Евпатий Коловрат» — о легендарном русском богатыре времён батыева нашествия; поэма «Дмитрий Донской» — о великом защитнике народа русского и веры православной; поэма «Ляхи» — о Смутном времени, о времени нашего государственного самоопределения; поэма «Бессмертный маршал» – о Георгии Константиновиче Жукове; драма «Палестинец» — история от бойни на арабской земле до предательства 1991 г. в Беловежской пуще; «Прощание» — о великом русском учёном в области атомной науки Игоре Курчатове; несколько лирических поэм о любви.
За каждым сказанным словом Валентина Сорокина стоят поступки. Он первым, когда это было ещё не безопасно, изучил Дело Павла Васильева в архивах КГБ и опубликовал документальную очерковую повесть о безвинно, зверски убитом поэте. Вместе с Юрием Прокушевым Валентин Сорокин добился открытия памятника Сергею Есенину на Тверском бульваре в Москве.
Семья Валентина Васильевича пережила вместе со всем народом и раскулачивание, и голод, и войну, и непосильный труд в тылу. Из этих горестей он вышел поэтом, и вынес любовь к своей стране и восхищение своим народом. Именно предчувствие опасности для Родины руководило им, когда в 1961(!) году Валентин Сорокин написал строки: «Нас предадут Кремлевские мессии / За тайное / Стяжательство своё, — / Детей России, / Матерей России, / Сынов её и воинов её!..», а 18 декабря 1988-го они с Иваном Акуловым отправили срочную телеграмму в Верховный Совет в Кремль: «До каких пор вы намерены терпеть у руля государства и партии Горбачёва, болтливого человека или предателя, подчинённого полностью разрушительной идее ненавистника русского народа Яковлева, энергичного и агрессивного агента ЦРУ? Гнездо сионизма не в Тель-Авиве, а в Москве, под главным куполом Кремля. Мы, русские писатели, требуем суда над изменниками Родины!»
До последнего дня жизни Валентин Сорокин с отеческим и сыновьим щемящим чувством откликался на события, происходящие в нашей стране:
…Сравнимы беды или несравнимы,
Грешно копаться в пекле и в золе,
Но мой народ лишь потому гонимый –
Добрее нет другого на земле.
Честное и мужественное слово Валентина Васильевича Сорокина живёт в его учениках, соратниках, читателях… Его творчество – достояние и гордость русской культуры, оно никогда не служило никакому политическому режиму, оно принадлежит нашему народу и вечно будет служить России.
Ирина Ушакова
Источник: Слово