Мигрантономика

  • Post category:Статьи

Россия недополучает налогов на сумму более трёх триллионов рублей.

Численность мигрантов и их доходов – около 11% общероссийских, мигранты переводят за рубеж ежегодно от 32 до 40 млрд долл.

Теневая занятость среди мигрантов – примерно две трети от их общей численности или половина от всей теневой занятости в России, а налоговые поступления от патентов – всего 123 млрд руб.

При выходе из тени мигранты могли бы дать до 3,1 трлн рублей или 34 млрд долл. налоговых поступлений, масштаба детского, силового или технологического бюджета, половины сальдо платёжного баланса, трети импорта из Китая или двух третей давления Трампа на российскую нефть.

8,5 млн мигрантов зарабатывают 7,5 трлн рублей

По данным ООН согласно Докладу о миграции в мире – 2022, по состоянию на 2020 год в России проживало 11,6 млн мигрантов (4-е место в мире после США, Германии и Саудовской Аравии). МВД РФ сообщило, что в системе миграционного учёта на 1 сентября 2024 года значилось 6,1 млн иностранных граждан, находящихся в России. Глава МВД Владимир Колокольцев отмечал, что на 1 октября нелегальных мигрантов было 740 тыс. человек и что в миграционной сфере ещё многое предстоит сделать. Более 8,5 млн трудовых мигрантов из стран СНГ поставлены на учёт в России в 2023 году, а въехало на нашу территорию из стран СНГ почти 10 млн человек, как сообщала Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.

«Завтра» в заметке «Великое переселение народов» из Средней Азии» писала, что число новых россиян из Таджикистана в 2022 году составило 173 тыс. человек. Всего за 1992–2013 годы через МВД и Федеральную миграционную службу (ФМС) гражданство России получили 3,1 млн граждан среднеазиатских республик, в 2016–2022 годах – ещё 1,06 млн, а через МИД – около 2,1 млн человек. Суммарно получается со времени распада СССР примерно 6,3 млн человек только из этих республик стали гражданами России, и лишь небольшая часть этих людей были русскими.

В 2018–2022 годы российские паспорта получало от 486 тыс. до 717 тыс. человек ежегодно, примерно наполовину за счёт ДНР и ЛНР, а затем всех четырёх новых российских регионов. Вторая же половина новых граждан сформировалась за счёт других постсоветских республик, особенно Таджикистана. В 2024 году прирост новых граждан упал почти в 2 раза (на 45%), в основном из-за начала наведения порядка властями нашей страны в миграционном вопросе.

Между Россией и Таджикистаном действует Договор об урегулировании двойного гражданства от 1995 года. Процитируем страницу сайта Посольства России в Душанбе: «Гражданин Таджикистана, имеющий российское гражданство, рассматривается органами погранконтроля ФСБ России исключительно как гражданин Российской Федерации». С другими постсоветскими республиками сложнее, но и там почва для двойного гражданства. Процитируем Армянский миграционный центр: «Двойное гражданство России и Армении могут получить не только граждане с армянскими корнями».

Теперь оценим заработки выходцев из постсоветских республик в России. Возьмём среднемесячную зарплату по оценке Росстата – 88 тыс. руб. за 2024 год. Труд мигрантов уже совсем не дешёвый, как это было в 2000-е годы. Так, в Москве и Подмосковье летом – осенью 2024 года человеко-день разнорабочего-мигранта на стройке или ремонте стоил 4–5 тыс. руб., а зарплата продавца супермаркета или дворника – от 85 тыс. руб. в месяц.

Средняя величина между числом мигрантов по данным ООН (11,6 млн) и МВД (6,1 млн), что примерно равно данным Москальковой (8,5 млн человек). Для простоты счёта и с учётом отпусков и простоев будем считать 10 месяцев в году. Получится 7,5 трлн руб. заработка мигрантов в 2024 году, а по курсу 92 рубля за доллар – 81 млрд долл.

Общероссийский фонд оплаты труда по данным Росстата составил 64 трлн руб. в 2024 году, а численность рабочей силы – примерно 75,6 млн человек. Получается, что доля мигрантов в доходах – 11,7% и в занятости – 11,4% от общероссийской, то есть похоже.

Налоги на мигрантов – на уровне статистической погрешности

Глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Даниил Егоров сообщал в ноябре 2024 года, что у него нет информации об объёме недоплаченных мигрантами налогов, и вполне вероятно, что объём недоплат налогов в этой сфере является большим. Он также напомнил про две системы налогообложения для мигрантов: первая — самозанятые (для Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Украины), вторая — фиксированный платёж по патенту. Сообщение Егорова было сделано в преддверии разработки приказа ФНС о предоставлении сведений миграционного учёта иностранных граждан, которые не состоят на учёте в налоговых органах.

Представитель МВД России Ирина Волк указывала за 2024 год на 3 млн уведомлений работодателей о заключении трудовых договоров с иностранными работниками, с ростом на треть за год, а также 2 млн патентов, из которых в Москве 563 тыс. и в Московской области 378 тыс., а также на 123 млрд руб. налогов от иностранных граждан по патенту.

Патент может оформляться для трудового договора или для предоставления работ-услуг физическим лицам, то есть с пересечением статистики. Эти правила вступили в силу в 2015 году, а «Вести» сообщали, что «даже дворнику необходимы загранпаспорт и патент». То есть следует брать максимальную из двух цифр МВД, консервативно – среднюю, но точно без их суммирования.

Мэр Москвы Сергей Собянин в октябре 2024 года отмечал, что в столице не наблюдается значимого роста выданных трудовых патентов, действующих – около 450 тыс., со стоимостью патента 8,9 тыс. руб. в месяц на 2025 год. Поступления от патентов в бюджет Москвы запланированы в размере 36,4 млрд руб. на 2025 год. Если умножить число патентов (по данным Собянина или МВД) на 12 месяцев и на стоимость патента, то получится 48–60 млрд руб., что указывает либо на сезонную, либо на теневую занятость до половины мигрантов.

ФНС сообщала в декабре 2024 года о том, что количество самозанятых лиц с гражданством иностранных государств составляет 293 тыс. человек, при том, что всего в России зарегистрировалось более 12 млн самозанятых. Каждый читатель газеты «Завтра» может самостоятельно, исходя из своего личного опыта, оценить, действительно ли примерно 1 из 50 самозанятых является мигрантом, а остальные 49 человек – коренными россиянами.

Реальная ставка налогообложения труда мигрантов, если разделить поступления от патентов 123 млрд руб. на расчётный заработок 7,5 трлн руб., получится всего 1,6%. МВД отдельно не давало цифр налогов только по трудовым договорам без патента, а также самозанятых, вероятно, из-за их малости.

Теневая занятость наполовину из-за мигрантов

Если на патенте и трудовых отношениях числится 2–3 млн из 8,5 млн мигрантов (порядка 30%), то полезно понимать общую статистику трудовой и неформальной занятости.

Росстат отмечает, что в марте 2024 года совокупная занятость составила 75,6 млн человек, включая число рабочих мест в организациях – 34,6 млн человек. Ещё было 2,4 млн государственных гражданских служащих и примерно 4 млн силовиков, суммарно с занятыми в организациях – около 41 млн человек, или 55% занятых.

Разница между 75,6 млн и 41 млн – это прежде всего самозанятые (12 млн), индивидуальные предприниматели (4,6 млн), наёмные работники индивидуальных предпринимателей (2 млн), безработные (2,6 млн), а также примерно 12,5 млн в теневой занятости.

Минтруд оценивал теневую занятость всего в 6,5 млн человек в ноябре 2024 года, хотя в 2023 году было 9,5 млн, с разницей в виде прироста самозанятых. В конце марта 2025 года ФНС относила к активным самозанятым 7,8 млн человек (активные – с деятельностью хотя бы раз за год). Ещё ФНС в новости о достижении числа 12 млн самозанятых в декабре 2024 года отмечала, что «50% самозанятых – это новые лица в правовом поле, которые ранее не декларировали доходы».

Налоговое ведомство указывает на 56 млн трудоустроенных граждан, а статистическое – на 41 млн работающих в организациях, госслужащих и силовиков (самозанятые здесь не учитываются). Столь внушительная разница – это что: занятость неполное число месяцев, сезонная занятость, занятость на дробных ставках? Активная деятельность самозанятых раз в году – это как если бы трудовая деятельность в организациях осуществлялась месяц в году? Вторые 50% самозанятых раньше платили налоги по основной системе как работники организаций?

Вернёмся из методических «дебрей» Росстата, Минтруда и ФНС к мигрантам. Всего не просвечивается занятость порядка 5,5 млн из 8,5 млн мигрантов. При том, что общая теневая занятость в России оценивается Минтрудом в 6,5 млн человек, а через нестыковки в официальной статистике – 12,5 млн человек. Получается, что теневая занятость мигрантов – это почти половина всей теневой занятости в нашей стране или величина нестыковок между данными разных ведомств. При том, что доля мигрантов в сопоставлении с росстатовским трудовым населением всего 11%.

К слову, стоимость патента рассчитывается в виде 6% от оценочной величины дохода мигранта и для 2–3 млн человек вроде соответствует законодательству, хотя такая ставка налога – мизерная по сравнению со ставками НДФЛ и социальными взносами.

Справедливые налоги на мигрантов – уровня детского или технологического бюджета

Предположим, вместо официальных 2 млн мигрантов на патенте таковых было бы 7,5 млн (ещё 1 млн – разница между 3 млн и 2 млн на трудовых отношениях и патенте). Тогда вместо поступлений налогов в 123 млрд руб. было бы 338 млрд руб.

Занятые по трудовым договорам в организациях и на госслужбе платят НДФЛ по ставке 13% (с 2025 года – по прогрессивной ставке), а их работодатели – социальные взносы по ставке 30% (всё ещё с регрессией на крупные заработки).

Если бы 8,5 млн мигрантов на свои 7,5 трлн руб. доходов платили бы налоги хотя бы по ставке 13%, то поступления составили бы почти 1 трлн руб. Если бы ещё платили социальные взносы хотя бы по льготной ставке 15% (про полную ставку 30% даже не мечтаем), то поступило бы ещё 1,1 трлн руб.

Вспомним неясную из статистики численность самозанятых с двумя гражданствами, а также гражданством стран ЕАЭС (в основном Киргизия, Армения). Даже если упрощённо, визуально оценивая, принять, что половина из активных самозанятых (напомним, что их, по данным ФНС, 7,8 млн человек) – мигранты (то есть примерно 3,9 млн человек), то это ещё примерно 1 трлн плюсом к указанным 1–1,1 трлн справедливых налогов.

Плательщики по Основной системе налогов (ОСН) фактически оплачивают социальное обеспечение, медицину и образование за себя и за тех, кто на патенте под 6-7%, самозанятых под 4-6%, не говоря уже о теневой занятости.

Казалось бы, мигранты не имеют права на социальное и пенсионное обеспечение в России, и к ним не следует применять социальные взносы, но всё больше мигрантов получают российские паспорта и будут претендовать на пенсии. Казалось бы, мигранты сплошь здоровые люди с семьями за рубежом, но и здесь всё чаще они привозят семьи с потребностями в российской медицине и образовании за бюджетный счёт.

Для сравнения, как можно было бы использовать справедливые налоги с мигрантов (читатель может выбрать одно из направлений, исходя из данных за 2024 год):

– «детский бюджет» составил 3 трлн руб., включая единое пособие на детей, материнский капитал, субсидии по семейной ипотеке и т.д.;

– общий бюджет МВД составил 1,5 трлн руб., а некомплект кадров 19% в основном из-за низких зарплат и переработок, плюс ещё расходы на другие правоохранительные органы 2 трлн руб. (суммарно 3,5 трлн руб.);

– все федеральные расходы на образование составили 1,5 трлн руб., включая все университеты, РАН, строительство школ по всей стране и т. д.;

– расходы федерального бюджета на технологический суверенитет составили порядка 1 трлн руб. в 2024 году, и их предполагается увеличить в 1,5–2 раза в 2025–2027 годах.

Переводы мигрантов как половина сальдо платёжного баланса

Согласно Платёжному балансу России, люди с российскими паспортами потратили за рубежом на личные поездки в 2024 году 37,5 млрд долл., в 2022 году – 20 млрд долл., в 2016 году – 23 млрд долл., в 2004 году – 10 млрд долл. Выплаты за рубеж по оплате труда составили в 2024 году 8,2 млрд долл., в 2020 году – 4,7 млрд долл., в 2014 году – 14 млрд долл., в 2004 году – 1 млрд долл.

В 2024 году сальдо счёта текущих операций по платёжному балансу составило 62 млрд долл.

Бросаются в глаза расчётный объём заработка мигрантов 7,5 трлн руб. или 81 млрд долл. и выплаты заработанного по платёжному балансу 8 млрд долл. с разницей на порядок. Ещё возникают вопросы в связи с падением оплаты труда за рубеж с 14 млрд до 8 млрд долл. при росте расходов россиян за рубежом с 23 млрд до 37 млрд долл.

Центробанк Узбекистана сообщал, что из России в 2024 году поступило 11,5 млрд долл. переводов физлиц, с ростом на 29% из-за положительных тенденций в трудовой миграции. Получается, что только одна эта страна получила больше, чем все трудовые выплаты из России по данным Платёжного баланса Банка России. Ещё сопоставимые суммы выплачены в Таджикистан и Киргизию, по данным Центробанков суммарно как в Узбекистан, по данным Всемирного банка – в каждую страну по столько же.

Погранслужба ФСБ указывала, что россияне в 2024 году совершили более 29 млн поездок за рубеж, из них 11,6 млн с туристическими целями. Получается, что примерно 2/3 выездов было с нетуристическими целями, из которых совсем мало было по бизнесу, образованию или работе. Может, это во многом и есть до 5 млн людей с двойным гражданством из Средней Азии и Закавказья, которые навещают родственников и переводят им внушительные деньги?

Люди с двумя паспортами могут выплачивать за рубеж около 19 млрд долл. (условно половину всех оплат поездок россиян). Ещё часть переводов за рубеж непрозрачны для официальной статистики, поскольку в платёжном балансе последняя строчка называется «чистые ошибки и пропуски» в размере 9 млрд долл. в 2024 году (возьмём её половину). Вместе с официальными выплатами трудовых денег (8 млрд долл.) получается 32 млрд долл.

Также «нестыковки» объясняются тратой примерно половины или немного больше заработанного внутри России на пропитание и проживание, с попаданием в платёжный баланс только второй половины переводимого за рубеж.

Дисконт или пошлины Трампа на нашу нефть как две трети переводов мигрантов

Может, россияне, несмотря на западные санкции, продолжат шиковать за рубежом, может, и уехавшие в 2022 году и пока не вернувшиеся там шикуют? Согласно подсчётам Росстата, в 2022 году из России уехали 668 тыс. человек, а американское агентство «Блумберг» отмечало в мае 2024 года, что около 40–45% уехавших после февраля 2022 года россиян вернулось домой. О преувеличенной роли релокантов в тратах за рубежом заставляет задуматься почти двукратный статистический рост выплат за личные поездки в 2024 году относительно 2022 года, хотя выезд релокантов был именно в 2022 году, и к 2024 году уже многие вернулись. Это ещё раз заостряет внимание на гипотезе, что изрядная часть указанных 37,5 млрд долл. трат россиян за рубежом приходится на людей с двумя паспортами.

Ещё справедливые налоги с мигрантов на 3,1 трлн руб. – это 34 млрд долл. в дополнение к 62 млрд долл. сальдо счёта текущих операций по платёжному балансу, означающее уменьшение вероятности девальвации рубля на 50%.

Россия импортировала из Китая товаров на 115,5 млрд долл. в 2024 году, а китайский импорт для нас является традиционной основой потребления товаров длительного пользования, а с 2022 года – ещё машин и оборудования. Получается, что за рубеж в 2024 году по, казалось бы, личным поездкам и по трудовым договорам был выплачен эквивалент почти трети важнейшего для нас китайского импорта.

Россия заработала на нефтяном экспорте 189 млрд долл. в 2024 году, под западными санкциями и с вероятностью их ужесточения по трамповскому тарифу 25%, так что из этого гипотетического тарифа (47 млрд долл.) примерно две трети можно покрыть за счёт справедливых налогов на мигрантов.

Таким образом, новой миграционной службе есть над чем поработать в экономической части, а не только в важных вопросах безопасности и правопорядка.

Сергей Ануреев

Источник: Завтра

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments