Мы предали свою молодёжь…
А. Аслаханов.
События на Манежной, в Питере, Ростове и других городах всколыхнули всю Россию. А ещё раньше было и Хотьково, и Калязин. Идёт бурное обсуждение случившегося во всех СМИ. Ищут причины и не хотят их видеть. Такое обсуждение состоялось 15 декабря в программе М. Шевченко «Судите сами!». Одну из самых главных причин увидел член СФ РФ, президент Ассоциации правоохранительных органов и спецслужб Асланбек Аслаханов: «Мы предали свою молодёжь, когда начали строить новую Россию, мы загнали их в подвалы и посадили на иглу и стакан»— но его никто не услышал, а скорее всего, не захотел услышать.
Совсем недавно в каждом, даже самом маленьком, городе работали Дома и Дворцы пионеров и школьников, в которых действовали сотни кружков и секций научно-технического творчества. Ребята что-то изобретали и мастерили своими руками. В каждой школе были кружки автолюбителей, картингистов, радио- и фотолюбителей, судо- и авиамоделистов. ДОСААФ активно занималось военно-спортивной подготовкой молодёжи. Автор этих строк в 1962 году получил права шофёра-любителя и мотоциклиста, причём абсолютно бесплатно. Об этих золотых временах остались в новой России, увы, только воспоминания стариков. Дома и Дворцы проданы под развлекательные центры, ночные клубы и бордели. То же произошло и с детскими садами, а сегодня под грифом «оптимизация» происходит и со школами. Только в прошлом году только в Липецкой области «оптимизировано» 75 школ. Даже трудовое обучение в оставшихся школах заменено безликим словом «технология». Из списков школьных предметов давно исключена астрономия, по новым стандартам в базовой школе не будет и программирования, а ведь оно не меньше, чем математика, «ум в порядок приводит». Возможно, в скором времени и математику с физикой в школах изучать не будут. Кружков научно-технического творчества в школах теперь не сыскать днём с огнём. РОСТО озабочено в основном извлечением прибылей. Если где-то в мегаполисах и сохранились «пережитки тоталитарного прошлого», то во все такие кружки детей принимают за «умеренную» плату, которая непосильна большинству родителей. Это без учета миллиона беспризорников и двух миллионов детей, которые вообще не пошли в сентябре в школу.
Низкий уровень зарплаты большинства родителей заставляет их работать одновременно на нескольких работах. Тут уж не до воспитания— лишь бы накормить и одеть. В таких семьях родительский авторитет падает, и дети оказываются безнадзорными, идут в подвалы, садятся на иглу и стакан..
На телеканалах— насилие, убийства, разврат и гламурное оскотинивание (Е. Ханга, К. Собчак и другие). Доступная научно-популярная литература для детей и учителей почти исчезла. Вместо неё— пособия по магии, астрологии, нумерологии, хиромантии; сонники, руководства по камасутре. Учебные пособия для школьников и учителей, методистов и студентов педвузов часто на грани абсурда. Будто-бы они предназначены не помогать школьникам и учителям, а оболванивать их. Ну, кто сумеет, например, выбрать номера квартир в многоквартирном доме, долг по квартплате в которых превышает максимальный долг по всем квартирам на 80%? А кто знает, что такое координаты диагонали прямоугольника? Или диагональ стороны прямоугольника? А вот авторы таких «пособий» полагают, что школьники должны это уметь и знать. Даже предлагают программы для решения абсурдных задач. Такие «мелочи» не волнуют ни министра, ни президента. В ответ на письма в их адреса получены типичные отписки, а поток макулатуры для школьников на книжных прилавках возрастает. Если его не остановить, то очень скоро Россия превратится в Страну Дураков. Впрочем, «Поле Чудес» в России существует уже третий десяток лет.
В событиях на Манежной, В. В. Путин, выступая на телешоу, обвинил и школу. Тогда следовало бы обвинить и работников торговли, бытового обслуживания… Ведь школа тоже теперь отнесена к сфере услуг, а уровень школьной учительницы на социальной лестнице в этой сфере сегодня ниже уровня проститутки (см. программу А. Малахова «Ночные бабочки»). Вот поэтому учителей избивают и родители, и ученики, доводят до самоубийства работники милиции. Все, кому не лень, льют на учителей ушаты помоев. Прав Гоголь: «Не приведи Бог служить по учёной части…». Министр и его окружение почти в каждом публичном выступлении не забывают напоминать, что есть плохие учителя, что учителя не пользуются уважением в обществе… О каком уважении в обществе можно говорить, если нет уважения со стороны государства?! Школа должна, по словам того же министра, воспитывать пользователей. На это и направлен беспардонный ЕГЭ. Но кто же будет воспитывать творцов, без которых невозможна никакая модернизация?
После ликвидации комсомола, уничтожения культа знаний, унижения школы и учителя, снижения воспитательного влияния родителей в трудовом и особенно в нравственном воспитании образовался абсолютный вакуум. Но, «свято место пусто не бывает». Хорошо, что спорт ещё держится на плаву. Однако, одностороннее воспитание опасно. Ни для кого не секрет, что костяк бандформирований обычно составляют бывшие спортсмены и бывшие спецназовцы. Появились фанаты. Они, конечно, тоже— не мёд, но гораздо лучше, чем сатанисты, скинхеды, готы, религиозные секты разного толка…
Член комитета ГД РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Андрей Воробьёв пытался возразить А. Аслаханову, мол, есть молодёжные объединения. Да, есть. Например «Наши», само название которого уже предполагает конфронтацию с ненашими. Или «Молодая гвардия». Не кощунственно ли присвоить святое имя организации патриотов, погибших в борьбе за Родину, группе, стоящих в очереди к кормушке? Эти организации только и могут скандировать: «Россия, вперёд!». Других общественно-полезных дел от них пока не видно.
События декабря и резня в Кущёвской говорят не о межнациональной розни. Они свидетельствуют также о полной несостоятельности всей системы власти и системы воспитания в условиях российского неокапитализма, где дивиденды со всего, созданного самоотверженным трудом советского народа, пополняют не государственную казну, а безразмерные кошельки прохоровых, лисиных, ткачёвых. Характерно, что большинство участников «декабрьских побоищ»— молодые люди, родившиеся в годы становления дикого бандкапитализма в России— забытое и преданное государством, нравственно искалеченное и брошенное на произвол судьбы поколение. Если государство не повернется лицом к молодёжи, в корне изменив молодёжную политику, политику СМИ, миграционную политику, восстановив статус школы и систему воспитания молодёжи на традициях старших поколений, то нужно готовиться к новым потрясениям. Вся Россия может превратиться в сплошную Кущёвку.
г. Лебедянь
Заслуженный учитель РФ,
Вячеслав Ясенков